Страх Божий жизненно необходим человеку в белом халате

Страх Божий жизненно необходим человеку в белом халате В апреле 2010 года в Ростове-на-Дону  прошла 1-я региональная конференция «Православие и современная медицина:  перспективы взаимодействия». Она высветила многие злободневные проблемы отечественного  здравоохранения. Состояние здоровья наших сограждан, несмотря на большие  достижения в области медицины и внедрение новейших технологий оставляет желать  лучшего. Множатся и молодеют заболевания, увеличивается количество людей в  группе риска. Не случайно несколько лет назад государство среди своих приоритетных  направлений объявило нацпроект «Здоровье».    
    
Но всё больше людей понимают, что одни  лишь финансовые вливания в медицину не принесут желаемого результата. Сегодня на  первый план выходит человеческий фактор, а точнее - личность врача, от которого  зависит выбор решения, и его этическая обоснованность. Поэтому так важно духовное  просвещение медиков, а это невозможно без сотрудничества  Церкви и медицины.
    
В Ростовской-на-Дону епархии  накоплен большой опыт в данном направлении. О том, что уже сделано, планах и  перспективах, трудностях и проблемах епархиальной газете «Церковный вестник»   рассказал руководитель отдела по взаимодействию с медицинскими учреждениями  Ростовской-на-Дону епархии протоиерей Димитрий Соболевский. Сегодня мы  предлагаем  это интервью вашему вниманию.    

    
- о. Димитрий, расскажите о предыстории создания отдела.  Когда он появился?    
- В декабре 1996 года по  благословению архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеимона и по  инициативе группы верующих медиков, прихожан храмов города, было основано  общество православных врачей, названное в честь вмч. и целителя Пантелеимона. В  то время при кафедральном соборе уже  действовал духовно-просветительский центр  во имя свт. Димитрия, митрополита Ростовского. Одним из его направлений работы и  было объединение православных медиков, обеспокоенных состоянием  здравоохранения. Они прекрасно понимали, что должны не только определить свое  отношение к проблемам современной медицины с православной точки зрения, но и  то, что от них требуются конкретные действия.    
В 90-е годы, напомню, только выстраивались отношения Русской  Православной Церкви и общества. Церковь, как известно,   более 70 лет была полностью  исключена из общественной жизни, и у неё не было никаких  контактов с  государственными институтами. Картина нового устройства России созидалась с большим  трудом, приходилось преодолевать немалое сопротивление на местах. Но это было  уже совсем другое время. Церковь, наконец, получила возможность во всеуслышание  заявить о том, что аборт – это грех. Понятно, что она всегда одинаково  относилась к этому явлению, но в советское время об этом нельзя было открыто говорить.  А теперь проблема стала обсуждаться не только в стенах храма, но и в светских  аудиториях. Остро  в те годы стоял вопрос реабилитации   людей,  попавших в  секты, и обращение многих к псевдоцелителям.  Для того, чтобы вести просветительскую  работу, врачи и создали своё общество.  Подобные объединения к тому времени уже  были в Москве и Санкт-Петербурге. Их опыт работы был взят за основу.    
А потом владыка назначил меня духовником общества  православных врачей. Для меня это была большая неожиданность. Я имел такое же  отношение к медицине, как и все мы. Но в Церкви все делается по послушанию.  Поэтому  приступил к делу, и мы вместе стали искать новые формы работы.    
Начали с того, что подготовили и провели во всех  приходах Ростова цикл лекций о взаимоотношениях РПЦ и современной  медицины. Встречи  с прихожанами показали, насколько животрепещущей оказалась затронутая проблема.  Важным шагом явилось подписание в декабре 2003 года договора о сотрудничестве  между Ростовской епархией и РостГМУ (медицинским университетом). Месяц спустя  аналогичный договор был подписан с министерством здравоохранения РО.    
А 1 марта 2006 года владыка принял решение о создании  отдела по взаимодействию с медицинскими учреждениями. Его руководителем был  поставлен ваш покорный слуга.    
- С чего вы начали свою работу в новом качестве, ведь  одно дело быть духовником общества православных врачей, и совсем другое –  возглавлять отдел по  взаимодействию с медицинскими учреждениями? В чем заключаются его задачи?    
 - Очень важно было наладить взаимоотношения со светскими медицинскими  структурами. Без понимания со стороны руководства минздрава и медучреждений  Ростовской области сделать что-либо было бы очень сложно. Слава Богу, за эти  годы у нас сложились прекрасные отношения с министерством здравоохранения и  лично с министром Татьяной Юрьевной Быковской. Мы никогда не встречали отказа в  наших просьбах, а инициативы отдела всегда получают поддержку. То же самое  можно сказать и  об отношениях с медуниверситетом.    
Главная задача работы медицинского отдела и общества  православных врачей в настоящее время - содействие в строительстве храмов и  часовен на территории медучреждений, а если это не представляется возможным, то  открытие молитвенных комнат. Почему сегодня так важно именно это? Да потому,  что когда на территории больницы появляется островок церковной жизни,  это,  прежде всего,  ведёт к духовному просвещению самих медиков!    
 Я не устаю повторять о том, что духовное понятие «страх  Божий»  сейчас жизненно необходимо человеку в белом халате! Без страха Божия (а  это совсем не тот страх, которого надо стыдиться, это - боязнь оскорбить Бога  своим словом или делом) невозможно возвращение к традициям отечественной  медицины. А  ведь у нас в прошлом были прекрасные традиции! Нам есть, чем  гордиться и на кого равняться. Достаточно  вспомнить имена замечательных русских  ученых, которые были глубоко верующими людьми. К сожалению, медицинская школа  советского периода воспитывалась на принципах бездуховности и атеизма, что и   привело нас к печальным последствиям.    
Но в таком деле  многое зависит от личности  руководителя. Если он загорается идеей  построить храм или часовню, то,  естественно, всё получится, тогда и невозможное возможно. Но когда нет искры в  сердце, то даже если ему что-то поручается сверху, оно не приносит добрых  плодов.    
В настоящее время на территории области уже действует 5  храмов, 4 часовни и 19 молитвенных комнат. Во многие медучреждения назначены  духовники. А это огромная духовная поддержка для болящих! Когда человек лежит в  больнице, его душа и сердце наиболее открыты к проповеди. Болезнь всегда  способствует тому, что человек начинает задавать себе какие-то вопросы и видит  собственные недостатки.  Нередко к своему удивлению осознаёт, что он не такой  всесильный и великий, как ему думалось раньше…    
- Многие медики до сих пор стоят  на фундаменте  материализма и стремятся жить в прежней системе координат. Как в этом случае  заниматься духовным просвещением?    
- Человека невозможно заставить изменить своё  мировоззрение или насильно привести к вере. Это всегда происходит через  общение, через встречу. Я глубоко убеждён в том, что нет ни одного человека,  которого бы не волновали какие-то духовные вопросы. Пусть они будут самые  простые, примитивные. Врачи – это такие же люди, как все остальные, и у них  тоже есть духовные потребности. Но человеку по ряду причин бывает очень сложно  («стыдно, неудобно, воспитание не позволяет и т.д.») прийти в храм. А когда  врач встречает священника на своей территории, ему проще подойти и задать  какой-то вопрос. Поэтому здесь очень важна роль священнослужителя,  мы должны  быть чуткими и внимательными.      
За прошедшие годы, слава Богу, удалось  переломить  барьер между священником и врачом, храмом и больницей. Появление батюшки в  медицинском учреждении уже никого не удивляет. Более того,  отрадно слышать,  когда люди приходят в храм и говорят, что у них родился тяжелобольной ребёнок,  находится в реанимации и им врачи подсказали, что надо бы пригласить  священника. Или, допустим, к человеку, который тяжело болеет, подходит врач и советует  пригласить священника для совершения соборования. Это ведь о чем-то говорит!  Раньше  такого не было. Ещё недавно родственники, которые хотели напутствовать  умирающего близкого человека или окрестить тяжелобольного малыша, не  имели  возможности пригласить батюшку в больничную палату. Сейчас такой проблемы,  практически, нет. Картина совершенно иная, чем ещё 10 лет назад.    
- Известно, что в Свято-Казанском храме, на базе  которого действует отдел по взаимодействию с медучреждениями, открыт кабинет  православного врача. Идея его создания принадлежит вам. Почему вы пошли на этот  шаг? Расскажите читателям газеты о работе кабинета и планах на будущее.    
- Да, действительно, одним из проектов, который был  успешно реализован, стал кабинет православного врача. Эта идея родилась  несколько лет назад. Продиктована она  была тем, что многие православные люди,  прихожане храмов нашего города, зная, что я сотрудничаю с медицинскими  учреждениями, стали обращаться ко мне с просьбой о консультации у   православного  врача. Но это не всегда можно было осуществить, так как в основном обращались неимущие  люди, которые просили сделать это благотворительно. А многие наши врачи  работают в хозрасчетных или частных клиниках, и не могут этого сделать на своем  рабочем месте.      
Воплотить эту идею в жизнь долгое время не получалось из-за  отсутствия свободных площадей в кафедральном  соборе. Но от своей       мечты я  никогда не отказывался. Поэтому, когда был построен Свято-Казанский храм, и у  нас появились помещения, я предложил эту идею медикам, и  она была поддержана.  Сначала принимали всего 5 врачей,  сейчас их стало 22. Приём ведётся по  предварительной записи. Для этого болящему надо или прийти, или позвонить в  библиотеку нашего храма, которая работает ежедневно, и записаться. В среднем на  человека у нас отводится полчаса. Желающих попасть на приём очень много. Особо  востребованы педиатр, терапевт, врач-онколог. Приезжают не только из других  храмов, но даже  из других городов и посёлков области. От кого-то услышали, увидели  сюжет по ТВ, или где-то прочитали...      
Хочу подчеркнуть, что кабинет православного врача - это  ни в коей мере не альтернатива современной медицине. Он носит консультативный  характер. Но то, что такой кабинет нужен, сомнений нет.  Во-первых, у нас люди  не просвещены в вопросах медицины, и зачастую не знают, куда и  к кому идти.  Во-вторых, мы прекрасно знаем об отношении к людям в районных поликлиниках и о том,  какие надо высидеть очереди. Доходят сведения, что в некоторых поликлиниках  внедрена новая система и на человека отводится всего 15 минут, а потом ему говорят:  «Всё, ваше время истекло. До свидания. Приходите завтра». У нас человека  выслушают, подскажут, куда лучше обратиться. Если у врача есть возможность, он  пригласит и примет его на своем рабочем месте.     
 Люди не привыкли к вниманию со стороны врачей, поэтому  очень благодарны за  возможность получить бесплатную консультацию. Уже есть несколько  случаев, когда наши врачи помогли будущим мамам, у которых были проблемные  беременности, связанные с угрозой лишиться ребёнка. Малыши благополучно  появились на свет, и мы их крестили.    
Но останавливаться на достигнутом мы не собираемся.  В  наших планах  (и владыка уже благословил) - медико-просветительский  православный центр с храмом в честь св. блаж. Ксении Петербургской, который  будет строиться на подворье Свято-Казанского храма.      
- Поскольку приём ведут православные врачи, то они,  наверняка,  помогают человеку осознать причину болезней?    
- Совершенно верно. Очень важно то, что многие наши  врачи -  специалисты  высокого уровня, кандидаты наук. Но они не только консультируют  людей, а ещё указывают  им вектор по направлению к церкви.  Помогают осознать,  что физическое здоровье неразрывно связано с духовным, что причина любого  недуга – грех. Говорят о том, что, прежде всего,  пациентам надо исцелить свою  душу и только тогда они получат исцеление тела.    
Работа в православном кабинете полезна и для самих  врачей.  Это -  уникальная возможность послужить ближнему, и, таким образом,  выполнить высший долг христианина. В наше время очень важно, чтобы каждый  человек, имея ту или иную специальность, мог реализовать себя в рамках  приходской жизни. Верующий человек, стремящийся жить по-евангельски, должен не  просто прийти в храм, чтобы помолиться и уйти. У него должна быть возможность  бесплатно, т.е. благотворительно, отдать часть своего времени для блага  ближнего и во славу Божию. Это огромная польза для  души.      
 - Батюшка, такие кабинеты есть в других епархиях или это  первый опыт?    
- На юге России точно первый. Но я знаю, что подобные  кабинеты  есть. В частности,  в Санкт-Петербурге создана целая консультативная служба,  которой руководит  священник-врач, протоиерей Сергий Филимонов.    
- Однако вряд ли всё в вашей работе идёт гладко и без  проблем. С какими трудностями приходится сталкиваться чаще всего? Что вас  волнует?    
- Недопустимо (правда, сейчас этого меньше, а в 90-е  было проблемой), когда некоторые врачи вместо повышения своей квалификации начинают  увлекаться псевдонаучными методами лечения. Церковь всегда  настаивала на том,  что человек приходит в больницу, как в официальное медицинское учреждение, и  должен  рассчитывать только на официальную научную практику. А когда врач объясняет,  что у него «чакры загрязнены, и их надо почистить», или советует Лазарева  почитать – это никуда не годится.    
Большая проблема - деятельность в больницах сектантов и  людей, которые прикрываются именем Православной церкви, утверждают, что они  священники. Есть письмо за подписью министра о необходимости требовать  удостоверение в случае, если есть сомнение.    
Хочу сделать небольшое отступление. Сейчас стало  популярно во всем ругать врачей и говорить, что всё прогнило и дела идут хуже  некуда. Это не совсем правильно. Есть и другие примеры, когда люди  самоотверженно работают за небольшие зарплаты. Но когда говорят только плохое, то  врач живёт под гнётом, на него смотрят, как на врага народа. Поэтому очень  важно, чтобы Церковь пришла на помощь врачам в плане моральной поддержки.      
Сделать предстоит ещё многое, и нам придётся немало проломить  стен. Приведу два примера, которые заставляют о многом задуматься. Незадолго до  конференции «Православие и современная медицина» из одного города нашей области  звонит благочинный и просит содействия в приглашении на это мероприятие  руководителей медучреждений их города. Хотел бы, говорит, чтобы они  поучаствовали в конференции и своими глазами увидели сотрудничество Церкви и  медицины, но, добавляет «наши приглашения не срабатывают, мы их пригласили, но понимаем,  что они не поедут, хорошо, если бы пришло письмо сверху».       
 Пришлось звонить министру и просить, чтобы она  написала письмо! У людей какая-то боязнь сделать «что-то не так». Поэтому  медицинским работникам было важно увидеть, что в диалоге с Церковью участвует  министр здравоохранения РО, ректор РостГМУ, что на конференцию приехали видные  врачи и священнослужители.    
Второй случай поразил ещё больше. Один из наших православных  докторов сказал руководителю своего медучреждения (считающему себя верующим,  православным человеком)  о том, что будет конференция, а он попросил прислать  приглашение. Это вызывает изумление. Казалось бы,  у православного христианина  должно  родиться единственное и естественное желание – поучаствовать в конференции, не  упустить такой редкий шанс и приобщиться к общему делу. А он озабочен, пришлют  ли ему приглашение. О чем это говорит? О том, что еще много преград на пути.    
Поэтому сейчас очень важно знакомить студентов и  врачей с  примерами из истории отечественной медицины, рассказывать о  выдающихся ученых-медиках, которые видели  своё предназначение в служении  ближнему.  И в этом смысле самый яркий пример – это святитель Лука  (Войно-Ясенецкий), которого не так давно канонизировала РПЦ. Я считаю, что  каждый медик должен прочитать его дневники. Святитель Лука воспринимал свою  деятельность не как ремесло, приносящее ему заработную плату, а именно как  служение. Он служил страждущему человеку. Для современного человека это очень  важно.    
- В этом смысле, безусловно, большим событием явилась  конференция, на которой из 700 участников  более половины были студенты. Но  важна и повседневная работа с будущими медиками. Что делается  отделом в этом  плане?    
- Благодаря договору между епархией и РостГМУ я и  клирики нашего храма постоянно бываем в медицинском университете, участвуем во  всевозможных мероприятиях. Разработан цикл лекций по биоэтике, которые читаем  на кафедре философии. Будущие врачи имеют возможность бывать в храме, мы  проводим для них выездные экскурсии, после которых устраиваем беседы в живой  форме. Это вызывает у молодых людей большой отклик. Кстати, когда в РостГМУ мы  проводим лекции, то на них присутствуют не только православные, но и представители  других конфессий. Иногда, конечно, задают каверзные вопросы, с подковыркой. Но  все равно чувствуется, что их это интересует. Объединение врачей по религиозному  принципу есть только у Православной Церкви. Естественно, это вызывает интерес. Несмотря  на то, что наши встречи проходят на последней паре, студенты к этому времени уже  уставшие, но все равно аудитория полная.    
В РостГМУ часто проходят круглые столы. Недавно обсуждалась   тема по  проблемам СПИДа. Мы тоже принимали в ней участие.    
Важной задачей сейчас является возможность  восстановления в медуниверситете церковной жизни. Как известно, раньше это была  Николаевская больница с красивым храмом в честь Архангела Михаила, который еще  помнят некоторые врачи, он был разрушен в хрущевские времена. Конечно,  восстановить храм в первозданном виде не получится, пусть это будет часовня, но  главное, чтобы начали возрождаться духовные традиции.    
- Поделитесь планами на будущее.    
- Большие надежды возлагаем на православное общество  «Трезвение» во имя святителя Иоанна Сан-Францисского, которое создано при  Свято-Казанском храме. Его задачей является работа с людьми, имеющими  какую-либо зависимость - наркотическую, алкогольную, игровую. У нас  прекрасный  врач-нарколог Елена Викторовна Соловьева. У неё есть несколько волонтёров,  которые помогают в работе. Каждый понедельник ведётся прием зависимых и их  родственников, совершается водосвятный молебен пред иконой Божией Матери  «Неупиваемая чаша».    
 Собираемся внедрять  программу «12 шагов исцеления» для  тех, кто страдает алкогольной зависимостью. Программа американская, но получила  одобрение святейшего Патриарха Кирилла. Только ее надо наполнить православным  содержанием. Для России алкоголизм - проблема номер один и именно Церковь  должна возглавить борьбу.    
Начали и работу с наркозависимыми. Конечно, были  опасения, как они поведут себя в храме, ведь это опустившиеся люди, склонные к  воровству, но пока, всё, слава Богу, благополучно. Эту работу надо вести. В  прошедшие годы наше место заняли сектанты, которые организовали лагеря для  наркозависимых, но это путь в никуда.  Наркотическая зависимость подменяется  зависимостью от секты. Человек перестает употреблять наркотики, но становится фанатичным  адептом секты.    
- А как обстоят дела в городах и районах области по  взаимодействию Церкви и медучреждений?  Есть ли уже примеры сотрудничества или  там пока присматриваются к тому, что идёт в областном центре? На селе почему-то  даже процессы воцерковления идут гораздо медленнее и труднее…    
- Да, к сожалению, это так. До 1917 года большинство  верующих православных людей проживало в сельской местности, а в городах народ отходил  от веры. А сейчас происходит всё наоборот. В городах больше веруют, чем  на  селе. Там люди боятся или стесняются идти в храм. Боится врач, боится учитель:  что о них скажут? Там большое значение имеет общественное мнение. Человек бы и  рад пойти, но не может. Я это прекрасно знаю, потому что сам почти  четыре года  служил в казачьей станице (в Грушевке) и сталкивался с этим явлением.  Распространено  такое мнение: «раз, мол, пошла в храм, значит, у неё грехов много, есть что  замаливать».    
Большевизм так прошелся по крестьянству, что оно до  сих пор не может оправиться от удара. Всё лучшее было вырвано с корнем и  брошено в печь пролетарской революции.    
 Здесь нужно терпение и время. Невозможно все сразу  объять и изменить. Не надо забывать, что церковь свободна только 20 лет. Думаю,  придет другое поколение и всё изменится. Мне приходится часто участвовать в конференциях  педиатров, хирургов и др., а ведь ещё 10 лет назад даже представить было  нельзя, чтобы священника пригласили на специализированную медицинскую  конференцию! Считалось,  что ему там нечего делать. А сейчас приглашают,  значит, есть понимание того, что без духовности, без церкви мы придём к краху, и  не сможем возродить  отечественную медицину.     
Поэтому не надо смущаться тем, что на селе процессы  идут медленнее. Всё должно начинаться с областного центра. А врачи на местах  будут смотреть, и равняться на Ростов. Отрадно, что в Таганроге создано общество  православных врачей и действует сестричество. Они молодцы, работа поставлена на  высоком уровне, есть, чему поучиться.    
- Что бы вы хотели сказать в заключение нашей беседы?    
- Во-первых, хотел бы пожелать медикам решительнее  делать первый шаг в направлении церкви. А во-вторых, очень хотелось бы, чтобы  не было  нарушений пределов взаимных компетенций  врача и священника. Порой  врач берет на себя функции, ему не свойственные, начинает заниматься духовным  руководством. Или священник, не имея соответствующих медицинских знаний,  начинает высказываться по каким-то проблемам. В частности, сейчас такой острой  темой  является проблема вакцинопрофилактики. Некоторые священники,  не обладая  должными знаниями, выступают против вакцинации, что, естественно, вызывает у  врачей недоумение и протест.    
Мы, священнослужители, должны быть предельно осторожными  в своих высказываниях, иначе  можем  оттолкнуть от себя людей. Особенно когда  это связано с недостаточным знанием проблемы с нашей стороны. Надо проявлять  мудрость и идти навстречу друг другу. Только в этом случае возможно  сотрудничество Церкви и учреждений здравоохранения, духовное просвещение  медиков и болящих. И в конечном итоге - возвращение к традициям отечественной  медицины.
М.Бессонова


Ростов–на–Дону
пр. Космонавтов 16а/32а
Важная информация