«Слово Божие нужно не просто слышать или знать. Его нужно применять, его нужно прожить»

Проповедь в неделю 21-ю по Пятидесятнице
Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа! Сегодня, дорогие братия и сестры, за Божественной Литургией мы с вами слышали слово Божие, притчу о сеятеле. Большинство из вас, я надеюсь, читающих Евангелие, знают эту притчу. И притча эта говорит о Боге как о сеятеле. Господь Иисус Христос в этой притче разделяет людей на четыре категории по их отношению к приятию слова Божиего. Он разделяет всех людей, потому что говорит, что сеятель сеет слово по всей земле, то есть сеет равномерно, среди всех народов. Сеет каждому человеку, но люди по-разному воспринимают это слово. И поэтому, безусловно, эта притча имеет отношение к каждому из нас. Потому что если Бог разделяет в этой притче людей на четыре категории, значит мы к какой-то из них относимся. Мы должны сегодня задуматься, братия  и сестры, к какой категории людей относится каждый из нас, как мы с вами воспринимаем слово Божие.

Христос говорит в  этой притче, что первое семя пало при дороге, оно упало даже не на почву, а в некую придорожную пыль, придорожную грязь. Если мы с вами, люди, живущие в 21 веке, подумаем о том, что из себя представляет это придорожное пространство, то мы не погрешим против истины, против этой притчи, сказанной две тысячи лет назад, когда не было современных дорог, и поймем, что этот образ восприятия человеком слова Божия очень ярко показывает, как душа некоторых людей откликается на это слово.

Христос говорит, что  семя, упавшее при дороге, было растоптано и птицы небесные поклевали его. И далее, разъясняя Своим ученикам смысл этой притчи, Он говорит, что под птицами разумеется дьявол,  который приходит и забирает это слово. И если мы с вами подумаем, что в  наше время находится в этом придорожном пространстве, то назовем грязь, какие-то ржавые банки, и какую-то бумагу, мусор, окурки… и чего только там не встретишь! Сейчас, когда наступает осень, это становится очень явственным. И вот у нас, когда мы наступаем в эту грязь, в которой ничего доброго и хорошего найти невозможно, возникает возмущение: «Как же так, почему мы живем в такой грязи?»

Вот очень часто  душа человека, захламленная грязью, напоминает именно это придорожное пространство, причем, сегодня это может быть одна грязь, а через год это будет другая грязь. Это душа несчастного человека, человека который всецело служит своим страстям. И в такой душе, в грязной душе, слово Божие не может дать никакого плода. Такой человек отвергает это слово, потому что оно мешает ему жить. Потому что слово это обличает его злые дела. Дьявол приходит и забирает это слово от человека. Но возникает вопрос: «Куда  дьявол это слово относит?» Очень часто потом это слово возвращается, но уже не в виде истины, не в виде правды Божией, а в виде всевозможных лжеучений, сектантских воззрений…И порой такой человек, несчастный, с мятущейся душой, всю свою жизнь проводит под гнетом этой нечистоты, которая мешает ему поднять глаза к небу, которая заслоняет от него свет Божественной правды. Этот  свет, постоянно светящий, раздражает такого человека. Все, что связано с Богом с Его словом, вызывает раздражение, ненависть, неприятие. Такого человека раздражает вид храма возле его дома, его раздражает слово священника или патриарха, которое он слышит, включая телевизор - его раздражает все, что касается Церкви.

Далее Господь в  притче говорит о второй категории людей. Он говорит, что некое семя упало на каменистую почву и дало всход. Но как только засветило яркое солнце, или как только подул ветер или наступила стужа, как только наступили неблагоприятные погодные условия, этот всход очень быстро погиб, потому что не имел корня. И Господь, объясняя Своим ученикам смысл этой притчи, говорит, что так бывает с теми людьми, которые с радостью, с интересом принимают слово Божие,  но спустя малое время, когда наступает какая-то нужда, какие-то проблемы, гонения (хотя чаще всего бывает проще - не о гонениях идет речь, а просто о каких-то невзгодах и испытаниях), то такое слово, не имея корня, погибает. И действительно, мы можем встретить таких людей, которые с радостью принимают слово Божие, откликаются на него сердцем, им интересно все, что касается Бога, веры, Церкви, и вроде бы такой человек уже готов воспринять это слово, но корня не имеет, а что это за корень? Корень – это укорененность в духовной традиции христианства. Это укорененность в духовной жизни. Этот образ очень подходит к тем людям, которые ходят в церковь, ко многим из нас. Мы тоже с радостью откликаемся, слыша слово Божие. Но многие из нас, к сожалению, вместо духовной работы над собой, вместо чтения Священного Писания, чтения трудов отцов Церкви, озабочены больше тем, как они внешне выглядят, как они внешне воспринимают веру.

Очень удивительно бывает, когда ты открываешь так называемое православное пространство интернета, где сейчас очень много воцерковленных людей, принимающих участие в различных форумах, обсуждающих различные проблемы, и видишь, сколько времени  как люди посвящается тому, как человек православный должен выглядеть, какая форма одежды должна у него быть. Не так давно была одна статья, которая вызвала массу споров: одна студентка Московского университета написала о том, как девушка должна выглядеть, приходя в церковь, какой длины должна быть ее юбка, какой сумочка, какая кофточка на ней должна быть. А как только приходит время поста, то самое любимое занятие - это обсуждение того, как следует поститься: с маслом или без масла, в какой день можно есть рыбу, а в какой нельзя, какие существуют вкусные блюда в пост, а какие - невкусные. Это, братия и сестры, говорит об одном: нет укорененности, мы восприняли лишь внешнюю оболочку, мы желаем только казаться православными христианами, обманывая, и себя, и других людей.

И поэтому, как только наступает сложное время, может быть, даже гонение, теснота, скорбь, такой человек сразу же унывает. Поэтому неудивительно, что приходя к священнику, такой человек говорит: «Батюшка, вот сейчас волна такая поднялась против Церкви, против веры. Я соблазняюсь, я унываю, я отчаиваюсь!» Это говорит только об одном: этот человек был лишь внешне православным христианином. Если такая малость, какая-то там шумиха в средствах массовой информации человека соблазняет, и он уже начинает сомневаться, то какова же вера этого человека! А если будут настоящие гонения, настоящие притеснения, например, такие, какие были в советское время! Я не говорю уже о том времени, когда люди просто отдавали свою жизнь за Христа, когда люди могли просто лишиться работы, потому что они пришли в Церковь; молодые люди могли не поступить в высшее учебное заведение, потому что их увидели входящими в Церковь. Но даже этого многие из нас понести не смогут!

Третья категория людей, как говорит Господь, это те, у которых семя падает на почву, на хорошую почву, и это семя дает всход. И даже дает плод. Но на этой почве вырастает большое количество сорняков. Семя падает в терние. И сорняки эти, которые более приспособлены  даже к неблагоприятным погодным условиям, со временем подавляют этот всход. Он погибает. Это люди, которые принимают слово Божие, которые стараются жить духовной жизнью, но страсти, житейские дела со временем подавляют этот слово. То есть это те люди, которые постоянно живут компромиссами. Человек, понимая своим умом, что жизнь его не соответствует слову Божиему, пытается найти компромисс, дать себе послабление. Порой он размышляет о том, что не молится он, потому что устает на работе, а в воскресный день, когда нужно в церковь пойти, у него один выходной день и ему надо поспать. Не причащается он, не исповедуется часто, потому что кто-то мешает ему или потому что к этому нужно готовится постом молитвою. Вот и получается: я здесь себе уступлю, в этом я попытаюсь найти компромисс со своей совестью, но рано или поздно, эти вроде бы такие незатейливые, малые, как говорят люди, грехи , малые страсти, они порой так разрастаются, что человек не замечает, что он постоянно живет компромиссами. Совесть его уже даже и не обличает, хотя внешне такой человек может жить церковной жизнью, ходить в храм регулярно, говорить, что я – православный.

Также бывает, братия и сестры, когда мы занимаемся воспитанием наших детей. Многие люди полагают, что если они приводили ребенка в храм, с самого детства причащали, потом исповедовался ребенок, потом ходил в воскресную школу, то это уже гарантия того, что ребенок вырастет хорошим человеком и добрым христианином. Но каково же бывает разочарование родителей, которые приходят и говорят: «Как же так! Этот ребенок, на которого я возлагал столько надежд, вырос иным; почему он, как тот блудный сын, ушел на страну далече?» И ответ в этом один, братия и сестры: этот ребенок видел, что его родители живут вот такими компромиссами, что внешне его родители - верующие православные люди, а по делам своим они каждый день шли на компромисс. И как ребенку ты не говори, какие доводы ты ему не приводи, но он учится из опыта, из того, что он видит. И поэтому не стоит удивляться, что вот у таких родителей, которые сами живут по своим страстям и порокам, такие же дети вырастают.

Наконец, четвертая категория людей, о которых в этой притче говорит Господь. Это люди, которые имеют благодатную почву, вспаханную, удобренную, то есть благодатные вспаханные души, которые принимают слово, слово Божие, оно дает всход, растет и приносит плоды. Мы должны понимать, братия и сестры, что такие люди всегда были в церкви, они и сейчас есть. Порой эти люди бывают незаметные, их как бы не видно явственно, чаще всего это смиренные кроткие люди, но они есть. Если мы оглянемся, то можем их увидеть. Они и сами об этом не знают, что они таковы, но эти люди всегда должны для нас служить добрым примером, потому что, я уверен, если мы после сегодняшнего слова спросим себя, то мы наверное подумаем, что большинство из на, относится к первым трем категориям.

Это притча о сеятеле  такая понятная и ясная, мы так часто слышим ее, что пророй сами можем пересказать ее наизусть. Но притчи, слово Божие, его нужно не просто слышать или знать. Его нужно применять, слово Божие нужно прожить. И тогда это принесет свой плод. И поэтому сегодня, обращаясь во всем вам, я скажу те слова, которые сказал Господь в завершении этой притчи: «Имеющий уши слышать, да слышит». Аминь.
протоиерей Димитрий Сободевский


Ростов–на–Дону
пр. Космонавтов 16а/32а
Важная информация