Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня. Крест - это лестница от земли к небу. (св. Паисий Святогорец)

Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня. Крест - это лестница от земли к небу. (св. Паисий Святогорец) Сегодня, братья и сестры, мы совершаем чествование Честнаго и Животворящего Креста Господня. Это особый день, который входит в число двунадесятых церковных праздников, хотя событие Воздвижения креста Господня не относится к событиям Священного Писания. Но поскольку крест занимает особое место в христианской Церкви, то и день чествования креста Церковь относит к ряду главнейших праздников.
Мы почитаем Крест Христов как великую святыню прежде всего потому, что на нем совершилось спасение рода человеческого. Жизнь христианина постоянно протекает под знамением креста. Человек рождается и боголюбивая мать сразу же осеняет его крестным знамением, потом ребенка приносят в храм, где совершается Таинство крещения и младенцу надевают нательный крестик. В течение всей жизни человек соприкасается с крестом. А когда человек завершит свой земной путь, на его последнем пристанище - могиле - также поставят крест — в знак того что этот человек был верен своей вере до конца своих дней.  Сам Господь в Евангелии говорит о том, что при конце мира явится знамение Сына Человеческого на небе. Это и будет явление Креста Господня. Крест играет огромную роль в жизни каждого из нас.

Но порой, поклоняясь кресту или совершая крестное знамение, мы забываем, что стоит за понятием креста. Не так давно, в концентрационных лагерях  гитлеровской Германии проводились всевозможные эксперименты над людьми. Фашистским врачам  было особо интересно узнать, что испытывает человек, распятый на кресте. Фашисты распинали людей на крестах и скрупулёзно записывали,  все сведения о том, что испытывали люди. Эти данные сохранились и дошли до наших дней. И поэтому сейчас достоверно известно, что страдания человека, распятого на кресте, очень тяжелы и мучительны. В древнем Риме распятие на кресте считалось самой позорной смертью. Господь пришел на землю, чтобы исцелить падшее естество человека; Он воспринял нашу природу, чтобы победить грех и страдания которые происходят от греха (всякое страдание скорбь и болезнь — следствие греха). Господь должен был испить чашу самого страшного человеческого горя и поэтому Он добровольно избирает смерть на кресте. Зная, что Господь ради нас испытал немыслимые муки, мы должны с благоговением осенять себя крестным знамением.
Крест Христов — это не только символ христианства. Крест — это оружие, которое дал нам Господь для победы над дьяволом. Ничто в этом мире так не боится враг рода человеческого как знамение креста. И христиане, зная об этом с самых первых веков христианства, старались, чтобы крест всегда присутствовал в их жизни. При проведении раскопок в древних римских катакомбах археологи находили изображения креста.
Крест Господень помогает нам в несении нашего собственного жизненного креста. Жизненный крест -  это те скорби и испытания, которые происходят в жизни каждого из нас помимо нашей воли. Святой старец Паисий Святогорец говорит о том, что жизненные крест — это великое благо для человека. Господь дает человеку жизненный крест не для того, чтобы он мучился в этой жизни, а для того, чтобы он по этому кресту как по лестнице взошел от земли на небо. Крест — это лестница, приводящая человека от земли к Богу.  
Святые отцы, поучая о необходимости смиренного и безропотного несения жизненного креста, говорят о том, что невозможно спасти свою душу без несения своего жизненного креста. И когда в жизни самих святых были такие моменты, лишаемы скорбей и испытаний они очень сильно плакали и сокрушались о том, что Господь забыл о них. "Так велики мои грехи, что уже ничто не может меня исправить."
Каждый из нас также несет свой жизненный крест. Порой мы унываем, крест кажется нам тяжелым, непосильным. Хотя мы в теории знаем, что Господь не дает человеку креста не по силам. Но все равно мы ропщем, недоумеваем почему это происходит с нами, в нашей жизни. Для того чтобы нам легче было нести свой жизненный крест, мы вновь и вновь должны припасть к тому кресту Христову, который лежит сегодня посередине нашего храма. По нашей вере, по нашим молитвам этот крест (в него вложена частица Голгофы) является тем крестом на котором был распят Господь. И мы, припадая к кресту и вспоминая о том,  какие страдания стоят за ним, должны также помнить о том, что каждое наше прегрешение — это тоже плевок в распятого Христа. Многие говорят: «Почему я должен раскаиваться в распятии Христа, считать себя в этом виновным?» Христос претерпел распятие за человеческий грех, а мы когда совершаем  грех, продолжаем в своем сердце распинать Божественного Учителя.
В борьбе с грехом, в преодолении житейских трудностей крест — это наша первейшая защита, опора. Можно сказать, что это наш костыль. И если мы будем опираться на него с твердой верой и упованием, то сила креста поможет нам преодолеть все негативное, что есть в нашей жизни. Сейчас, братья и сестры, будем прикладываться ко кресту и по нашей вере получать благодать от этого святого и животворящего древа. Аминь.
протоиерей Димитрий Соболевский


Ростов–на–Дону
пр. Космонавтов 16а/32а
Важная информация