«С младенческого возраста необходимо ориентировать ребенка на Божественную систему приоритетов»

«С младенческого возраста необходимо ориентировать ребенка на Божественную систему приоритетов» Проповедь в день памяти Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Проповедь в неделю по Воздвижении и день памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа! Каждое слово Священного Писания имеет огромный смысл, назидательное значение для читающего, для слушающего его человека. В Священном Писании порой есть особые слова, которые поражают своей Божественной парадоксальностью. Слова, которые входят в противоречие с теми ценностями, установками, которыми живет человек. И вот сегодня, в воскресный день, неделю по Воздвижении, мы слышали короткий евангельский отрывок, Евангелие от Марка, в котором Господь говорит именно такие слова. Христос говорит о том, что если кто хочет за Ним следовать, тот должен отвернуться себя, взять свой крест и последовать за Спасителем. И далее Он продолжает: «Что пользы человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?».

Человек так устроен, что  он с самого раннего детства ставит перед собой цели, старается добиваться этих целей. Не всегда у человека это получается, и, когда, порой, не получается, человек начинает роптать на себя, роптать на свою жизнь, роптать на отсутствие талантов, которые, возможно, есть у ближнего, начинает считать себя неудачником. Мы порой точно также воспитываем своих детей, мы ставим цели, задачи. И если в детстве чаще всего такой задачей является получение хорошего образования, то потом к таким целям относится обустройство своей личной жизни, достижение карьерных высот, приобретение имущества. Но вот эти слова Спасителя: «Какая польза человеку,  если он приобретет весь мир, а погубит свою душу?» в корне входят в противоречие с такой жизненной установкой. Они входят в противоречие потому, что Христос этими словами утверждает, что в мире, в котором мы живем, все есть тлен, и прах, и пепел, и только одна ценность является бессмертной и вечной – душа человека. И тело человека, рано или поздно, каким бы оно ни было красивым, оно погибнет, оно умрет, превратится в тлен, и только человеческая душа является бесконечно ценной по сравнению со всем миром.

Сегодня мы совершаем память святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии, этой удивительной семьи, которая жила во втором веке по Р.Х., семьи которая принесла на алтарь веры Христовой свои жизни. Мы знаем, что в Церкви были десятки тысяч мучеников, но эта семья особо поражает наше воображение, поскольку здесь мы сталкиваемся с детьми, с детскими жизнями. Мы знаем, что эти девочки, Вера, Надежда, Любовь, которые были так названы матерью своей Софией, по наименованию трех основных христианских добродетелей, были совсем юными, но не убоялись, не устрашились мучений. Нам сложно представить себе, что могла переживать в такой момент их матерь София, как ее сердце реагировало на то, что происходит. Даже можно уподобить во многом переживания Софии с переживаниями Матери Божией, стоявшей у Креста и взиравшей на страдания Своего Сына, Христа Бога нашего. И, безусловно, такой подвиг порой не укладывается в голове современного человека, даже человека церковного.

Но спросим себя: мы бы смогли вот так воспитать своих детей, с такой верой во Христа, чтобы они смогли отдать за Него свою жизнь? Более того, чтобы мы не уговаривали их сойти с этого пути, а наоборот, благословляли? Но это не значит, братия и сестры, что эти мученицы – какие-то супергерои, не значит, что они были людьми, обладающими какими-то сверхчеловеческими способностями или сверхчеловеческим терпением. Это были такие же люди из плоти и крови, поэтому жизнь этих мучениц так перекликается с сегодняшним евангельским чтением. Святая София сызмальства воспитывала своих детей в понимании того, что есть только одна единственная ценность на  земле – это бессмертная душа человека. И когда человек живет своими страстями, своими грехами, то он вредит своей душе. Грех наносит страшные раны, язвы душе человека. И порой человек, становясь взрослее, более зрелым, он начинает жить вот этими земными интересами.

Христос не говорит  в Евангелии, что человеку не нужно ни к чему стремиться, что не нужно ставить перед собой цели и задачи. Нет таких слов Христа в Евангелии, потому что если человек не будет ни к чему стремиться, тогда не будет никакого развития человека, не будет развития человеческого общества. Но Христос говорит о том, что человек должен жить в определенной Божественной системе координат, в Божественной системе приоритетов. Что, ставя перед собой задачи, может быть, даже самые амбициозные, человек должен помнить, что все равно единственной целью на земле является спасение своей бессмертной души. Только она по-настоящему имеет цену в глазах Божиих.

В истории человечества были моменты, когда определенные человеческие общества, народы, цивилизации достигали огромного развития, вырывались вперед по сравнению с другими народами. Были величайшие империи, которые славились наукой, культурой, образованием, дали миру прекрасные произведения искусства, но потом все кануло, все погибло в веках. Нам даже не нужно ходить далеко за примерами. Такой пример мы можем найти в нашей отечественной истории, когда еще недавно мы жили в обществе, которое стремилось к идеальной жизни. В обществе, которое хотело построить рай не земле, и как часто казалось людям, жившим в том обществе, несмотря на недостатки,  перегибы, необходимо еще немножечко, еще чуть-чуть потерпеть, что-то подправить. И тогда действительно мы заживем в светлом будущем. Но эти намерения были построено на гордыне, на превозношении над другими, на желании порабощать других людей, если не физически, то морально. Превращать людей в послушных овец, которые не должны сами ничего мыслить. И Господь разрушил это мощное, влиятельное государство, не осталось камня на камне, все разлетелось. Народы, которые населяли эту многонациональную империю, разбежались в разные стороны. Потому что была задача построить светлое будущее, в котором будут жить разные нарды, но люди в этом светлом будущем должны были быть винтиками. Не ценилось личность каждого человека. И многие люди не понимали, что именно их душа является самым ценным в очах Божиих.

Поэтому, братия и сестры, так важно для нас на основе этих слов Священного Писания, на основе жизни святых мучениц, воспитывать своих детей, не откладывая воспитание в долгий ящик. С самого младенческого возраста, когда ребенок еще даже ходить не умеет, уже нужно прививать ему любовь к Богу, необходимо ориентировать его именно на Божественную систему приоритетов.  Как важно, заботясь об образовании, о благополучии ребенка, его будущем, научить его тому, что, хотя все это имеет значение, но самое главное – это твоя бессмертная душа.

  Но как часто бывает: человек достигнет чего-то, совсем малого, клочка земли, и ему будет казаться, что этот клочок – вся земля, а дом, который он построил или его квартира – это весь мир. И хотя это - микроскопическая частица того мира, в котором живет человек, порой, достигнув такого малого стяжания, человек может быть всецело к этому привязан. Господь говорит о том, что если человек хочет за Ним следовать, то он должен взять свой крест, отвергнуться себя. А что это значит – отвергнуться себя? На это есть хороший пример, когда человек, солдат, находится в окопе. Он давал присягу, и, когда ему поступает команда, что он должен идти на атаку врага, хотя, может быть, эта атака и эти минуты – последние мгновения его жизни, такой человек, настоящий солдат, преодолевая естественную силу закона самосохранения, напрягая всю свою волю, встает и идет в атаку. Вот это значит «отвергнуться себя» ради Бога, ради своих ближних, ради своих детей.

Как часто бывает, дети наши тоже становятся жизненным крестом. Порой мы ропщем, но забываем о том, что тот вред, который принесен душе ребенка,  часто бывает нашим вредом, потому что подобное производит подобное. И если ребенок нас не устраивает, не устраивают его нравственные качества, то мы должны винить только самих себя. И поэтому порой наши дети становятся тоже нашим жизненным крестом. И мы не должны роптать, мы должны отвергнуться себя, взять этот крест и нести его всю свою жизнь. Если бы многие люди в нашем обществе это понимали, если бы многие люди именно так выстраивали свою жизнь, в особенности жизнь семейную, то наша жизнь была бы совершенно иной. Мы могли бы многого добиться, а все остальное нам бы приложилось. Но пока мы очень далеки от этого. И на нас, христианах, лежит особая ответственность, ибо мы должны быть примером, солью земли. В этом да поможет нам Милостивый Господь. Аминь.
протоиерей Димитрий Соболевский

Ростов–на–Дону
пр. Космонавтов 16а/32а
Важная информация