«Великий пост – возможность стать немного больше христианином…»

Начался Великий пост. Время, которое требует особого настроя, особого отношения к себе, другим. И, наверное, у каждого возникает вопрос: как провести Святую Четырядесятницу, как правильно не только соблюсти «форму» поста (телесное воздержание), но и проникнуть в его «содержание» (глубокий духовный смысл и цель)? Об этих вопросах мы беседовали с настоятелем нашего храма, иереем Димитрием Соболевским.
Для многих православных людей, стремящихся провести пост, не только ограничивая себя в пище и каких-то излишествах, но ещё и желающих проникнуть в духовную суть поста, действительно подготовиться к встрече с Богом, происходящей на Страстной  Неделе и Светлому Воскресению Христову, возникают вопросы: с чего начать? Как входить в постный «образ жизни», чем руководствоваться на этом пути?
Мне кажется, что проведение поста во многом зависит от самого постящегося человека, от того, как он устрояет свою жизнь. И здесь очень большое значение играет первоначальный настрой, то есть проведение самых первых дней поста. Трудным является именно вхождение в пост. Как именно в первую неделю человек себя настроит, так далее и пойдёт течение поста в целом. Эти особые богослужения первой седмицы поста, великий канон преп. Андрея Критского. Всё это призвано помочь совершить человеку этот переход и благополучно войти в эти святые дни, обретя подлинную настроенность, к которой всех нас призывает Церковь.
Особо стоит учесть то обстоятельство, что пост – это время проверки нашей веры, проверки нашего отношения к ней и потому неизбежны испытания, некие сложные внешние и внутренние обстоятельства, благодаря которым мы познаём наше немощь и в то же время силу Божию, содействующую нам. Пост не может протекать мягко и просто. Это время духовного напряжения и подвига, определённой сложности, требующей определённого упражнения с нашей стороны и преодоления. И здесь главное в том, что человек постоянно должен помнить – без Бога и без веры Ему пост не сможет быть проведён достойно. А с Ним человек может пройти сквозь любые искушения.
Важным является осознание того, что телесное воздержание (в пище) – не самоцель и далеко не самая главная деталь проведения поста. Пост – это не диета, это очевидно. Воздержание в пище только помогает нам в духовной жизни, в нравственном развитии.
Стоит помнить о том, что Святая Четырядесятница – это своего рода «духовная десятина» Богу. Мы жертвуем временем. Это единственное, что мы можем принести Богу в дар, в ответ на все Его благодеяния к нам. И потому человек должен стремиться уделять больше времени богослужению, добрым делам.
Многим сейчас кажется невозможным или же проблематичным осуществлять те подвиги, о которых пишут святые отцы в своих наставлениях о проведении поста. Как всё же нам пытаться и в современной культуре человеку проводить благочестивую жизнь и проживать это святое время в согласии с церковным уставом? Как преодолеть это усиливающийся разрыв между повседневностью жизни христианина и его церковной жизнью?
Мы сейчас живём действительное в сложное время, вся культура исключает православие из своей реальности, а потому и сложнее совершенствоваться, сложнее осуществить то, о чём писали подвижник древней Церкви. Нет уже отмосферы православия, которая пронизывает все сферы человеческой жизнедеятельности, как это было ещё буквально в конце XIX в. Но у нас всегда есть возможность сделать доброе дело, помочь ближнему, уделить внимание тем, кто в нём нуждается. Потратить своё время на богослужение. При всей сложности с современной острой нехваткой времени нужно всячески искать возможности побыть в храме, уделить время посещению храмового богослужению.
И говоря о том, как всё же сохранить достойную и благочестивую жизнь в среде, которая абсолютно во всём противоречит духу Евангелия, следует сказать следующее. В любом деле, начинании есть программа минимум и есть программа максимум. Если человек сразу стремиться достичь каких-либо высот, то, как правило, он бросает всё на середине пути и забывает даже о чём-то малом, касающемся добродетели. Это духовный закон. И потому нужно стремиться к реализации программы минимум. В чём может заключаться эта программа минимум Великого поста?
Начинать стоит с укрепления понимания, что Великим постом мне необходимо быть христианином больше, чем я есть. Для этого нужно уделять больше времени храмовому богослужению, как я уже говорил, стремиться больше молиться, больше молиться. Отказавшись от телевизора и светского чтения (развлекательного, пустого) и заполнить это время духовным чтением.
Особо остановлюсь на посещении храма. Даже если человек не успевает к началу богослужения, то смущаться не стоит. Если это будут всего пятнадцать-двадцать минут, проведённые в храме – это уже большое подспорье в духовном укреплении христианину. Богослужение настраивает, оно укрепляет человека. И потому стоит не только в воскресные дни приходить в храм и даже не только во время богослужения находиться в нём, а даже в любое другое время. Просто побыть в храме, постоять у иконы, побыть в этой особой атмосфере.
И самой важной вещью, о которой стоит отдельно сказать, является участие в таинствах. Оно должно быть регулярным и как можно более частым в течение Великого поста. Я выступаю за то, чтобы человек стремился как можно чаще прибегать к участию в таинствах покаяния и Причастия. Это самое большое укрепление и содействие духовной жизни для человека, желающего углубляться в церковную жизнь, творчески развиваться в ней. И это не какая-то особая форма жизни, это норма церковного опыта. Просто так должно быть.
Батюшка, чтобы Вы посоветовали читать Великим постом, потому что, как Вы заметили, духовное чтение организовывает человека и помогает ему обрести правильные ориентиры в духовной жизни?
Сложно давать какие-то общие рекомендации по этому поводу. Но одно должно быть для нас очевидным – нужно двигаться вперёд и не стояться на месте и в этом деле. Если человек привык читать только жития святых, то ему нужно предпринять усилие, чтобы включить в список для прочтения и литературу иную. Жития святых – это прекрасное и необходимое чтение, но нельзя только на этом останавливаться, игнорируя всё богатство святоотеческой письменности и современной духовной литературы. Пусть это будет совсем небольшое произведение, но такое, чтобы оно могло навести на серьёзные размышления и помочь нам выйти на некий иной уровень восприятия духовной жизни и её проведения.
Среди книг, на которые стоило бы обратить особое внимание «Душеполезные поучения» преп. аввы Дорофея и сочинения свт. Феофана Затворника, сочинения свт. Игнатия (Брянчанинова), «Моя жизнь во Христе» св. прав. Иоанна Кронштадского.
Важно понимать, что чтение должно содействовать духовному росту. А не просто развлекать ум и наполнять его некой информацией якобы духовного содержания.
Беседовал А. Соловьёв

Ростов–на–Дону
пр. Космонавтов 16а/32а
Важная информация