Проповедь в день праздника Воздвижения Креста Господня. «Крест есть наша свобода»

Проповедь в день праздника Воздвижения Креста Господня. «Крест есть наша свобода» Видео Проповедь на ВоздвижениеВо имя Отца, и Сына и Святаго Духа!

Совершая сегодня, дорогие братия и сестры, празднование двунадесятого праздника, Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста, слушая евангельское чтение от Иоанна, которое читалось ныне за Божественной литургией, мы вновь с вами воспоминали страдания нашего Спасителя. Воспоминали поношение, предательство, распятие Бога на Кресте. Очень важно для христиан как можно чаще напоминать себе об этих событиях!

Поэтому неслучайно Церковь для поклонения верующих выносит Крест три раза в течение года, таким образом акцентируя наше внимание на Кресте Христовом. Этим она напоминает нам о том, что в самом центре христианства, в самой сердцевине нашей веры, а соответственно, и в основании нашей жизни, если мы считаем себя христианами, должен быть Крест Христов.
Но порой даже христиане не всегда понимают, что значит в своей жизни, в ее центре, положить знамение Креста Христова. Мы с вами порой так привыкаем ко Кресту, мы носим его на своей груди, мы осеняем себя многократно в течение дня крестным знамением, видим Крест на храмах, видим Кресты внутри самих храмов, имеем крестное изображение в своих домах, что иногда забываем о самом главном. Привыкнув к знамению Креста, мы забываем, что за ним стоит, к чему Крест призывает нас. В сегодняшнем апостольском чтении апостол Павел, в Первом послании к Коринфянам, говорит  ясные слова, которые должны войти в наши сердца. Он говорит, что слово о Кресте для погибающих есть юродство, а для спасаемых есть сила Божия. И далее, продолжая в своем послании размышлять на эту тему, он говорит о том, что многие-многие люди в религии прежде всего ищут комфорта, многие ищут решения своих проблем, многие ищут тихого спокойного обустройства своей жизни.
Очень часто люди, надевая на свою грудь Крест, относятся ко Кресту как к некоему амулету, который должен защитить их от невзгод, бед, скорбей. И вот апостол Павел, говоря о том, что слово о Кресте для погибающих, - то есть для людей, которые не понимают смысла проповеди Христа Спасителя, которые не приняли Его слов в свое сердце, слов, которые призывают человека взять свой жизненный крест и последовать за Ним, - это слово является юродством, потому что человек не понимает, зачем тогда ему нужна такая вера, которая не дает ему тихое, безмолвное и благополучное житие. И тогда, когда первые христиане, апостолы пошли проповедовать слово Божие, то почему мир так восстал против этого слова, почему мир иудейский восстал, почему мир языческий, эллинский восстал против этого слова? И апостол Павел далее говорит, что Крест Христов - для иудеев соблазн, а для эллинов - безумие. Почему он был соблазном для иудеев?  Они веровали в Единого Бога, они ждали Мессию, но ждали  не Того мессию. Пришел не тот Мессия, которого они хотели. Не тот Мессия, которого они сами для себя в своем сознании утвердили. Они ждали Мессию как великого царя, который освободит их от иноземного владычества, который дарует им власть, славу, но пришел иной Мессия, пришел истинный Мессия, слово Которого было словом любви. И спасение Он совершил не путем военного переворота, не полагаясь на политическую, военную или иную силу, а спасение совершил на Кресте  - самом позорном орудии смерти тогдашнего времени. И поэтому соблазнились иудеи, в большинстве своем не приняли такого Мессию, жизнь и проповедь Которого не укладывались в их узких умах.
А слово о Кресте для эллинов, мира языческого, явилось безумием потому, что языческий мир полагался на мудрость века сего, на человеческую мудрость - мудрость, которая, действительно, имеет огромную силу, мудрость, которая развивается, потому что человеческий пытливый ум исследует мир, окружающий его, пытается ответить на вопросы мироздания. Но как часто бывает, такой ум, мудрость человеческая, которая опирается не на веру, а опирается на собственную гордыню, на свое «я», на мнение о себе, как о центре всего мироздания, о центре всей жизни, становится поистине порой мудростью даже дьявольской, бесовской. И вот Бог намеренно, для того, чтобы посрамить эту мудрость, которая является ложной мудростью, для того, чтобы разрушить те стереотипы, которые укоренились в сознании как иудейского, так и языческого древних миров, совершает спасение на Кресте. И для сознания тех же эллинов, язычников это немыслимо: как это так  - Бог может прийти и распяться за человека.  Но Бог только тогда может спасти род человеческий, когда Он безгранично любит свое создание.
Только существо, которое любит безгранично, до самопожертвования, может совершить такой акт спасения. Мы с вами знаем, что любовь всегда жертвенна.  Когда мы любим близких нам людей, когда мы любим своих родителей, детей, то порой мы готовы ради них пожертвовать многим, даже, может быть, самой жизнью. Но на это способна только любовь. Никакие доводы разума, никакие рациональные объяснения, никакие даже самые возвышенные идеи не способны человека подвигнуть на то, чтобы пожертвовать своею жизнью, если за этим не стоит любовь. И вот поэтому, братия и сестры, сегодня, совершая чествование Креста Христова, мы должны спросить себя: «А что Крест значит в моей жизни? Отношусь ли я ко Кресту как к защитному амулету, отношусь ли я к нему как к некоему символу, или  Крест действительно лежит в основе моей жизни как христианина?!» Потому что Крест зовет христиан на то, чтобы жертвовать своей жизнью, своим комфортом, покоем, благополучием ради Бога и ради своего ближнего.
Мы никогда не должны воспринимать веру, религию, как некую пилюлю, которую получает человек и таким образом обеспечивает себе комфортное житие на земле. Святые отцы всегда говорили, что если в твоей жизни нет скорбей, в твоей жизни нет боли, твоя жизнь течет ровно и благополучно, то знай: Бог тебя оставил. Плач, человек! Стенай и взывай к небу о том, чтобы исправилась твоя жизнь, потому что только через скорби, через испытания, через Крест, человек  может прийти ко спасению.
И поэтому, осеняя себя Крестом, надевая Крест на свою грудь, мы не должны к нему относиться как к защитному амулету, мы должны относиться к нему как к святыне и одновременно как к главному напоминанию нам о том, что же такое для нас христианство, к чему оно нас призывает. И даже если весь мир не понимает нас, это не имеет никакого значения, потому что через любовь, через крест, через страдания человек всегда по-настоящему становится свободным.
И сегодня мы вспоминаем кончину святителя Иоанна Златоуста. В одном из своих посланий, поучений, святитель Иоанн говорит о том, что Крест есть наша свобода. Это удивительно глубокие слова. Потому что человек, который не привязан своим сердце, своей душой к тленному, даже порой имея его, такой человек по-настоящему свободен.
Сегодня, подходя и прикладываясь к Честному и Животворящему Древу Креста Господня, воспомянем о своих немощах, воспомянем  о том, что так часто мы отходим от того, к чему призывает нас Господь. Так часто мы хотим свернуть с узкого пути и пойти по широкому пути благополучия и комфорта. Милостивый Бог да поможет нам силою Честнаго и Животворящего Своего Креста преодолеть все скорби, невзгоды на нашем жизненном пути. Действительно, по-настоящему, а не только формально, внешне  носить святое имя христианина.  Аминь.
протоиерей Димитрий Соболевский


Ростов–на–Дону
пр. Космонавтов 16а/32а
Важная информация