«Величие Иоанна Предтечи заключалось в абсолютной преданности воле Божией и поиске Божией правды»

«Величие Иоанна Предтечи заключалось в абсолютной преданности воле Божией и поиске Божией правды» Проповедь в неделю 12-ю по Пятидесятнице и день Усекновения главы Крестителя Господня Иоанна

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В сегодняшний день, дорогие о Господе братья и сестры, мы с вами вспоминаем не только Воскресение Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа — малую Пасху, воскресный день, — но также и праздник Усекновения главы Пророка и Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

С одной стороны, этот день является праздничным. Но, вместе с тем, это — трагическое событие священной истории Нового Завета, поэтому сегодняшний день по церковному уставу является днём постным. Я думаю, что многие из вас прекрасно знают, что это за событие. Напомню лишь кратко о том, что в течение своей очень короткой земной жизни, в течение тридцати лет святой Пророк, по слову Спасителя нашего Иисуса Христа, был величайший из пророков, когда-либо рождённых женами. Причём, мы знаем, Иоанн не совершил в своей жизни ни одного чуда, но его величие заключалось прежде всего в абсолютной преданности воле Божией, и следовании воле Божией, и поиске правды Божией. Святой Пророк не боялся обличать злые поступки, злые дела других людей, невзирая на их лица и положение. Мы знаем, что он обличал и простых людей, которые приходили к нему, за какие-то их греховные дела, и, что было гораздо более опасно, обличал сильных мира сего.
И Священное Писание повествует нам о том, что одним из таких сильных мира был царь Ирод. Надо понимать, что это был не тот Ирод, при котором родился Спаситель, это был уже его сын, потому что это была целая династия Иродов, и речь идёт уже о сыне царя Ирода, того, при котором родился Спаситель и при котором было избиение четырнадцати тысяч вифлеемских младенцев. Сын унаследовал от отца очень много дурных качеств, также был очень жестоким, подозрительным человеком, и был человеком очень развратного образа жизни. И, несмотря на то, что династия Иродов восстановила храм Соломона и прилагала очень много усилий к тому, чтобы храм Соломона был благолепный, красивый, благоустроенный, всё равно династия этих людей была ненавидима народом, потому что народ знал, что люди эти не соблюдают Закон Божий, и, собственно говоря, власть они захватили не совсем законно. Да и власти они особой не имели, поскольку были лишь ставленниками Рима и полностью были подотчётны Риму, и римский император в любой момент мог их снять с должности. И поэтому народ ненавидел и вот этого Ирода. Но ещё больше ненависть к нему проявилась тогда, когда этот человек совершил совершенно ужасный, незаконный поступок с точки зрения того времени: пользуясь своим положением, своей властью, он незаконно взял себе в жёны жену своего брата (брат его был жив, никуда не делся). Он обольстил эту женщину, а может быть, тут было какое-то взаимное обольщение. Они стали жить вместе, и, конечно, с точки зрения иудея того времени, это был ужасный поступок, и, конечно, это никак не прибавило уважения к этому царю. И понятно, что за спиной Ирода об этом говорили все. Как часто бывает, у нас любят говорить за спиной и в наше время — порой в глаза боятся говорить, особенно если люди переживают за свой статус, за своё положение.
Мы видим, что Иоанн Предтеча был свободен от этой боязни, от этого страха, потому что единственное, чего он боялся в жизни — нарушить Закон Божий, не следовать Закону Божию, нарушить своё пророческое призвание. И поэтому он постоянно обличал Ирода, при каждом случае он ему об этом говорил, и говорил не с глазу на глаз, а во всеуслышание, при каждом удобном случае. Нужно отдать должное Ироду, что всё-таки в нём были какие-то нравственные качества, и он всё-таки прислушивался к Иоанну и понимал, что совершает ужасный поступок, ужасное деяние, понимал, что живёт незаконно, нарушает Закон Божий. Но и мы с вами тоже, братья и сестры, порой с этим сталкиваемся, когда человек вроде бы принимает Евангелие, евангельскую истину, и верует в Господа Иисуса Христа, но не имеет решимости изменить свою жизнь. Всё принимает, со всем согласен, но продолжает жить скверно, и не может побороть себя, побороть свою страсть, сделать шаг навстречу Богу.
Это были сложные взаимоотношения царя Ирода и Иоанна: тут было и уважение к Иоанну, и страх, потому что царь прекрасно понимал, что Иоанна почитает весь народ, и применить к нему какие-либо меры боялся, потому что это могло вызвать возмущение в народе иудейском. Но мы знаем, что вот эта жена, точнее, сожительница, — Иродиада, — была, наверное, более коварной женщиной, и она действительно по-настоящему ненавидела Иоанна, потому что, как ей, наверное, казалось, он мешал её женскому счастью. Вот, пришёл её звёздный час, она стала женой царя, а тут появляется кто-то, кто этому мешает! И, конечно, вот эта ненависть и желание погубить Иоанна очень глубоко поселились в её сердце. В течение очень длительного времени она наверняка вынашивала план, как бы ей погубить Иоанна. Мы с вами знаем тоже, как страшна бывает женская ненависть. Она бывает гораздо более изощрённой, более коварной, может быть, даже более выжидательной. И если, бывает порой, женщина является по сути своей злой, то очень опасно встать на её пути, потому что она будет очень долго продумывать способ, чтобы тебя уничтожить, чтобы ты никогда больше не появился на её жизненном пути.
Собственно говоря, так и произошло, и мы знаем, что Иродиада воспользовалась тем моментом, когда был пир у царя. Царь был пьян, её дочка станцевала очень соблазнительный танец, угодила царю, и царь в состоянии пьяного угара сказал «проси у меня чего хочешь, даже до половины царства» (хотя, по сути, он не имел на это права, потому что он не имел права распоряжаться своей властью; если бы дочка попросила полцарства, он никогда бы ей этого не дал, потому что он не имел такой власти, это мог дать только римский император). Но дочка пошла к своей матери посоветоваться, и та поняла, что это тот «шанс», о котором она так долго мечтала. Она сказала: «проси на блюде голову Иоанна Крестителя». А в это время Иоанн уже находился в темнице, уже был заточён, видимо, в очередной раз вызвав гнев царя — может быть, у царя уже кончилось терпение оттого, что Иоанн постоянно его обличал. Это и было совершено: Иоанн был действительно усечён в темнице. Евангелие говорит, что царь здесь опечалился, и толкователи Священного Писания, отцы Церкви говорят, что Ирод от этого был очень опечален. Но его гордыня и страх потерять свой авторитет в глазах тех, кто сидел на этом пире, оттого, что он не держит своё слово, взяли верх, и он отдал такой несправедливый и совершенно ужасный приказ и погубил последнего величайшего Пророка, который был послан народу израильскому. Со времени Иоанна Крестителя больше ни один пророк уже к израильтянам не приходил — это был последний пророк.
Мы с вами, братья и сестры, конечно, видим, что этот пример Иоанна Крестителя — он нас тоже как христиан, как последователей Господа нашего Иисуса Христа и как людей, которые почитают, чествуют Иоанна, вразумляет: как важно нам всё время в жизни следовать правде Божией. А для того чтобы этой правде следовать и проповедовать эту правду другим людям, нужно, во-первых, самому внутренне быть в ней уверенным. Нужно всегда соизмерять свои поступки, желания, даже мысли с Евангелием, спрашивать себя: моя жизнь сообразуется со словом Божиим? Не оскорбляю ли я Бога своей жизнью? И если мы с вами будем иметь такой моральный стержень, то тогда мы тоже всегда сможем говорить правду, а мы к этому призваны, понимаете? Мы — христиане, мы призваны говорить правду, в том числе и друг другу, и всем людям. Но, к сожалению, большей частью в нашей жизни это не происходит, потому что мы порой сами не имеем морального права кого-либо учить и что-либо говорить (хотя и такое случается, что некоторые из нас считают возможным поучать других, говорить какие-то, может быть, обличительные вещи, а морального права на это не имеют, потому что сами по уши в грехах). Но вместе с тем это понятие правды — и правды Божией, и правды человеческой — это очень важная категория в нашей жизни, потому что мы с вами, братья и сестры, живём в окружении постоянной лжи. Мы просыпаемся — и в течение дня, до конца дня мы постоянно сталкиваемся с ложью, потому что ложь находится во всём: в наших отношениях с близкими, на работе, в наших отношениях с государством… В свою очередь, государство так же относится к нам. И, конечно, очень тяжело нам стремиться к правде.
К большому сожалению, и в жизни церковной мы тоже сталкиваемся с проявлениями лжи, неискренности, лицемерия. Я очень много раз слышал, как люди, которые делают только первые шаги в Церкви, говорят: «Батюшка, ну как же так? Я пришёл в храм, и я сталкиваюсь с тем, что здесь есть и лицемерие, и неправда, и ложь...» Да, действительно, это есть, потому что — нужно понимать — здесь не святые люди собираются. Здесь собираются как раз больные, грешные люди, которые лишь имеют желание исправить свою жизнь. Но очень часто наша укоренённость во лжи бывает такой, что мы даже не замечаем уже её разрушительного действия в нашей церковной жизни. Я порой даже удивляюсь, какое значение имеют слухи именно в церковной среде. Знаете, есть даже такая шутка церковная: «В Церкви очень хорошо работает служба ОБС (одна баба сказала)». Это действительно является фактом нашей церковной жизни. Я, например, знаю, как даже некоторые наши прихожане порой что-то домысливают, не поняв, не разобравшись в ситуации, начинают передавать друг другу, что-то мусолить. Как часто я сталкиваюсь, например, с тем, что у человека есть какой-то вопрос, он чего-то не понимает, но не может подойти спросить напрямую у священника, и начинает что-то домысливать. Поэтому сегодня, пользуясь случаем, я хочу вас к тому призвать, братья и сестры: если у вас есть какой-то вопрос, который касается устройства нашей церковной жизни, или что-то вам непонятно — не нужно пытаться за спиной где-то шушукаться по углам. Если даже, может быть, что-то вас смущает, или вы чего-то не понимаете — подойдите, спросите у священника, подойдите ко мне как к настоятелю храма и спросите. Не нужно порождать слухи и не нужно потом их распространять! Скажу честно, это совершенно ужасное и даже постыдное для христиан явление — слухи. Но это есть и бурно развивается.
Мы с вами, братья и сестры, должны быть служителями правды. Не лжи, а правды. Это очень тяжело. Это непросто, потому что мы, действительно, живём в мире, который окружён ложью, но стремиться мы к этому должны. И поэтому нам Церковь и даёт такой пример, и мы празднуем сегодня праздник Усекновения главы Иоанна Крестителя. С точки зрения человеческой, это трагедия — какой же здесь праздник, если был убит величайший из пророков, рождённых женами? Но праздник в том заключается, что, несмотря на эту ужасную смерть, восторжествовала правда Божия. И спустя две тысячи лет мы не знаем имён тех, кто отрубал голову Иоанну, но мы чествуем его самого. А имена тех, кто повинен в его смерти, стали нарицательными. Всё равно дело Иоанна Предтечи как Предтечи Господа нашего Иисуса Христа живёт, и мы чествуем Крестителя, и поэтому это и есть проявление и торжество правды Божией.
Очень важно обратить внимание на то, что вообще мы в Церкви празднуем дни кончины святых. Когда мы с вами открываем календарь и каждый день видим, что празднуется какое-то количество святых — в какой-то день больше, в какой-то меньше, — то всегда этот день празднования — это день кончины святого. Собственно говоря, это то, на что святой и родился. День кончины святого — это и есть день торжества правды. Мне иногда бывает совершенно непонятно, когда в наше время вдруг появляется какая-то новая традиция — празднование дня рождения святых. Например, начали праздновать день рождения Николая Чудотворца. Такой традиции никогда не было за всю историю Церкви. В Церкви празднуется рождение лишь Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и Иоанна Крестителя. По какой причине? По той причине, что их рождение — это начало Нового Завета, начало новозаветной истории. Но что касается святых, то всегда именно их день смерти — это день торжества правды Божией, которой они служили. Братья и сестры, мы с вами должны задуматься об этом: как мы живём, являемся ли мы носителями правды, либо же мы являемся служителями лжи. А если мы таковые, то всегда будем помнить, кто является отцом лжи, по слову Господа нашего Иисуса Христа. Отец лжи — диавол, и когда мы с вами лжём, боимся правды, избегаем правды, то мы попадаем под осуждение служителей нечистых духов. Аминь.
Протоиерей Димитрий Соболевский

Ростов–на–Дону
пр. Космонавтов 16а/32а
Важная информация