Неделя 4-ая по Пятидесятнице. Пример веры и смирения.

Неделя 4-ая по Пятидесятнице. Пример веры и смирения. Исцеление слуги сотника.
Фреска северной стены Софийского собора г. Вологда. Дорогие о Господе братья и сестры! Сегодняшнее Евангелие показывает нам удивительный пример веры. После Нагорной проповеди Господь наш Иисус Христос пришел в город Капернаум. В этом городе к нему подошел римский военачальник, сотник. Он был язычником, а вледствие ложной дьявольской религии язычники были особо развращенными людьми. Римский сотник, который находился на чужой земле был завоевателем, подошел к Спасителю и стал просить Его о том, чтобы Господь исцелил его слугу, который был смертельно болен. Господь ни о чем больше не спрашивая сотника сразу же говорит: «Я приду и исцелю его» (Мф 8:7), потому что Господь видит веру и смирение этого человека. По сути сотник был врагом народа еврейского, но он имел власть и мог не приходить сам, а послать воинов, которые были ему подчинены и силой привести бедного проповедника по имени Иисус.(Такое мнение было о Господе у многих людей тем более у тех, которые не имели веры в грядущего Мессию.)

Господь, видя смирение сотника, сразу же откликается на его просьбу. Но сотник отвечает еще более удивительными словами. Он говорит: "Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой" (Мф 8:8). И, как говорит Евангелие, Господь Иисус Христос удивился и сказал: "и в Израиле не нашел Я такой веры." (Мф 8:10). Этот язычник превзошел иудеев, которые почитали Единого Бога, знали Священное Писание Ветхого Завета.
Вера сотника была велика еще и в том, что он пришел просить ни за жену, ни за сына, ни даже за родственника своего. Но за слугу. Кто такие слуги у римлян? Рабы, к которым относились как к скоту. А этот человек имел в своем сердце любовь к людям и сострадание и Господь откликается на его просьбу.
А мы с вами, братья и сестры, часто ли готовы с искренней молитвой, идущей от сердца, просить о помощи посторонним людям. Наверное, нет. Порой человек называет себя христианином, но не видит необходимости молиться за тех людей, которые не являются его близкими родственниками. И в семьях иногда бывает вражда, нестроения. Приходит человек из такой семьи, жалуется и плачет, что не может найти общего языка с невесткой, сыном и т.д. На вопрос «Молишься ли ты за этого близкого?» человек с удивлением говорит: "Нет". Или конфликт с соседями, на работе с сослуживцами. «Ты молишься об этих людях?» «А зачем? Они меня обижают, гонят. Я ненавижу их». Но пример сотника говорит нам о том, что молиться нужно за всякого человека, даже за оскорбляющего нас. Тогда через эту молитву Господь дарует нам мир и взаимопонимание. Но там где будет вражда, ненависть, злословие и зложелательство конфликт не уйдет никогда. Он будет становиться все глубже и острее.
Сотник показывает нам пример великого смирения. Он язычник, но в его сердце возгорается вера во Христа. Возникает вопрос: "Откуда возникла эта вера?" Мы не можем этого сказать, потому что зарождение веры в сердце человека -  это всегда путь особый. Этот путь известен Богу и сердцу человека. Как человек приходит к вере? Это нельзя объяснить, да и не нужно объяснять.
Сотник сказал Христу: "Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой" (Мф 8:8). А мы с вами можем так сказать Богу? Где-то глубоко в сердце у многих присутствует мысль: "Я не такой как все остальные, я и в храм хожу и молюсь. Я достоин." Но мало кто задумывается, что большинство из нас неготовы к этой встрече со Христом. Дом нашего сердца разве чист и убран? Разве он готов к встрече с Богом? Нет. Мы требуем от Бога милостей, потому что начинаем считать, что мы-то Богу уже свои, поэтому Господь чуть ли не в долгу перед нами и обязан исполнить любое наше желание. Но вот перед нами пример человека который веровал так, что ему не нужно было никаких доказательств могущества Бога, не нужно было чтобы Господь переступил порог его дома, только лишь одного слова Господа ему было достаточно. А нам подавай, чтобы и чудеса были в жизни, и чтобы в храме поближе встать и быстрее всех подойти к святыням. Такой веры как у сотника, у нас нет.
Сотник является не только примером для нас, но и нашим обличителем. Конечно не значит, что для выражения религиозного чувства человека не нужно никаких обрядов, никакого движения навстречу Господу. Сотник не просто сидел у себя дома и думал пускай Христос исцелит слугу, а делал шаг навстречу, шел, искал и за это он получил то, о чем просил — исцеление слуги. Но самое главное, что через это исцеление сотник получил гораздо больше - исцеление своей души, чего я и всем нам искренне желаю. Аминь.
протоиерей Димитрий Соболевский

Ростов–на–Дону
пр. Космонавтов 16а/32а
Важная информация