«Жизнь Церкви во многом зависит от нашей жизни, от того, даем ли мы плоды»

«Жизнь Церкви во многом зависит от нашей жизни, от того, даем ли мы плоды» Притча о злых виноградаряхВо имя Отца, и Сына и Святаго Духа! Среди Евангельских чтений, которые святая Церковь предлагает нам каждый воскресный день после праздника Пасхи, праздника Пятидесятницы, чтений, наполненных торжественными моментами - Господь исцеляет страждущих, больных, говорит поучения Своим ученикам, сегодняшнее евангельское чтение занимает особое место, поскольку наполнено строгостью и обличением.

Незадолго до Своих страданий, распятия на кресте, Христос, находясь во Иерусалиме, говорит притчу.   Говорит притчу в окружении фарисеев, знатоков закона, членов еврейского синедриона о том, что некий домовитый человек насадил виноградник и отдал его наемникам в аренду, для того, они возделывали эту землю, чтобы она давала плоды. Виноградник обнес забором, поставил высокую башню, и когда пришло время собирать плоды, хозяин виноградника посылает своих слуг, и делает это неоднократно. Арендаторы виноградника одних слуг побили, других убили, третьих изгнали. И тогда хозяин виноградника говорит: «Пошлю своего сына, единственного, чтобы они его устыдились». Когда наемники услышали о том, что идет сын хозяина, то рассудили между собой: «Это единственный наследник. Давайте убьем его и тогда сами завладеем этой землей: и виноград, и плоды станут нашими». Потом Господь обращается к слушателям и  спрашивает:  «Как вы думаете, как поступит хозяин с этими делателями?» Сами иудеи говорят о том, что, конечно, хозяин должен разгневаться и погубить этих нечестивых делателей.
Конечно, в исторической перспективе, рассматривая эту притчу, мы  понимаем, что Христос намеренно говорит ее тем людям, которые через некоторое время должны Его распять. И притча эта такая ясная и понятная: под хозяином разумеется Сам Бог, Творец всего видимого и невидимого мира, Который создал этот виноградник и поставил людей, чтобы возделывать его, а забор, который установил Он – это заповеди, которые должны препятствовать тому, чтобы люди шли по неверному пути. Препятствовали бы нарушению закона Божия, а следовательно, закона мироздания. И потом, в течение человеческой истории Бог многократно посылал к Своему избранному народу пророков, различных учителей. Из истории Ветхого Завета мы знаем, что большинство из этих пророков были гонимы, а многие и погибли от рук Своих единоплеменников.
И точно также, придя к избранному народу, к Своему народу, народу-богоносцу, Сын Божий, Единородный, также погиб от рук Своих единоплеменников. Но с другой стороны, если мы посмотрим на эту притчу, то она конечно была сказана не только для иудеев, но и для всех нас, потому что мы тоже являемся делателями виноградника Христова. И ныне таким виноградником является Церковь, которую Господь насадил и удобрил Честною Своею Кровию.
И притча эта, братия и сестры, прежде всего о лютой неблагодарности человечества по отношению к Богу. Неблагодарность эта заключается в том, что люди вместо того, чтобы возделывать виноградник, лишь нещадно эксплуатируют его. И мы, христиане, делатели виноградника Христова, находясь в Церкви, спросим себя, даю ли я какие-то плоды? Есть ли в моей жизни плоды, плоды духовной жизни, или я лишь потребительски отношусь к тем дарам, которые нам дала Жертва Христова? Потому что через Жертву Христову, через основанную Им Церковь, мы получаем Таинства, мы исповедуемся, причащаемся, соборуемся, совершаем молитву в храмах, обращаемся к Богу, к Его Пречистой Матери, к святым угодникам, которые подвизались ради Бога, мы все таким образом приобщаемся к плодам жертвы Христа. Но это потребление. А что мы даем взамен? Разве порой, находясь в Церкви многие годы, смотря на свою жизнь, мы можем сказать, что что-то в ней поменялось? Разве что-то мы изменили в своей душе? Разве изменились наши отношения с нашими близкими? Разве мы стали лучше? Разве мы стали духовнее? К большому сожалению, очень часто, в жизни многих и многих христиан этого не происходит. Мы лишь являемся потребителями в этом винограднике. И если мы видим это, то мы понимаем, что сегодня, слушая это Евангелие, мы становимся перед судом этой притчи, потому что Христос говорит о том, что хозяин не просто погубит  наемников – делателей виноградника, но отдаст виноградник другим делателям, которые принесут ему плод в свое время.
И так и произошло с ветхозаветной Церковью, которая уже не давала никакого плода, поэтому, как мы знаем, спустя буквально пару десятилетий после этих слов, священный город Иерусалим, древнейший город на Земле, был разрушен до основания. Город вспахали плугом, чтобы даже памяти не оставалось о том, что на этой земле жили иудеи. Миллионы людей были уведены в плен, а остальные рассеялись по лицу всей земли. И тогда Господь отдал виноградник другим народам, языческим, которые дотоле не знали веры в истинного Бога. И основал этот новый виноградник - Церковь Христову, делателями которой являемся все мы. И судьба Церкви, ее жизнь, во многом зависит от нашей жизни, зависит от наших взаимоотношений с Богом, от того, даем ли мы плоды. Или мы как те виноградари, которые готовы лишь потреблять, но ничего не давать взамен. Мы сейчас видим, братия и сестры, как на нашей земле, в нашей Церкви, наступают непростые времена: воздвигается хула на Церковь, порой откровенная клевета. И во многом от нас, христиан, зависит, что  с нами будет дальше, по какому пути мы пойдем. И, к сожалению, порой  даже сами христиане, вместо того, чтобы поддерживать друг друга, чтобы вместе возделывать виноградник, разделяются, не почитают священноначалие; порой в наших семьях, церковных семьях, происходят всевозможные нестроения и недопонимания. Вместо того, чтобы наоборот, быть едиными, чтобы единым сердцем и едиными устами славить Бога, и, несмотря ни на какие треволнения века сего, являть миру Божию правду, мы порой не можем достигнуть единства даже в малом, в каких-то малых мнениях!
Поэтому, братия и сестры, нам должно быть страшно оттого, что Бог может забрать от нас наш виноградник. Да не лишимся мы виноградника Христова, и не окажемся этими злыми делателями, когда предстанем на Страшном Суде Христовом, когда вдруг выяснится, что человек десятилетия ходил в храм, вел внешне благообразный, благочестивый образ жизни, но на самом деле он был злым делателем, потому что не приносил никаких плодов.
Милостивый Небесный Отец да сохранит нас от этого, да дарует нам разум, да дарует нам благочестие, чтобы наши поступки, наши дела, были сообразны  со словом Божиим. Чтобы мы, христиане были сильны не только в слове, но и в деле каждый день! Да поможет нам в этом Господь! Аминь.
протоиерей Димитрий Соболевский


Ростов–на–Дону
пр. Космонавтов 16а/32а
Важная информация