Память о новомучениках и их заступничество нам крайне необходимы

Память о новомучениках и их заступничество нам крайне необходимы 3 апреля в Свято-Казанском храме состоялась научно-практическая конференция, посвященная новомученикам и исповедникам российским, имена которых сравнительно недавно были причислены  к лику святых. Но вниманию собравшихся были предложены не только жития прославленных святых. Организаторами конференции вопрос был поставлен шире: о месте подвига ради Христа в наши дни. В этой связи было рассказано о судьбе недавно умершей девушки Алины Милан, не согласившейся ради спасения жизни пойти на отречение от веры Православной. Участники конференции посмотрели и документальные кадры из истории нашей страны, когда разрушались храмы. Всё это заставило по новому взглянуть на подвиг новомучеников Российских, и задуматься об ответственности каждого человека перед  совестью и Богом …

А теперь по порядку. Настоятель храма, протоиерей Димитрий Соболевский, открывая конференцию, поздравил  собравшихся с праздником в честь святого преп. Иоанна Лествичника, который  имеет особое значение для нашего прихода, поскольку духовно-просветительский центр носит название «Лествица». «Промыслительно, что именно  сегодня мы проводим конференцию, посвященную памяти святых новомучеников и исповедников Российских», – заметил батюшка.
В своём выступлении о. Димитрий подчеркнул, что мученичество занимает особое место в истории Церкви. Кровь мучеников, как говорил древний мыслитель и богослов Тертуллиан, это семя христианства. Там, где умирал один мученик, на его место вставали десять, а то и сто новых последователей веры Христовой. Мученичество – это одно из главных доказательств истинности христианской веры и Церкви. Ни одна другая религия не знала такого массового явления мученичества.  Древние писатели, которых нельзя заподозрить в симпатиях христианству, с огромным удивлением писали о процессиях мучеников,  которые шли на смерть так,  будто они идут на главный праздник жизни. Эти процессии  даже сравнивали с брачными процессиями. Но и после того, как христианство стало государственной религией Римской и Византийской Империй, кровь христианская не прекращала литься.

ХХ век стал для Русской Православной Церкви периодом гонений и испытаний, сравнимым разве что с первыми веками христианства. Если до 1917 года в России действовало 50 тысяч храмов, то к 1937-му их осталось всего 100. Не удивительно, что минувший век дал огромное количество новомучеников и исповедников. Их подвиг мученичества был не случайным и не напрасным. Он был совершен ради нас, ныне живущих христиан. Кровь новомучеников стала залогом нашего обращения к Богу и возвращения в лоно матери Церкви.

- В переломные моменты истории Господь всегда выделяет из массы людей такие личности, которые становятся святителями и богатырями. Это личности огромной харизмы, божественной энергетики. К таким людям можно причислить святителя Луку Войно-Ясенецкого,  - подчеркнула в своём выступлении директор воскресной школы С.И. Черникова.
Будущий святитель был из  славного, но обедневшего дворянского рода. После гимназии хотел поступать в Петербургскую художественную академию, поскольку хорошо рисовал, но после раздумий и исканий жизненного пути выбрал медицинский факультет Киевского университета. Окончил его блестяще. Ему прочили успешную научную карьеру, а Валентин Феликсович неожиданно объявил о своём желании стать земским (мужицким) врачом и работать в глубинке, о чём ни разу не пожалел. Всю жизнь он служил людям как врач, а позже, как пастырь. То, что он, главный врач городской больницы Ташкента, вдруг принял священнический сан, причем в такое сложное время, как 20-е годы прошлого века, когда многие отрекались от веры, конечно же, не случайно.

В жизни человека, руководимого Богом, мало случайного. Даже то, что в подарок от директора гимназии он получил, как напутствие в жизнь,  Новый Завет, можно сказать, был некий знак.  Не случайно он оказался в конце 1920 года на епархиальном собрании. И не случайно выступил  с речью против обновленцев. Присутствовавший там епископ Ташкентский и Туркестанский Иннокентий (Пустынский) неожиданно сказал: «Доктор, вам надо стать священником!» И знаменитый врач со всей простотой и глубиной веры ответил: «Буду священником, если это угодно Богу!» Принимая сан в то время, он осознавал, что идет на страдания и вероятную смерть. Последовали аресты и ссылки. Епископ Лука пошел по многострадальному и скорбному пути исповедничества и мученичества. Но даже будучи в ссылке, он не оставлял своего врачебного долга, совмещая пастырскую и медицинскую деятельность, спасая души и тела людей, занимаясь научной работой…
Он оставил о себе добрую память. Задолго до прославления святителя чествовали не только в России, но и за её пределами. Научные труды и проповеди Святителя Луки Войно-Ясенецкого составили духовную сокровищницу Русской Православной Церкви. Многие православные врачи считают Святителя Луку своим святым покровителем.

А потом ребята из приходской воскресной школы, сменяя друг друга, прочитали житие недавно прославленного донского святого священномученика Николая Попова. В 20-30-е годы, как мы знаем из истории, Дон был залит кровью. Поэтому мучеников за веру Христову, скорее всего, намного больше, просто их имена не явлены миру. Но, слава Богу за то, что сегодня мы можем поклоняться нашему земляку, пострадавшему за веру, и просить его заступничества.

Как и святитель Лука, священномученик Николай Попов поначалу выбрал мирскую профессию, готовился стать агрономом и хотел служить Донскому краю, и его людям. Но потом стал сомневаться, достаточно ли ограничиться внешним служением, стать специалистом и помогать народу в ведении хозяйства? Душа молодого человека переживала неполноту такого служения. Николай понимал, что одними человеческими силами и знаниями исправить жизнь невозможно, что корень бед лежит гораздо глубже, чем несправедливое экономическое или общественно устройство. Главная беда народа в духовном невежестве. Именно оно помрачает в человеке образ Божий, вносит в личную и общественную жизнь разрушительные последствия. Поэтому у Николая созрело решение встать на путь духовного служения, которому он остался верен до своего расстрела…

На конференцию пришла и дальняя родственница семьи священномученика Николая Попова, сестра милосердия Людмила из сестричества во имя св. блаж. Ксении Петербургской. Она принесла с собой уникальные фотографии из семейного архива.  

Времена исповедничества и мученичества, казалось бы, прошли, и в нашей нынешней жизни нет места подвигу. Но это не так. У московской студентки Алины (в крещении Елена) Милан была тяжелая болезнь  (альвиококкоз печени) и у неё был шанс продлить свою жизнь и, быть может, её спасти. Но для этого требовалось сделать трудный выбор: остаться со Христом или отречься от Него. Отречься от Христа – это принять израильское гражданство, на которое она имела право. Тогда Алина могла рассчитывать на бесплатную медицинскую помощь в одной из лучших клиник Израиля.  Но для получения гражданства надо было заполнить анкету и указать вероисповедание. Гражданином земли обетованной может быть только иудей или атеист, но никак не христианин. Алина сказала духовнику: «Я не сниму крест и не буду отрекаться, оно того не
стоит". 14 марта девушки не стало…

Такие разные люди и разные судьбы. Однако их объединяет общая любовь и верность Христу. Но если свт. Лука или сщмч. Николай Попов стоят для нас на недосягаемой высоте, то Алина (Елена) Милан – наша современница. Более того, представительница молодого поколения. В решительный момент жизни она поступила по совести, доверила себя в руки Бога, выбрала смерть, но не отречение. И этим дала нам пример мужества и верности.

Конференция, посвященная новомученикам и исповедникам Российским, позволила не только прикоснуться к этой важной странице истории,  но и заставила о многом задуматься.
М.Бессонова


Ростов–на–Дону
пр. Космонавтов 16а/32а
Важная информация