Сегодня, возлюбленные о Господе, братья и сестры, нас собрала благодать Cвятаго Духа в этом святом храме по случаю торжества в честь праздника Крещения Господня. Многие из вас, я уверен, знают об этом событии и читали Евангельские строки, которые нам повествуют о том, как Господь и Спаситель наш Иисус Христос, принял крещение Иоанна в водах реки Иордана. Кроме того, что праздник называется Крещением Господним, этот праздник именуется еще и Богоявление. Почему такое название этого праздника? Мы знаем, что Господь до 30- летнего возраста жил фактически в безвестности. Даже в самом Евангелии практически ничего не говорится о детстве и юности Спасителя. Господь рос в городе Назарете, живя со своими родителями, со своей Пречистой матерью, он работал как простой плотник и возрастал день ото дня, исполняясь Духа Святаго. И вот когда ему исполнилось 30 лет, Господь приходит и принимает крещение от Иоанна. Возникает вопрос: «Зачем Христу, который был воплощенным Богом, воплощенным Творцом Вселенной, зачем ему было принимать крещение от Иоанна, ведь это крещение было крещением покаяния?»
Иоанн Креститель призывал к себе грешников, которые стекались в большом кол-ве, и крестил их во отпущение грехов. Мы же знаем, что у Христа Спаса не было единого греха, он был абсолютно безгрешен (от самого момента зачатия, которое было непорочным и в рождении, и в своей жизни потому, что он был воплощенным Богом). Но, однако же, Христос приходит и принимает Крещение от Иоанна и сегодня мы слышали как Иоанн говорит: «Спаситель», потому что Духом Святым Иоанну было открыто, кто к нему пришел. Представьте себе, Иоанн, великий пророк, который крестит людей, который призывает их к покаянию и призывает их подготовиться к пришествию в мир миссии, вдруг видит в этом простом нищем человеке Творца Вселенной, который смиренно идет в толпе со всеми остальными, идет к нему. Есть замечательная картина русского художника -«Явление Христа народу». Действительно, в этой картине очень трогательно изображено как Творец мира в смирении идет вместе со всеми остальными для того, чтобы принять крещение. И вот Иоанн обращается к Спасителю и говорит: «Не я должен крестить тебя, но я должен от тебя принять Cвятое Крещение».
Тогда Господь ему говорит, что «оставь, сейчас нам надлежит исполнить всякую правду». Эта правда Божья заключается в том, что Господь показывает нам пример удивительного смирения, ведь мы с вами именуемся христианами не потому, что мы ходим в церковь, а потому, что мы в своей жизни стремимся воплотить в своей жизни образ Христа.
Мы в своей жизни должны во всем быть похожими на Христа и когда мы совершаем любой поступок, и если мы забываем подумать благой это поступок или злой, мы должны всегда спрашивать себя - а как поступил бы Христос? И вот Господь нам показывает великое смирение, он начинает свою проповедь со смирения и принимает Крещение, будучи абсолютно безгрешным.
Водная стихия - это удивительная стихия. Даже современные ученные говорят, что вода - это очень необыкновенное вещество, которое обладает удивительными свойствами, которыми нет никакое другое вещество на Земле. И мы с вами знаем о том, что вода сыграла большое значение в истории человечества. Мы с вами знаем, что первые твари земные были сотворены в воде, что грех настолько был велик на Земле, когда так сильно согрешали и предавались распутной жизни потомки нашего патриарха Адама, что Господь посылает на Землю так же воду. Он посылает воды потопа для того, чтобы смыть с Земли все это бесчестие. И вот, много людей приходит к Иоанну на Иордан и принимают от него крещение покаяния. И, образно говоря, представьте себе, что эта вот вода была наполнена человеческим грехом. Вода иорданская - это была вода греха. Столько она за историю человечества впитала в себя греха, столько впитала в себя человеческих страстей и пороков.
Иордан- это маленькая река, по нашим меркам - это ручей широкий. И в этой реке сосредоточился весь человеческий грех. И вот Господь сходит в воды Иордана для того, чтобы освятить ее Своим божественным телом, вот эти воды греха Он берет на Себя. Весь грех, который находился в водах, принимает на Себя. И в этом заключается великий прообраз того, что через три года после этого события, после Крещения, Господь уже абсолютно явственно приносит Себя в жертву на кресте за весь род человеческий. И далее, братья и сестры, в этот момент, когда Господь восходит от воды, то вдруг появляется голубь, который является символом Духа Святаго, т.е. Дух Святой видит голубя, и в то же время все люди, которые находились там, слышат голос: « Сей сын мой возлюбленный, его слушайте». Т.е. в этот момент происходит явление Cвятой Троицы, ведь до этого ветхозаветный мир, священное Писание ветхого Завета лишь в образах нам говорит о богоявлении. Это событие является поворотным в истории человечества, потому что уже Господь в мире, уже правда Евангельская действует в нашей жизни, и всякий человек может прийти к этому источнику. И, если будет жить по Евангелию, если будет соблюдать заповеди Христовы, то тогда человек сможет достичь вечной жизни, достигнуть жизни бессмертной в мире с Богом.
Что же происходит далее? Далее Христос … Посмотрите, Он ведь как мог прийти… Он не является, как знаете, великим земным царём на белом коне, во славе. Христос является в великом смирении. И тут же сразу Господь после Крещения был в пустыне, где он постился 40 дней.
Мы так же можем сказать о том, что сегодняшний день является днем установления великого таинства Христианской Церкви, которое именуется Крещением. И когда человек принимает крещение, это не является, безусловно, то, что человек будет спасен. Нет. Само крещение - это залог, который дает человеку Господь. Это духовное семя, которое сеется в душе человека и от человека уже зависит, вырастет ли это семя, вырастет ли из него древо плодоносное, или это семя будет затоптано, загажено, забито человеческим пороком. Это зависит от нас, и поэтому, если человек принимает святое крещение, это не значит, что он духовно безгрешен. Нет. В самом крещении с человека смываются все грехи. Человек восходит от купели полностью очищенным. Вот, представьте себе, человек может прожить много (40, 50 , 70 лет), и человек может в жизни много сотворить зла, но вдруг этот человек многое понимает и он креститься. Как же велика милость Божья, что Господь возводит человека от купели абсолютно чистым, т. е. - это святой человек . На нем нет ни одного греха. Господь дает ему возможность начать жизнь с чистого и белого листа. И вот что он уже напишет на этом листе, от того будет зависеть его участь в вечной жизни. Представьте, насколько это великое таинство - таинство крещения. И не случайно к этому таинству раньше, в древности люди готовились достаточно продолжительное время (это так называемые оглашенные люди, которые желали принять таинство крещения, которое совершалось всего два раза в году - на Пасху и на Крещение, и поэтому человек мог готовиться к крещению целый год).
Что же мы наблюдаем сейчас? Каково отношение людей к великому и святому таинству? А отношение таково - многие тянут родственников, которые не желают креститься, не хотят веровать во Христа. Но мы их чуть ли не на коленях уговариваем. Или жене, или мужу, или дочери, или сыну говорим: «Пойдем, покрестимся». И в итоге такой человек приходит, принимает Крещение, а веры нет. Такое крещение никакой пользы человеку не приносит, а только лишь будет во осуждение ему. И когда у человека спрашиваешь: «А зачем ты тянешь своего близкого на веревке в храм на крещение?» - «Как зачем? Чтоб за него молиться можно было». Такое впечатление, если человек некрещенный, то за него и молитву нельзя сотворить. Например, дома читать домашнее молитвенное правило.
- А зачем ты ребенка крестишь?
- Чтобы не болел.
Понимаете, это о чем говорит? Насколько в нашей жизни, в жизни современных православных людей, смещены эти акценты - акценты духовной жизни. И поэтому человеку, прежде принятия Таинства Крещения, необходимо глубоко понять зачем он это делает и собирается ли он менять своё существование, жить по вере или же всё это ему глубоко чуждо? Вот об этом, братья и сестры, нам всем необходимо размышлять. И тем, кто уже принял Крещение, и тем, кто собирается это сделать или же хочет помочь в этом кому-то из своих близких.
Священник Димитрий Соболевский