Неделя Крестопоклонная.

Неделя Крестопоклонная. Сегодняшнее третье воскресение Великого поста именуется неделей Крестопоклонной. Накануне во всех православных храмах, дорогие братья и сестры, для поклонения,  для чествования на середину храма выносится Святой Крест. И Святая Церковь неслучайно делает это именно в середине поста. С одной стороны,  для подкрепления наших сил физических, внутренних, духовных сил, потому что древо Честнаго и Животворящего Креста всякому приходящему к нему благоговением, с верой в распятого и воскресшего Христа Жизнодавца,   дает утешение, дает Божественную помощь и благодать. А, с другой стороны, Церковь,  вынося Святой Крест, напоминает нам о смысле поста.  Потому что уже три недели мы находимся в этом постном странствии. И, может, кто-то из нас  забыл для чего он постится, может быть, пост вошел уже в привычку и кажется естественным.

ерковь намеренно напоминает нам о том,  что целью поста  является  наш приход к подножию Креста Господня.  А мы с вами говорили в начале, в Прощеное воскресение, о том, что Великий пост - это путь, который приведет нас к Голгофе, это путь, который приведет нас к тому, что мы станем созерцателями тех событий, которые совершились 2000 лет назад в далекой Палестине и, посещая Богослужения Страстной Седмицы, мы сможем сказать, что мы стали не только созерцателями,  но и участниками этих событий, мы сможем с вами пережить эти события.
И в сегодняшний день в храме читалось Евангелие такое краткое,  но такое емкое...В этом Евангелии Господь наш Иисус Христос говорит нам еще о  другом кресте. Не только о том кресте, на котором Ему предстояло быть  распятому.  Но Христос говорит о том кресте, который каждый человек несет в своей жизни. И Господь говорит «Кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк 8:34) . Что значит, братья и сестры,  понести крест своей жизни?   В сознании у многих людей есть такое понимание, что жизненный крест  - это все скорбное, печальное, что встречается в жизни человека — болезни, беды. Но это совершенно не так. Крестом в жизни человека являются только те скорби и испытания, которые приходят в его жизнь совершенно независимо от него. В нашей жизни есть много скорбей и печалей, которые случаются по нашей вине, по нашему неразумию, по нашей неосмотрительности, по невнимательности к своим словам и поступкам.
Возьмем для примера,случай... Человек  перебегает дорогу на красный свет, намерено нарушая определенные правила, и его сбивает машина.  И он на долгое время становится прикованным к постели.  Является ли это его крестом? Нет,  потому что  то, что произошло с ним — это следствие его неразумных поступков.  А его близкий человек, мама или жена, вынуждены будут каждый день заботится о нем, каждый день помогать ему вернуться к нормальной жизни. И вот для его мамы или жены забота об этом человеке станет крестом, который пришел в их жизнь вне зависимости от их желаний, вне зависимости от их  поступков.  
Или, например, происходит война между народами. А война, чаще всего, является следствием неразумных поступков политиков, либо гордости и превозношения, допустим, одного народа над другим.  Можно ли сказать, что в случае такой войны, она является крестом для народа? Нет, это тоже не является крестом.   Но при этом для отдельно взятого человека, который не принимал участия в принятии  политических решений, не принимал участия в разжигании розни, война становится его крестом, потому  что многие люди вынуждены бывают оставить свой дом, своих близких, теряют своё здоровье. И такая война становится крестом для отдельно взятого человека.
И вот, дорогие братья и сестры, Господь говорит  о том, что нам надлежит каждому принять жизненный крест.  И святые Отцы Церкви говорят о том, что ненормальным является положение человека, когда человек живет без скорбей и испытаний. Это состояние ненормально, потому что если человек   не  претерпевает каких-то  испытаний, то внутренне  такой человек совершенно никак духовно не растет.  Потому что духовный рост человека возможен только при несении креста. И ведь, действительно, жизнь, простая жизнь,  даже не духовная жизнь человека,   имеет успех только тогда,  когда человек преодолевает трудности. Но  также мы знаем, братья и сестры, о том, что Господь  не дает человеку креста, который человек  не может понести.   То есть,  тот  крест,  который несет  в  жизни каждый из нас,  нам по силам. Мы в состоянии его вынести.  И  этот   крест  является спасением для человека.   Если мы несем крест без ропота,  без помыслов «За  что  мне  это, почему  это случилось с моей жизнью,  почему мой сосед благоденствует, а я  должен нести крест?», только тогда  это крест будет полезен  для нашей души. И без этого креста спасение человека  становится невозможным.
Но Господь говорит о том, что нужно не просто взять свой крест, а Христос говорит о том, что «нужно отвергнуться себя». Что значит «отвергнуться себя»?  Это значит, что нужно осознать, что не все в этом мире создано только для меня. Многие люди говорят: « А  я не вижу никого вокруг себя, я живу для себя, для своего удовольствия».  И, действительно, если человек станет перед зеркалом и будет все время смотреться в зеркало, то он никогда никого не увидит, кроме своего отражения.  И эти слова «отвергнуться себя» означают то, что  человек в основу своей  жизни, в центр своей жизни должен поставить Бога, то есть сам должен отойти в сторону.
Если человек  ставит в центр своей жизни Бога, значит, он ставит в центр жизни и своего ближнего. Кто нибудь подумает: «А как же я ? Как же я буду жить? Что же, я проживу свою жизнь для другого, для других людей? Я тогда, наверно, не буду счастлив и не смогу обрести полноты жизни». Но есть удивительный пример такой жизни, братья и сестры. Это пример матери. Ведь мать, когда  рождает ребенка, она отвергается себя.  То есть, до  рождения ребенка она ходила в театр, на танцы, общалась в шумной компании со своими друзьями, но когда у неё рождается ребенок, то мать вынуждена все это оставить, она вынуждена полностью «отвергнуться себя»  и посвятить себя жизни своего ребенка. Не месяц, даже не год, а годы.
И можно ли сказать, что мать является несчастным человеком? Можем ли мы сказать, что мать  страдает от того, что она посвящает свою жизнь своему ребенку?  Конечно, нет. Счастье наполняет её жизнь. Счастье от ежедневного лицезрения как её чадо возрастает,  как делает первые шаги, учит первые буквы, идет в школу и так далее. Счастье, а не скорбь. Разве нормальная мать может сказать «Я потеряла лучшие годы своей жизни, потому что  посвятила их своему ребенку».  Только ненормальный человек может так сказать.
И этот пример является прекрасным образом того, что если мы в центр жизни ставим не себя, а Бога  (а раз Бога то и своих ближних), то мы не можем говорить, что мы будем несчастны.  И пример тому многие Святые Угодники Божии, которые воплотили этот призыв в своей жизни. Они восприняли этот призыв. И разве мог преподобный Сергий,  или преподобный Серафим Саровский, или святитель Тихон, Патриарх Московский, могли ли они сказать, что  несчастливы потому, что они «отверглись себя». Вспомним образ преподобного Серафима, который был наполнен радостью.    Бог наградил его за то, что он «отвергся себя». Бог дал ему силы нести его крест. Помните, как его тяжело избили разбойники, какие претерпевал он скорби и искушения, находясь в дремучем лесу, но при этом великая радость была в его сердце, и эта радость из его сердца сияла для всех окружающих, все видели эту радость преподобного Серафима. И так можно взять примет любого святого. Вспомним, чему изумлялся Древний Рим. Мученикам-христианам.  Рим никогда такого не видел за всю свою историю.  Многие люди шли на верную смерть за идею, но только христиане- мученики шли на смерть с радостью, ведь эти мучения тоже были их крестом,  они шли на смерть ради Христа.
Действительно, братья и сестры,  призыв Господа о несении креста, трудно воплотить  в своей жизни.  Непросто «отвергнуться себя», взять крест и пойти за Христом.  Но поверьте мне, если мы с вами веруем в Бога, веруем во Христа, мы должны знать четко и ясно, что другого пути нет. Не сказал Христос, что еще есть и другие пути, но только этот путь. Нельзя зайти ни с черного входа в Царство Небесное, ни с боку, ни с краю, а только так. И слава Богу,  что многие из нас к этому стремятся. Аминь.

протоиерей Димитрий Соболевский


Ростов–на–Дону
пр. Космонавтов 16а/32а
Важная информация