Память преподобной Марии Египетской. Задача человека - стяжать целомудрие.

В сегодняшний воскресный день Святая Церковь чествует память святой преподобной матери нашей Марии, египетской подвижницы. Неслучайно ее имя вспоминается именно в конце Великого Поста. Дело в том, что ее жизнь, дорогие о Господе братья и сестры, дает нам надежду на величайшее милосердие Божие, которое будет снисходительно и к нам.
Из жития преподобной Марии Египетской мы знаем, что она с юных лет была порабощена страшной страстью блуда. Еще будучи юной отроковицей она начала вести блудный образ жизни. И за это она была презираема своими единоплеменниками, горожанами. А она жила в славном городе Александрии. Этот город славился прежде всего тем, что он был наполнен многими учеными мужами, богословами и многими людьми праведной жизни.
Жизнь Марии ни коим образом не вписывалась в жизнь этого города и многие люди гнушались ею. Смотрите, братья и сестры, в какое лукавое время надлежит нам с вами жить.  В то время быть блудницей считалось  противоестественным, потерять свою невинность до брака считалось позором. И так было даже еще и в нашей стране каких-то 150 лет назад. Если девушка потеряла свою чистоту — это всячески скрывалось, порицалось. И наоборот честью и славою для женщины было стать единственной для ею избранного мужа.

А лукавство нашего времени заключается в том, что сейчас все с точностью до наоборот.  Сейчас девственность не в почете. Среди молодых, зрелых людей, если человек сохранил свою девственность, то это порой считается постыдным и если об этом узнают, то начнут высмеивать такого человека за несовременность, отсталость. Мы становимся свидетелями того как человеческая страсть возносится до небес, люди напоказ выставляют свои страсти, они ставятся на пьедестал и все остальные должны ими восхищаться и перед ними преклоняться. Это происходит повсеместно. Чему научаются многие молодые люди, включая телевизор, что они слышат по радио или читают в газете? На каждой странице, на каждом телевизионном канале все сделано для того, чтобы возносить человеческую страсть, порок, развратный образ жизни. И этим восхищаются. Поэтому действительно мы с вами живем в очень страшное и лукавое время.
И вот Мария, однажды увидела юношей которые ехали в святой град Иерусалим для того, чтобы поклониться Гробу Господню.  Она в своем помрачении уже не понимала что она творит, потому что человек, когда одержим какой-то страстью, порой ведет себя как безумный, он уже даже не способен различать, что дозволено,  а что недозволено.  Для развращенного человека представляется все дозволенным. В его понимании свобода заключается в том, чтобы делать все что я хочу, потому что я пуп земли, я самый главный.  Этот принцип, который пришел к нас с Запада, постоянно вливается в наши уши.  И вот эта гордыня  всячески взращивается нашим обществом. И по мнению многих людей свобода заключается в свободе творить грех. «Я свободный человек. Как замечательно. Я хочу блужу, хочу ворую, хочу завидую, хочу кого-нибудь убью. Что хочу то и делаю.». На самом деле безумец такой человек, он не понимает, что он не свободен, он -  раб своих страстей. Ведь самую маленькую свою страстишку он неспособен побороть. Страсть господствует над человеком, человек находится в безумии.
И вот в своем безумии Мария также захотела поехать с этими юношами на святую землю. Но не для того, чтобы поклониться Гробу Господню, а для того, чтобы развратить и этих юношей, соблазнить их на грех.  Далее из ее жития мы знаем, что приехав в Иерусалим и, наверное, большей частью из любопытства она захотела зайти в храм Гроба Господня. Но какая-то невидимая сила ее не впускала. И тогда вдруг произошло чудо. Во всяком человеке, даже в самом последнем грешнике, в самом последнем насильнике и убийце всегда сохраняется частичка образа Божия, которая не до конца затоптана в грязь греха.  И вот это светлое проснулось в Марии, она осознала пред Богом какую страшную и порочную жизнь она вела, она раскаялась и начала просить у Господа  и Его Пречистой Матери, чтобы они простили ей ее развратную, разгульную жизнь. И тогда Господь допустил ее в храм. Она смогла принести покаяние перед священником и на следующий день смогла причаститься.

Стоя на пороге храма Мария не могла войти. Что прежде всего ей мешало? Ей мешали ее тяжелые грехи.  Не то, чтобы даже Господь не допускал ее, она сама своими грехами лишила себя благодати Божией. Но однако же она своей молитвой смогла достучаться до милосердия Божия. А как часто бывает в нашей жизни? Человек говорит: «Я хотел пойти в храм, но меня что-то не пускает, что-то держит. Какие-то обстоятельства, трудности. Что-то...» А что это что-то? Человек даже и задуматься об этом не хочет, потому что он -  раб. Это что-то его не пускает и он думает: «Ну и ладно и не пойду в храм, на службу. Не пускает и ладно».  Ручки опустил, как смиренный раб, ведомый сатаною, и пошел подальше от дома Божия. В итоге человек даже не понимает, не хочет задуматься что же его не пускает в храм. Мы видим, что в жизни Марии действительно было чудо, потому что какая-то стена стояла, которая не впускала ее в храм. Но ведь в жизни многих людей это происходит постоянно. Человек приходит и говорит «Я прихожу в храм и нехорошо себя чувствую. Мне плохо, стоять не могу, мне тяжело и т.д.» Множество причин, чтобы только не быть в доме Божием. И у  человека даже мысли не возникает, почему это происходит в его жизни. А ему следовало бы задуматься. Наверное,  неисповеданные грехи, страстная жизнь мешают ему. Но человек об этом не думает.
И вот мы видим, что после раскаяния преподобная Мария ушла в египетскую пустыню, в которой прожила 47 лет. Она взяла с собой два куска хлеба, немного воды и отправилась в пустыню. И там провела свою жизнь в покаянии, молитвах пред Богом. Безусловно ее жизнь не была легкой, она не вдруг стала святой. Много лет она была терзаема своей блудной страстью. Она падала, ела зубами песок, но боролась со своими страстями и не покинула пустыню. Конечно же и враг рода человеческого — дьявол -    нападал на нее всячески, но она это все преодолела.  Безусловно, мы с вами не можем в своей жизни  даже на маленькую йоту повторить ее подвиг. Ну кто сейчас из нас сможет оставить ростовскую прописку, взять два куска хлеба и уйти в пустыню? Никто. Но это не значит, что мы не имеем возможности покаяться в своих грехах, бороться со своими страстями.  Все это мы можем. У нас есть для этого средства. У нас есть Святая Церковь, ее Божественные Таинства, через которые человек приобщается к Богу. С помощью этих Таинств Господь подает человеку благодать бороться со своими страстями. Это конечно же не просто, но ведь никто не говорил, что этот путь будет простым. Один святой сказал, что дьяволу мало нас соблазнить на грех. Для него самое главное — не допустить покаяния. Если человек оступился впал в грех, ничего вставай, иди дальше. Жизнь Марии является тому примером. Величайшая грешница стала величайшей святой. И таких примеров огромное количество в истории Церкви. Вспомним, кто первый вошел в рай? Разве это был царь или еврейский первосвященник или фарисей, праведник? Нет. Это был разбойник, который творил много греха и зла. Но,  вися на кресте рядом со Христом, он раскаялся и сказал «Помяни меня Господи, когда приидешь в Царствие Твое» И Господь ему сказал «Ныне же будешь со Мною в раю» Почему? Потому что в этот момент разбойник приобрел то важное качество, которое необходимо нам, и которое мы некогда потеряли в раю. Это целомудрие. Чего не было у Марии, когда она вела распутную жизнь? У нее не было целомудрия. Что это такое?  Когда человек был создан, жил в раю, все его органы, его воля,  его сердце, его чувства, его тело  - все это было единым инструментом, который славословил Бога.  Когда в мир вошел грех, человек как бы расчленился, распался на несколько частей. Каждый из нас знает по себе, что мы не можем быть собранными. Как говорится в одной из молитв: «То что не хочу, то делаю, а что хочу того не совершаю». Порой знаем что грех, но все равно совершаем его. Страсти — это то, что разрушает нас изнутри, то что губит нас. Заповеди Божии — это предупреждения. Бог дал их нам по Своей любви к нам. Мы же знаем, что допустим нельзя пить соляную кислоту или класть руку на огонь. Мы понимаем что это нам вредит. Но почему же когда дело касается греха, то мы говорим, что заповеди Божии ограничивают свободу человека. Не ограничивает Господь  нашей свободы, просто заповеди даны как предупреждение — «не делай этого, это тебе вредит». Поэтому задача человека — стяжать целомудрие, т. е. научиться противостоять своим страстям, не быть рабом своих страстей, которые управляют и руководят человеком. А человек об этом даже не подозревает.
И вот сегодня братья и сестры мы еще и еще раз, уже на исходе поста, задумаемся, а ведем ли мы хоть какую-то борьбу с нашими страстями? Наша христианская жизнь состоит из борьбы. Мы каждый момент своей жизни делаем выбор между добром или злом. Когда необходимо сказать слово или совершить поступок, мы всегда должны оценивать, а не противоречит ли это слово, этот поступок заповеди Божией. И если противоречит, значит я это слово говорить не буду и поступок совершать не буду. Таким образом мы будем делать маленькие шаги к Богу и в своей душе мы воспитаем волю, которая даст нам возможность не быть послушными рабами своих страстей. Но нужно всегда помнить, что это долгий путь, потому что многие говорят: «Вот я начал ходить в храм, начал поститься и молиться,  и мне стало так тяжело, так плохо, столько появилось сложностей ».  Но ведь легкой пилюли не бывает. Если ты развращал свою душу много лет, ты хочешь, чтобы она за месяц исцелилась? Если у человека тяжелая болезнь, сколько времени он лечится? Месяцы и даже годы. А болезнь души исцелить еще сложнее. Мария Египетская прожила  в пустыне 47 лет. Никогда не нужно отчаиваться, если что-то не получается, не идет в духовной жизни. Все равно нужно стремиться к Богу, тогда Господь видя наше усердие , наше желание, непременно протянет нам свою руку и вытащит нас из этого болота. Но всегда мы должны помнить, что Бог спасает нас не без нашего участия. Представьте, что Бог -  это солнце правды . А у человека есть некая болезнь лица и он знает, что ему полезны солнечные лучи, они его исцелят. Но от человека же зависит повернет он свое лицо к солнцу или так и просидит до конца своих дней в тени даже на грамм не приблизившись к Божественной истине.
Сегодня молитвами преподобной Марии Египетской Господь да вразумит и да поможет всем нам. Аминь.
Иерей Димитрий Соболевский
Скачать аудиозапись проповеди (размер 5,1 Мб)

Ростов–на–Дону
пр. Космонавтов 16а/32а
Важная информация