Проповедь на праздник Крещения Господня

Сегодня, возлюбленные о Господе, братья и сестры, нас собрала благодать  Cвятаго Духа в этом святом храме по случаю торжества в честь праздника Крещения Господня.  Многие из вас, я уверен,   знают об этом  событии  и  читали  Евангельские строки, которые  нам повествуют  о  том, как Господь и Спаситель наш  Иисус  Христос,  принял  крещение Иоанна  в  водах  реки   Иордана.    Кроме  того,   что  праздник  называется   Крещением  Господним,   этот  праздник  именуется   еще  и  Богоявление.   Почему   такое  название  этого  праздника?    Мы   знаем,  что Господь  до  30- летнего  возраста    жил  фактически  в  безвестности.  Даже  в самом  Евангелии  практически  ничего не   говорится  о  детстве  и  юности    Спасителя.     Господь   рос  в  городе  Назарете,   живя   со   своими  родителями,  со своей Пречистой  матерью,  он  работал  как   простой   плотник   и  возрастал  день  ото  дня,  исполняясь  Духа  Святаго.    И вот  когда ему  исполнилось  30  лет,  Господь  приходит и принимает  крещение  от  Иоанна.    Возникает   вопрос: «Зачем   Христу,  который   был воплощенным  Богом,  воплощенным  Творцом  Вселенной,  зачем  ему   было  принимать крещение  от  Иоанна,   ведь    это  крещение   было  крещением  покаяния?»  
  Иоанн  Креститель  призывал  к  себе  грешников,  которые  стекались     в  большом  кол-ве, и крестил их   во  отпущение   грехов.     Мы  же   знаем,   что  у  Христа  Спаса  не  было  единого   греха,   он  был  абсолютно   безгрешен (от  самого   момента  зачатия,   которое  было  непорочным    и  в рождении,  и  в  своей  жизни   потому,   что  он  был  воплощенным  Богом).   Но, однако  же,  Христос   приходит и принимает  Крещение  от Иоанна   и  сегодня   мы   слышали  как  Иоанн  говорит: «Спаситель»,  потому  что  Духом  Святым  Иоанну  было  открыто,   кто  к  нему  пришел.  Представьте   себе,   Иоанн,   великий  пророк,     который   крестит   людей,  который  призывает  их  к  покаянию и призывает их  подготовиться  к пришествию в мир миссии,  вдруг   видит  в  этом  простом  нищем   человеке  Творца  Вселенной,   который   смиренно   идет  в  толпе    со   всеми  остальными,  идет   к  нему.   Есть замечательная   картина  русского  художника  -«Явление  Христа  народу».  Действительно,  в  этой  картине  очень  трогательно  изображено     как  Творец  мира  в   смирении  идет  вместе  со  всеми  остальными  для  того,  чтобы  принять  крещение.  И вот  Иоанн  обращается  к  Спасителю  и  говорит: «Не  я  должен  крестить  тебя,  но  я  должен  от  тебя  принять  Cвятое   Крещение».

Тогда  Господь  ему  говорит,  что  «оставь,  сейчас  нам  надлежит  исполнить  всякую  правду».   Эта правда   Божья  заключается  в  том,  что  Господь  показывает  нам  пример  удивительного  смирения,    ведь  мы  с  вами  именуемся  христианами  не   потому,  что  мы  ходим  в   церковь,  а  потому,  что  мы  в своей  жизни  стремимся   воплотить в своей  жизни  образ   Христа.

Мы  в   своей  жизни  должны  во  всем  быть похожими  на  Христа  и  когда мы совершаем  любой  поступок,  и  если   мы  забываем  подумать  благой  это  поступок или  злой,   мы  должны  всегда  спрашивать  себя  -  а  как   поступил  бы  Христос?   И  вот  Господь  нам   показывает  великое  смирение,   он  начинает  свою  проповедь  со смирения   и  принимает  Крещение,  будучи  абсолютно   безгрешным.
Водная  стихия -  это  удивительная   стихия.  Даже   современные  ученные   говорят,    что  вода  - это   очень  необыкновенное  вещество,  которое   обладает  удивительными   свойствами,  которыми нет никакое  другое   вещество  на  Земле.   И   мы  с  вами  знаем  о  том,  что  вода  сыграла  большое  значение   в  истории  человечества.  Мы  с вами  знаем,  что  первые  твари  земные   были  сотворены  в  воде,    что  грех  настолько  был  велик   на  Земле,   когда так  сильно   согрешали  и  предавались   распутной  жизни    потомки  нашего  патриарха  Адама,   что  Господь  посылает  на  Землю  так  же  воду.   Он  посылает  воды  потопа  для  того,   чтобы   смыть  с  Земли  все  это  бесчестие.    И вот,  много  людей  приходит  к  Иоанну  на Иордан  и принимают  от  него   крещение  покаяния.  И, образно  говоря,  представьте  себе,    что  эта  вот  вода    была  наполнена   человеческим  грехом.   Вода   иорданская  - это  была  вода  греха.   Столько  она  за  историю  человечества   впитала  в  себя   греха,   столько  впитала  в  себя  человеческих  страстей   и  пороков.  
   Иордан-  это  маленькая  река,   по  нашим меркам  - это  ручей  широкий. И в этой  реке  сосредоточился  весь  человеческий   грех.   И вот  Господь  сходит  в   воды  Иордана  для  того,  чтобы  освятить ее  Своим  божественным  телом,   вот  эти  воды греха   Он   берет   на  Себя.   Весь    грех,  который   находился   в   водах,  принимает  на  Себя.   И   в  этом  заключается     великий   прообраз  того,  что  через  три  года   после   этого   события,   после  Крещения,  Господь  уже   абсолютно  явственно  приносит  Себя  в  жертву  на  кресте  за  весь  род  человеческий.   И   далее,  братья    и  сестры,  в  этот   момент,  когда  Господь  восходит  от   воды,    то  вдруг  появляется  голубь,  который   является   символом  Духа   Святаго,  т.е.   Дух  Святой  видит  голубя,  и  в  то  же  время    все  люди,   которые  находились  там,   слышат   голос: «   Сей   сын   мой   возлюбленный,   его  слушайте».   Т.е.   в  этот  момент  происходит   явление   Cвятой  Троицы,   ведь  до  этого   ветхозаветный  мир,    священное  Писание  ветхого  Завета  лишь  в  образах  нам  говорит   о  богоявлении.   Это   событие  является   поворотным  в  истории  человечества,  потому   что  уже  Господь  в  мире,   уже правда  Евангельская  действует  в  нашей  жизни,   и  всякий  человек   может  прийти   к  этому   источнику.   И,  если  будет  жить  по  Евангелию,  если   будет  соблюдать   заповеди  Христовы,   то  тогда    человек     сможет   достичь   вечной   жизни,   достигнуть  жизни  бессмертной  в  мире   с  Богом.
  Что  же  происходит   далее?     Далее  Христос …  Посмотрите,   Он  ведь  как   мог  прийти…  Он  не   является,   как  знаете,   великим   земным царём   на  белом   коне, во  славе.   Христос является в великом  смирении. И  тут  же   сразу Господь  после  Крещения  был  в  пустыне,  где  он  постился   40   дней.  

Мы  так  же  можем   сказать   о  том,  что  сегодняшний  день  является  днем  установления   великого  таинства   Христианской   Церкви,  которое   именуется   Крещением.    И  когда   человек  принимает  крещение,   это  не   является,   безусловно,  то,  что  человек  будет  спасен. Нет. Само  крещение -  это    залог,   который  дает   человеку   Господь. Это   духовное  семя,   которое  сеется  в душе   человека и от  человека   уже  зависит,  вырастет ли  это  семя,   вырастет  ли  из  него  древо   плодоносное,  или  это  семя  будет  затоптано,   загажено,   забито   человеческим  пороком.  Это   зависит  от  нас,   и  поэтому,  если  человек  принимает  святое  крещение,   это  не  значит,  что   он  духовно  безгрешен.  Нет. В самом крещении  с  человека  смываются   все  грехи. Человек восходит  от  купели  полностью  очищенным.  Вот, представьте себе, человек  может  прожить  много (40,  50 , 70  лет),   и  человек   может  в  жизни   много  сотворить  зла, но   вдруг  этот  человек  многое  понимает   и  он креститься. Как  же  велика  милость  Божья,  что Господь возводит человека   от  купели абсолютно  чистым, т.  е. -    это   святой   человек .   На  нем  нет  ни  одного  греха.   Господь  дает  ему   возможность  начать  жизнь  с  чистого и белого  листа. И  вот  что  он  уже  напишет  на  этом  листе,  от  того   будет  зависеть его  участь  в   вечной  жизни.  Представьте,  насколько  это  великое  таинство  -  таинство  крещения.  И  не случайно  к  этому  таинству раньше,  в  древности   люди  готовились  достаточно  продолжительное  время  (это  так   называемые   оглашенные   люди, которые  желали  принять  таинство   крещения,  которое  совершалось  всего  два  раза  в  году -  на  Пасху   и  на  Крещение,    и  поэтому  человек    мог  готовиться   к  крещению  целый год).  
   Что  же   мы   наблюдаем  сейчас?   Каково  отношение   людей    к  великому  и  святому  таинству?  А  отношение  таково - многие   тянут  родственников, которые  не   желают  креститься,  не   хотят  веровать  во  Христа.  Но  мы   их  чуть  ли  не  на коленях  уговариваем.   Или  жене,   или  мужу, или  дочери,  или   сыну   говорим: «Пойдем,   покрестимся». И в  итоге   такой  человек  приходит,  принимает  Крещение, а веры нет. Такое  крещение никакой  пользы   человеку   не  приносит,   а  только  лишь   будет  во  осуждение  ему.  И  когда  у  человека   спрашиваешь:  «А  зачем  ты   тянешь    своего   близкого   на   веревке    в  храм  на  крещение?» - «Как зачем? Чтоб  за  него  молиться  можно  было».  Такое  впечатление,   если  человек   некрещенный,  то  за  него  и  молитву  нельзя    сотворить.  Например, дома читать домашнее молитвенное правило.
-  А    зачем  ты  ребенка   крестишь?
-  Чтобы  не  болел.
Понимаете,  это  о  чем  говорит?    Насколько  в  нашей  жизни,  в  жизни современных православных людей, смещены эти  акценты -  акценты духовной  жизни.  И поэтому человеку, прежде принятия Таинства Крещения, необходимо глубоко понять зачем он это делает и собирается ли он менять своё существование, жить по вере или же всё это ему глубоко чуждо? Вот об этом, братья и сестры, нам всем необходимо размышлять. И тем, кто уже принял Крещение, и тем, кто собирается это сделать или же хочет помочь в этом кому-то из своих близких.
Священник Димитрий Соболевский

Ростов–на–Дону
пр. Космонавтов 16а/32а
Важная информация