Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии 2009

В сегодняшний день, дорогие о Господе братья и сестры, мы с вами празднуем Рождество Пресвятой и Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Мы с вами знаем о том, что новый церковный год, в отличие от светского,  начинается 1-го сентября по старому стилю и соответственно 14 сентября по новому стилю. Поэтому Рождество Пресвятой Богородицы — самый первый двунадесятый праздник в церковном году. И это конечно не случайно. Сегодня мы  празднуем начало нашего спасения.  Именно  рождением  у праведных родителей Иоакима и Анны маленькой девочки Марии было положено начало великому делу спасения человека. Мы с вами знаем, что наши прародители Адам и Ева преступили единственную заповедь послушания, которая была дана им в раю — совершили грех, который вошел в мир и выстроил стену между Богом и человеком. Наши прародители уже не были достойны жизни в райских обителях и Господь изгоняет их из рая и произносит клятву о том, что человек будет страдать, будет в поте лица добывать свой хлеб, а женщины будут в муках рожать своих детей. И все это — следствия греха. Но тем не менее Господь уже в эти древнейшие времена полагает начало нашему спасению. Господь дает первое Евангелие, первую благую весть нашим прародителям говоря о том, что семя жены сотрет главу змея (Быт 3:15). А затем многие поколения людей, живших под клятвой греха, верили этому первому Евангелию, ждали его исполнения. В тропаре праздника говорится, что Господь «разрушил клятву и дал нам благословение». Действительно с рождением Пресвятой Девы Марии началось дело спасения и разрушения клятвы, которая была на каждом из нас, потому что каждый человек являлся носителем закваски греха. Даже праведники, великие люди Ветхого Завета, и те в своей жизни не избегали грехопадений, потому что грех как некий домоклов меч нависал над всем человечеством. Двери райские были закрыты для нас. Мы знаем, что даже пророки, Моисей, Давид, Исаия и многие другие сходили во ад. Они не мучились там, но томились, потому что райские двери были затворены.
Весь Ветхий Завет наполнен пророчествами о грядущем Мессии и огромным количеством пророчеств о Матери Мессии. Эти пророчества давались прикровенно — это и «лествица Иакова», по которой восходили и нисходили ангелы (Быт 28:12), и неопалимая купина, явленная Моисею (Исх 3:2), и у пророка Иезекииля есть слова о том, что Господь входит в мир вратами, которые остаются закрытыми (Иез 44:2), и много других образов Ветхого Завета говорят нам о Пресвятой Деве Богородице. Но более всех пророчествовал Исаия, который говорил о том, что «Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис 7:14). Не женщина, а именно Дева. И люди Ветхого Завета не понимали этих пророчеств, потому что не наступило еще исполнение времен.

Мы с вами знаем что израильскому народу Богом было предназначено, чтобы через этот народ в мир пришел Мессия, который бы спас не только израильтян, но каждого человека живущего в мире. Но народ этот стал главным препятствием мессианскому делу, потому что он ждал земного царя который даст свободу, силу и могущество иудеям. Но не весь народ был испорчен. Была небольшая группа людей, малое стадо, которые понимали глубину Ветхого Завета. В этом малом стаде как две яркие звезды сияют родители Пресвятой Богородицы — святые праведные Иоаким и Анна. Они были знатного рода — принадлежали дому царя Давида, они были состоятельны, но несмотря на свое богатство жили скромно. Они были великими праведниками, старались во всем угождать Богу, помогали тем, кто жил вокруг них. Но в семье было несчастье — отсутствие детей. В то время для израильского народа это было не просто внутрисемейной трагедией, а воспринималось как позор и проклятие Божие, потому что каждая еврейская семья надеялась, что именно из нее произойдет Мессия. Пересуды и колкости звучали за спиной Иоакима и Анны, несмотря на их добрые дела и праведную жизнь. Видите, братья и сестры, как порой бывает различен суд Божий и суд человеческий. Мы часто, видя внешнее, начинаем судить и о внутреннем состоянии человека. Видя грех, мы осуждаем не грех, а самого человека. Как страшно встать на путь противления истине, судить внутреннее по внешнему. Господь посрамляет всех тех, кто жил вокруг Иоакима и Анны и осуждал их. В то время как они уже были людьми пожилого возраста Господь дает им ребенка. Праведники дали Богу обет, что этот ребенок будет посвящен Господу.
Сегодняшний праздник должен нас заставить задуматься как мы относимся к воспитанию своих детей, что мы вкладываем в них,  какие полагаем надежды и упования. И если мы честно посмотрим на то, как мы относимся к своим детям, то увидим, что в большей степени мы являемся эгоистами. Каждый из нас рождает ребенка для самого себя. Даже такое выражение появилось в обиходе «завести ребенка». Как будто это некое домашнее животное, которое человек заводит для своего развлечения. Порой человек заводит ребенка, чтобы он потом был ему в старости утешением. Он воспитывает дитя лично для себя. Но пример Иоакима и Анны показывает нам как важно верующим людям, рождая ребенка, полагать всю надежду и упование на то, чтобы жизнь этого ребенка была угодна Богу, чтобы мы смогли вложить в него веру и любовь к Богу. А ведь мы порой больше думаем о том, чтобы ребенок был финансово обеспечен и хорошо образован. Но если глубоко посмотреть, мы это делаем тоже для себя, чтобы самим потщеславиться перед другими людьми. Часто родители, говоря об успехах своих детей, произносят  с такой гордостью и тщеславием: «Мой ребенок самый одаренный». Снова для себя, снова о себе. Такое впечатление, что таланты ребенка наша личная заслуга. Но всем известно, что талант дается человеку Богом. И может быть так, что у гениальных родителей родится самый обычный ребенок. А у совершенно простых людей рождается гениальный ребенок. Но наша задача, братья и сестры, не развивать в ребенке гордыню и тщеславие.

Я считаю, что наша система образования представляет собой уродливый суррогат  советской системы, которая была достаточно неплоха. В современной  системе воспитывается моральное уродство, потому что постоянно поощряется соревновательность, чтобы более способный человек превозносился над остальными. А ведь не это является главным. Важным является раскрытие внутреннего потенциала человека. Любой ребенок и гениальный и негениальный это прежде всего личность. И нужно воспитать именно личность, но не для себя, не для своего тщеславия, не для утешения себя в старости, а личность, которая была бы угодна Богу. Нужно стремиться к тому, чтобы эта личность жила так праведно и свято, что могла наследовать вечное спасение. А когда мы полагаем все свои силы на развитие гордыни в ребенке, когда мы потакаем всем его страстям, он во взрослом возрасте преподнесет нам такие сюрпризы, что не то что утешением в старости будет являться, а страшным наказанием для своих родителей. Если ребенок гениален, это еще не значит что в нем находится высокий нравственный идеал. В Америке был проведен эксперимент: всех вундеркиндов собрали в одну школу и преподавали им только научные дисциплины. Да ученики школы были умными, но нравственный уровень их был настолько низок, что школу пришлось закрыть и подобный эксперимент больше не повторялся.
Дорогие, братья и сестры, пример великой семьи святых праведных богоотец Иоакима и Анны и их дочери Марии должен вразумить нас. Каждый день занимаясь с детьми, что-то влагая в их сердца, мы должны задумываться угодно ли это Богу, послужит ли это на пользу душе ребенка. Воспитание — это не только похвальба и превозношение, но и наказание, лишение чего-либо. С юного возраста нужно приучать ребенка воздерживаться от своих желаний, не все их выполнять, потому что не все желания ведут к добру. Когда детям все разрешается, у них нет никаких препятствий и ограничений в своих желаниях. А потом родители удивляются, что ребенок вырос моральным уродом при том, что он никогда ни в чем не ограничивался.
Но даже если мы не так воспитали своих детей никогда не поздно что-либо исправить. Здесь к нам на помощь должна прийти молитва, особенно молитва матери за свое дитя, потому что между ребенком и матерью есть тысячи духовных нитей, которые их связывают даже если они далеки друг от друга. Поэтому нужно молиться чтобы Сам Господь вмешался в жизнь чада, Своей благодатью вразумил его. Будем же, братья и сестры, молиться и прибегать к примеру замечательной семьи, память которой мы с вами сегодня празднуем. Аминь.

протоиерей Димитрий Соболевский

Ростов–на–Дону
пр. Космонавтов 16а/32а
Важная информация