Преображение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Гордыня заслоняет от человека нетварный Фаворский свет.

Во время оно Господь сказал своим ученикам  что некоторые из них не вкусят смерти пока не увидят Царства Божия пришедшего в силе. Спустя некоторое время Господь избирает из 12 учеников троих — Петра, Иоанна и Иакова и вместе с ними восходит на гору Фавор. Это было незадолго до того момента, когда Господу надлежало совершить крестный путь и  воспринять распятие и смерть. Господь приводит этих трех учеников на Фаворскую гору и на вершине этой горы Господь преображается, т. е. В нашу обычную земную реальность входит реальность небесная. Господь преображается таким образом, что три апостола не могли даже выразить это словами. Они лишь приводят земное сравнение говоря, что лицо Его просияло как солнце, потому что мы знаем, что ничто не светит ярче солнца, на которое мы не можем смотреть. А одежды Его были белы как снег Мы видим, что Господь на мгновение открывает трем Своим ученикам духовное зрение. Эти ученики видят не просто своего земного учителя, но Сына Божия. Они видят, что Богочеловек Христос принадлежит двум мирам: Своим телом — нашему земному миру, а Своим Божественным существом — Царству Божиему. Рядом с преображенным Спасителем явились два древних пророка — Моисей и Илия. В момент преображения они беседовали со Христом о Его страданиях и распятии. Мы видим, братья и сестры, что Господь на некое малое мгновение приоткрывает духовное зрение у трех апостолов. Человеческий род в лице Адама и Евы до грехопадения также имел духовное зрение. И наши прародители Адам и Ева могли не просто видеть внешнюю форму предметов, они видели саму сущность всего сотворенного мира. После грехопадения Господь лишил человечество духовного зрения. И это было не наказанием, а благом для человека, потому что падшие люди уже не могли правильно  воспринимать события духовного мира.  Духовный мир состоит не только из ангелов Божиих и святых угодников. Мы знаем, что еще есть мир демонов. Человеческая душа не смогла бы видеть этих страшных существ. Поэтому Господь милостиво лишает человека духовного зрения. Но при этом людям, которые вели духовную жизнь, которые точно также поднимались на горы, только не физические, а духовные, открывалось духовное зрение. Многие святые угодники Божии могли видеть то, что не видят другие люди.

Мы видим, что Господь берет с Собой не всех 12 апостолов, а лишь троих.  Вероятно только они были готовы к тому, что для них приоткроется завеса тайны мира духовного. И в наше время далеко не многие люди имеют такие духовные дарования, чтобы у них было открыто духовное зрение. Лишь единицы, святые угодники, которые проводили жизнь в молитвах и постах, в доброделании сподобились этой милости Божией. И как они воспринимали духовное зрение? Доставляло ли оно им радость? Мы знаем, что многие святые им тяготились, считали себя недостойными, потому что велик соблазн впасть в гордыню. «Я не такой как все, я особенный.» Как часто сейчас приходится наблюдать как некие люди по телевидению, со  страниц газет говорят нам о том, что они особенные. Нечто произошло в их жизни и у них открылось как им кажется некое духовное зрение и они способны помогать другим людям - лечить, исцелять. Какое великое безумие, демонский обман. Эти люди не понимают, что нет у них никакого духовного зрения, это искушение бесовское, которому они поддались, и горе не только им, но и тем кто прибегает к ним за помощью, потому что это лжедуховное зрение никакой пользы человеку принести не может. Разве можно сравнить ясновидящих, прорицателей, которые живут обычной жизнью, также больны всякими мелкими страстишками, грехами, а может быть даже и не мелкими,  с преподобными Серафимом Саровским, Сергием Радонежским, праведным Иоанном Кронштадтским? С людьми, которые были столпами духа и которые многими духовными трудами, болезнями достигли высот духовной жизни и у них зрение было открыто.
Вообще, братья и сестры, есть такие события священной истории, о которых очень сложно говорить, потому что мы не можем их вместить в полной мере. Разве мы можем говорить о великой тайне искупления человека или о великой тайне распятия Христа? Точно также о событии Преображения, которое мы с вами празднуем сегодня, очень сложно говорить, богословствовать, потому что здесь мы соприкасаемся с тайной и не все может быть доступно для нашего разума. Современный гордый человек считает что все уже подчинено человеку и уже нет никаких тайн. Но нет, братья и сестры, если мы с вами люди веры мы не должны разделять такую точку зрения, потому что в вере всегда должна оставаться тайна.
Сегодня, вглядываясь в икону Преображения Господня, мы видим, что апостолы лежат на земле в страхе и ужасе, но это не тот страх, который парализует волю и сознание человека, а страх особый, соединенный с огромной радостью. И когда апостолы увидели преобразившегося Господа, то в их сердце была такая великая радость, какую они не испытывали никогда в жизни. Они были так счастливы, что им хотелось, чтобы этот миг никогда не заканчивался. Петр предложил построить три кущи, т. е. шалаша, для Христа, Моисея и Илии. Он действительно не понимал, что говорит, потому что такое особое состояние было у него в душе. Разве это не великая тайна? Разве мы можем человеческим языком объяснить, что произошло в этот момент? Мы можем только «как сквозь тусклое стекло, гадательно» говорить о таких великих событиях священной истории. Мы видим на иконе Преображения  Господня, что лучи божественного нетварного света пронизывают собою все. Весь мир держится божественной энергией, жизнь поддерживается благодатью Божией. Безумен человек, который говорит, что верит в Бога не как в конкретную Личность, как в Отца Небесного, который любит мир и постоянно заботится о мире. А верит в некий абстрактный космический разум, который возможно и сотворил мир, но сейчас находится за пределами этого мира и мир развивается по своим законам. Это ложь для христианина. Мы с вами знаем, что Бог промышляет о мире постоянно. Господь говорит в Священном Писании «у вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф 10:30) и ни один волос не падает на землю без воли Отца Небесного. Это говорит о том, что Господь постоянно промышляет о нас. Эта Божественная благодать, которую мы образно лицезреем на иконе Преображения Господня, питает наш мир и поддерживает его. Без благодати в мире был бы хаос и абсолютное царство зла. Мы не имеем такого духовного зрения, чтобы видеть благодать, но мы должны стремиться к высотам духовной жизни. Нельзя думать, что подвиги, которые совершали святые недоступны для нас. Многие удивляются почему в наше время нет великих подвижников, о которых рассказывается в церковной истории, неужели Бог изменил свое отношение к миру? Нет, братья и сестры, благодать Божия всегда одна и та же, но изменились люди. Что лишает человека духовного зрения? Гордыня. В наше время как никогда ранее человек испытывает  величайшую гордыню. Он считает, что может проникнуть во все тайны бытия, но мы с вами уже говорили о том, как важно, чтобы в жизни была тайна — тайна встречи с Богом. Ведь бывало в нашей жизни, когда мы либо в храме, либо дома на молитве ощущали необъяснимую духовную радость. Не притворное елейное умиление, а подлинную глубокую радость, ощущение таинственного присутствия Божия рядом с нами. Эта тайна должна оставаться, потому что она сохраняет нашу веру.

Но при этом, когда ученики сказали «Господи! хорошо нам здесь быть» (Мф 17:4), видение преображенного Спасителя прекращается. Господь берет учеников и они спускаются в долину в обычное селение, туда где еще царствуют зло, болезнь и смерть. Многие люди говорят как хорошо им в храме, и не хочется выходить в мир, соприкасаться с реалиями жизни, в которой присутствует зло. Так рассуждать неправильно. Если есть в душе радость встречи с Богом, человек должен идти в мир и своей жизнью должен мир преображать. Он должен нести Слово Божие людям, которые еще не слышали его, либо не уразумели. Господь сказал Своим ученикам: «Я посылаю вас как овец среди волков» (Мф 10:16). Апостолы после Воскресения Христова пошли в мир и несли великую тайну веры во Христа. Мы, братья и сестры, должны быть носителями этой веры и во всем искать прежде всего Царства Божия, т. е. духовный смысл.  Вот, например,  к сегодняшнему дню Церковь приурочила освящение плодов. Это произошло потому, что как раз к концу лета плоды поспевают и издавна крестьяне приносили в храм плоды для освящения, благодаря Бога за то, что Он дал им еще один год жизни, дал им урожай. А современный гордый человек относится к Церкви настолько потребительски, что приходит только чтобы что-то взять от Бога. И не нужно придавать мистического значения освященным яблокам и винограду. Если нет веры можно съесть хоть 10 кг яблок и вылить на себя ведро святой воды, от этого никакой духовной пользы не будет. Сегодня, освящая плоды, мы благодарим Господа за то, что Он еще дает нам жизнь, посылает дождь, дает урожай И если мы будем благодарить, Господь подаст освящение нашим душам в том числе через вкушение освященных плодов. Аминь.
протоиерей Димитрий Соболевский

После праздничной Божественной Литургии на территории храма состоялось выступление народного фольклорного коллектива.


Ростов–на–Дону
пр. Космонавтов 16а/32а
Важная информация