Страстная Пятница. «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф 27:46).

Ныне совершилось, дорогие о Господе братья и сестры, то событие  человеческой истории для которого Бог стал человеком, Сын Божий стал Сыном человеческим. Ныне совершилось распятие Спасителя нашего «нас ради человек и нашего ради спасения». Эти дни Страстной Седмицы мы с вами переживали вместе со Спасителем, слушая евангельское повествование.
Самое страшное, что произошло в жизни Господа — это то, что перед своими страданиями Он остался совершенно один. Он был покинут всеми, даже самыми ближайшими учениками, которые в ужасе бежали «страха ради иудейского». Господь был один на допросе у первосвященника, на допросах у Пилата и Ирода. Ни любимый ученик, никто из апостолов не помог понести Ему Его крест. Крест Спасителя нес совершенно случайный человек, который проходил мимо. Апогеем одиночества и оставленности явилось распятие на кресте, а именно момент, когда Господь с креста обращается к Своему Отцу «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф 27:46). В этом вопле Спасителя заключался вопль всего человечества, всех поколений людей, которые жили до пришествия Христа. И в то же время в нем заключена великая тайна, потому что на кресте страдает Сам Бог. Святые отцы Церкви толкуют эти слова Евангелия таким образом: Бог настолько Себя уничижает в этот момент, что оставляет Сам Себя. Бог принимает жребий раба, потому что смерть на кресте была самой позорной, уготованной только для рабов.
Господь на кресте распинает в Самом Себе грех.  Он испытывает всю глубину, всю бездну страданий, которую может испытать человек на земле. Господь в Самом Себе творит нового человека. Вот почему Христос называется новым Адамом -  на кресте совершается новое творение. Господь, принимая на себя человеческое естество, в Самом Себе исправляет всю бездну человеческого греха, а ведь грех заставляет страдать человека. Все муки, которые есть в мире, самые страшные страдания — это все следствия греха человеческого. Господь разделяет со всем человечеством, с каждым из нас, страшные муки и венцом этих мучений является богооставленность - состояние, когда человеку начинает казаться, что Бог его забыл, не слышит, не приходит на помощь. Нет, братья и сестры, мы должны  помнить о том, что Бог всегда разделяет муки и страдания вместе с человеком, чтобы они не раздавили человеческую личность, чтобы человек не перестал быть человеком в подлинном смысле этого слова.
Слава Богу, братья и сестры, мы с вами, ныне живущие, избавлены от жребия жить на земле в то время, когда жил Христос. Если бы большинство из нас жили в это время, то, как говорят святые отцы Церкви, мы бы тоже встали в ряд распинателей.  Мы были бы теми, кто кричал «Распни, распни Его».  Некоторые из нас возразят: «Я бы не был таким». Но давайте посмотрим на тех людей, которые приняли участие в распятии Христа.
Давайте посмотрим на Пилата. Этот человек знал, что перед ним невиновный, но боясь потерять свое место, боясь того, что иудеи поднимут восстание и кесарь снимет  его с  должности, вы ведь помните как иудеи кричали, что если Пилат не распнет Иисуса, значит он не друг кесарю. Этот человек ради своей карьеры готов погубить другого человека. Ради продвижения по службе, ради мнимого жизненного успеха готов пойти по головам других людей.
Посмотрим на воинов. Казалось, им было все равно кого распинать, над кем издеваться. Они оправдывали себя тем, что выполняют приказ, выполняют свой долг. Разве мы с вами часто не поступаем точно также, когда оправдываем свое зло тем, что так сложились обстоятельства. «Я был поставлен перед необходимостью поступить таким образом».
Дальше мы смотрим на иудеев, которые всего несколько дней назад при входе Спасителя в Иерусалим кричали Ему «Осанна Сыну Давидову» и встречали Его как царя. Эти люди становятся соучастниками богоубийства. Разве мы с вами, братья и сестры далеки от этих людей когда злорадствуем, видя несчастья и горе других людей? Разве мы с вами не желаем порой нанести и свою пощечину страдающему человеку?
Посмотрим на первосвященников, которые, прикрываясь благими целями сохранения своей власти и мира в иудейском народе, распинали Христа. Они знали, куда, по мудрому народному слову, приводит дорога благими намерениями.
Братья и сестры, посмотрите на этих людей Разве мы не можем сделать вывод, что мы точно такие же как они? Напрасно нам сегодня кажется, что это какие-то другие люди — черствые, жестокие. Это такие же люди  как и мы с вами. Только милостью Божией мы  ныне избавлены от жизни в одно историческое время со Христом. Ведь и мы могли бы кричать «Распни Его!»
Сегодня, братья и сестры, мы с вами становимся соучастниками великого дела спасения человечества. В благоговении, с молитвой мы должны подходить к святой Плащанице. Мы должны быть благодарны Господу за то, что Он разделяет с нами каждый момент нашей жизни, в том числе и наши страдания. Мы должны знать, что Бог всегда рядом, что как бы тяжело нам не было, как бы мы не чувствовали себя оставленными, одинокими, забытыми, может быть гонимыми со стороны других людей. Мы должны всегда знать что все это прошел Господь. Он говорит: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин 16:33) И эти слова дают нам надежду.
Сегодня мы знаем, что после распятия и погребения Христа нас ждет радость пасхальных песнопений, мы будем возглашать «Христос Воскресе!» Но сейчас с чувством глубочайшего недостоинства будем подходить к святой Плащанице и  благодарить Господа за то, что Он с нами ныне и всегда и до скончания века. Аминь.
иерей Димитрий Соболевский

Ростов–на–Дону
пр. Космонавтов 16а/32а
Важная информация