Великий пост. Особые богослужения.

Великий пост. Особые богослужения. Особые богослужения, совершаемые в храме Великим постом

1 апреля в 17:00 - Великопостная утреня, на которой читается весь Великий покаянный канон прп. Андрея Критского

Покаянный великий канон — сочинение святителя Андрея Критского, жившего в конце седьмого века от Р.Х. По своему содержанию канон — сокровенная беседа с собственной душой. По форме — античная ритмическая проза. Он изобилует примерами из Ветхого и Нового Заветов, имеющими целью показать не только губительные последствия греховного состояния, но и бесконечное милосердие Божие, хотя и к падшему, но Его любимому творению.

Чтение Покаянного Великого Канона — это, своего рода, словесное паломничество в духовный мир святого Андрея Критского, в мир восточной монашеской мистики и православной византийской антропологии. Покаянный Великий Канон знакомит читателя и слушателя с духовным измерением бытия: жизнь как стояние перед вечным Богом в сердечном молчании и творческой созидающей деятельности, как умственное богосозерцание, как восхождение к вершинам святости через отсечение слабой греховной воли и утверждение последней в добре через исполнение двуединой заповеди о любви к Богу и человеку. 

Каждую среду - в 18-00 , каждую пятницу -в 7-30 - Литургия Преждеосвященных Даров

Литургия Преждеосвященных Даров отличается от обыкновенной (Василия Великого и Иоанна Златоустого) литургии тем, что она совершается вместе с вечернею и есть сокращение полной литургии. Она называется литургией Преждеосвященных Даров, потому что на ней причащаются Св. Дарами (Телом и Кровью Христовыми) прежде уже освященными, вкушают Агнца прежде приготовленного, прежде освященного и напоенного Кровью Христовой.
Теперь литургия Преждеосвященных Даров совершается у нас только в Великом посту. В Великом посту она стала совершаться по следующему поводу. Великий пост есть время плача и сокрушения нашего о грехах. Сознавая все это, св. Отцы и постановили, чтобы в Великом посту не совершалась полная литургия (Василия Великого и Иоанна Златоустого), потому что на полной литургии приносится Безкровная Жертва за христиан, а Жертва эта составляет для христиан величайшую радость и торжество. Но, так как многие христиане желали видеть хотя некоторое подобие полной литургии и сильно желали причащаться Св. Таин в отраду своей душе (потому что не причаститься не только несколько недель, но даже несколько дней христиане считали величайшим несчастием), то св. Отцы и постановили, чтобы в Великом посту, ради благочестивого желания христиан, совершалась литургия Преждеосвященных Даров, кроме суббот и воскресений, когда служилась полная литургия (в субботу ради причащения говеющих, а в воскресенье в честь воскресшего Господа). Но когда святая ревность христиан ослабела к Св. и животворящим Тайнам, когда христиане перестали причащаться каждый день, когда с трудом стали избирать только несколько дней в посту, чтобы поговеть и причаститься, тогда св. церковь, с прискорбием увидев это, перестала каждодневно совершать литургию Преждеосвященных Даров в Великом посту. Она стала совершать литургию Преждеосвященных Даров только уже в среду и пятницу, во дни более важные по воспоминаниям из жизни Христа Спасителя: в среду Иуда решился за деньги предать Его, а в пятницу Господь претерпел за нас грешных смерть на кресте. (архим. Евгений)

15, 22, 29 марта, 5 апреля 15:00 - Пассия

Па́ссия – (лат. «страдание») – неуставное богослужение, последование которого сосредоточено на Страданиях Христа. Совершается в храмах Великим постом вечером четырёх воскресных дней.

Эта самая поздняя по времени возникновения православная служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой), создателем многих литургических форм.

Последование Пассии бывает 4 раза в год (по числу евангелистов): во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья (или пятницы) Великого Поста, по вечерам. За каждой Пассией прочитываются евангельские повествования о Страданиях (Страстях) Христа, по две главы каждого Евангелия: на первой – (Мф.26; Мф.27), на второй – (Мк.14; Мк.15), на третьей – (Лк.22; Лк.23), на четвертой – (Ин.18; Ин.19). По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках.

В конце службы все верующие с благоговением подходят поклониться перед Распятием, Крестом Христовым, который на Пассии выносится на середину храма.

Совершение пассий было впервые одобрено Собором Киевской митрополии, состоявшимся в 1629 году под председательством митрополита Киевского и Галицкого Иова (Борецкого), защитника Православия в борьбе с унией. В 1702 году чин пассии впервые был напечатан в Киево-Печерской лавре. Согласно этому чинопоследованию, пассия совершалась в составе повечерия. В этом первоначальном варианте пассия состояла из Евангельского чтения о Страданиях Спасителя, пения стихир Страстного пятка и Страстной субботы, а также проповеди. Практика совершения пассий на повечерии до сих пор сохраняется в пределах Украинской Православной Церкви.

В середине XIX века святитель Иннокентий Херсонский составил службу с акафистом Божественным Страстям Христовым. Она предназначалась как для частного молитвенного употребления, так и для совершения в храмах по образцу чинопоследования богослужения с акафистом, принятого в Киево-Печерской лавре. Акафист в редакции святителя Иннокентия неоднократно в течение XIX-XX веков издавался Синодальными типографиями. С начала XX века акафист Божественным Страстям Христовым стал включаться и в чинопоследование пассии.

В годы гонений пассии получили более широкое распространение, при этом сохранялось разнообразие обычаев их совершения. В частности, в практике московских и петербуржских приходов установился обычай совершать пассию на вечернем богослужении в воскресные дни Великого Поста, сегодня наиболее распространенный в Русской Православной Церкви.

Этот обычай дает возможность прихожанам, находящимся в будние дни на работе, духовно участвовать в событиях Страстей, напитываться Евангельскими словами. Многие выдающиеся проповедники использовали Евангельские чтения пассий как повод обратиться к пришедшим в храм со словом назидания.

Хотя тема Страстей звучит в ежедневном постовом богослужении — в умилительных покаянных стихирах, в тропарях великопостных часов, в ветхозаветных пророчествах, совершение пассии на приходах в воскресные дни позволяет погрузиться в переживание Страданий Христовых и тем верующим, которые не имеют возможности посещать вседневные службы.

По числу Евангелистов обычно в приходской и монастырской практике совершаются четыре пассии, что дает возможность молящимся полностью услышать на пассиях библейское повествование о нашем Искуплении. Великую пользу для себя получает человек, если со вниманием слушает Евангельское слово. И благовестие нашего спасения способно перевернуть человеческую душу, обратив человека к покаянию.

 
Каждый понедельник (кроме 6 апреля) в 18:00 - Таинство  Елеосвящения  (Соборование)


Таинство Елеосвящения чаще называют Соборование (поскольку оно обычно совершается несколькими священниками, то есть соборно). В чем же его суть?

Во-первых, молитвы этого таинства могут исцелить болящего, если на то будет Божия воля.

Во-вторых, что не менее важно, в таинстве Соборования человек получает прощение грехов. Но каких грехов? Не тех, которые необходимо исповедовать в таинстве Покаяния, которые мы сознаем и пытаемся преодолевать. У каждого из нас есть множество грехов, которые проходят мимо нашего сознания, в силу нашей духовной расслабленности, грубости чувств. Либо мы, согрешив, тут же забываем это, либо вообще не считаем за грех, не замечаем. Однако, неосознанные грехи - это все равно грехи. Они отягощают душу, и от них необходимо очиститься, что и происходит в таинстве Елеосвящения





Ростов–на–Дону
пр. Космонавтов 16а/32а
Важная информация