Не дай нам, Бог, согнуться до земли…

Не дай нам, Бог, согнуться до земли… Видео Не дай нам, Бог, согнуться до земли…Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
В сегодняшний воскресный день, дорогие братья и  сестры, мы с вами слушали короткий, но назидательный евангельский рассказ, в  котором говорилось о том, как однажды в день субботний (по иудейской традиции,  день покоя), Христос Спаситель пришёл в синагогу, иудейское собрание, для того,  чтобы отдать дань закону Моисея, который заповедал почитать субботний день.

В этом собрании находилась некая женщина. Как  повествует евангелист Лука, женщина эта была одержима тяжким недугом. Она была  скорчена и связана демонской силой. Этот  недуг продолжался в течение 18 лет.  Именно столько  времени эта несчастная страдалица своими глазами была прикована  к земле. Она  не могла поднять своей главы, не могла взглянуть в лица других  людей...      
Эта женщина, испытывавшая невероятные физические и  нравственные мучения, была скромна. Она из года в год приходила в синагогу,  и,  стоя в углу, смиренно молилась Богу о прощении своих грехов. Никто не замечал  несчастную страдалицу, никто не обращал на неё внимания, и даже, возможно, к  ней гнушались приблизиться. Но Господь и Спаситель наш Иисус Христос, который  смотрел не на внешность человека, а зрел в самую глубину, в сердце, прозревал  душу человеческую, увидел эту несчастную страдалицу, увидел её смиренную и  кроткую душу. Подойдя к ней, возложил на неё руки и сказал: «Отныне ты  разрешаешься от недуга своего».  Бедная женщина во мгновение выпрямилась и стала  совершенно здоровым человеком.    
Нередко бывает, дорогие о Господе братья и сестры, что  и мы с вами, будучи здоровы физически,  бываем порабощены нечистым духом. Сердце  наше и наши духовные очи не видят ничего, кроме земного. Мы всецело прилеплены  к земле и помышляем лишь о земном  благополучии. Не имея физических недостатков,  мы бываем духовно уродливы. Не имеем кротости, не имеем смирения, а если  наступает какая-то скорбь, беда, теснота или болезнь, то вместо того, чтобы со  смирением и с кротостью принимать всё то, что Господь посылает нам, начинаем  роптать на жизнь, на обстоятельства, на других людей и даже на самого Господа  Бога.    
Но Господь приходит к нам и невидимо возлагает Свои  руки на наши главы. Необъяснимым чудесным образом Господь восставляет нас,  призывает поднять наши очи от земли к небу, исцеляет наши души. Многие стоящие  здесь столкнулись с этим чудесным явлением божественной любви в своей жизни, когда  на них, прижатых к земле скорбями и испытаниями, Господь по Своей неизреченной безграничной  любви возложил руки и призвал в Царство Своей благодати, то есть в Церковь  Христову.    
Далее в рассказе говорится о том, как некоторые люди  отнеслись к этому чуду. К Спасителю подошёл начальник синагоги, то есть человек,  который был знатоком Закона Божьего,  и с упрёком, с ненавистью, с неприязнью говорил  Иисусу: «Зачем Ты исцеляешь в субботу? Есть другие шесть дней в неделю, когда  нужно исцелять». Подумайте, братья и сестры, какое безумие! Какой холодностью,  неверием веет от этих слов! Этот человек,  который своими устами всю жизнь чтил  Бога, не видит Бога перед собой, когда Он стоит в метре от него. Мы с вами  знаем о том, что Господь очень часто исцелял людей именно в день субботний, за  что Он был постоянно укоряем иудеями, которые Его обвиняли в нарушении субботнего  покоя.    
Да, действительно, Господь в четвёртой заповеди заповедал,  чтобы человек соблюдал день субботний, чтобы шесть дней он работал и делал дела  свои, а день седьмой, субботу, посвящал Господу Богу. Как это часто бывало в  истории взаимоотношений человека с Богом, и как часто это бывает и сейчас, люди  перевирают Закон Божий. Они трактуют его так, как это выгодно и удобно им. И в  то время, и сейчас, закон о соблюдении седьмого дня люди трактуют, как день праздности  и ничего неделания.      
Но в действительности,  братья и сестры, когда Бог  давал заповедь о почитании седьмого дня (а после воскресения Христа Спасителя  таким святым седьмым днём стал день воскресный,  в который мы с вами сегодня  собрались в храме Божьем), Господь говорил совершенно о другом. Господь  призывает человека соблюдать седьмой день, говоря о необходимости в этот день собирания  жизненных сил человека. Бог, который сотворил человека,  и который знает его  внутреннее и телесное устройство, заповедал, что человек не должен быть  бесконечно прилеплённым к своим земным делам. Потому что в этом случае не  хватит никаких человеческих сил. Многие из вас могут засвидетельствовать и на  своём примере, и на примере других людей, которые не почитают седьмой день  недели, что порой человек, как белка в колесе крутится,  работает даже в  воскресный день, но ничего не успевает. А если  начался сезон посадок или идёт сбор  урожая, то человек тем более забывает про воскресный день,  и это касается в  том числе людей верующих, воцерковлённых.    
Любой священник скажет о том, что в этот период времени  – с мая до октября – количество людей в храме сокращается  почти в два раза. Люди  считают необходимым посвятить это время своим садовым работам, забывая о том, что  и урожай, и земля, на которой они совершают свой труд, и вообще всё в этом мире  действует по закону Божьему и без его благословения мы не можем сделать ничего.  Господь говорит нам в Евангелии: «Без Меня не можете ничего творить».    
Сегодня было также второе евангельское чтение, в  котором мы слышали слова о том, что у человека и волосы на голове все сочтены и  ни один не падает без воли Отца Небесного. Но мы глухи к этим словам и  полагаемся на свои силы, а не на силу Божию. Всё равно думаем, как бы  переделать больше дел. А в итоге такой человек говорит: «Я ничего не успеваю! Кручусь,  как белка в колесе, но ничего у меня не получается, всё валится из рук, никакое  дело не спорится». Такой человек не может понять, что причина кроется  в  несоблюдении заповеди Божией, которая  в том числе говорит о необходимости собирания  жизненных сил. В Ветхом Завете Бог заповедал не только человеку собирать  жизненные силы в седьмой день, но даже была заповедь Бога о том, что люди  должны возделывать землю шесть лет, а седьмой год земля должна отдыхать. Землю  не вспахивали и ничего не сеяли. Даже земля нуждается в собирании жизненных сил,  а человек тем паче.    
Но люди по своей воле часто извращали Закон Божий. Так  поступили и иудеи, сказав, что в день субботний надо ничего не делать. Нельзя  ходить от дома на определённое расстояние, нельзя никому помогать, нельзя  ничего поднимать. Кто бывал в Израиле, то знает, что там до сих пор существует  буквальное понимание Закона Божия. В домах, где живут правоверные иудеи, даже  лифты в субботний день ходят с остановкой на каждом этаже потому, что нельзя  нажимать на кнопку лифта. Видите, до какого абсурда можно довести Заповеди  Божии!    
 Господь говорил иудеям, что суббота для человека, а  не человек для субботы. Но мы видим, что начальник синагоги с ненавистью,  злобой и с осуждением подходит к Спасителю, поскольку он точно также извращённо  понимает Закон Божий. Только вдумайтесь, каково  безумие этого человека: он  Богу диктует свои условия! Он говорит Богу, когда Он должен исцелять, а когда  Он этого делать не должен. Это крайняя степень безумия, крайняя степень  гордыни.      
Мы удивляемся безумию этого человека, но разве мы не  сталкиваемся с этим безумием очень часто в своей жизни? Разве не слышим мы, как  люди в наше время диктуют Богу, что Он должен делать, а чего Он делать не  должен. Разве мы не слышим, как люди сейчас говорят: «А где же Бог ваш, почему  Он не делает того-то или того-то? А почему вот здесь так-то происходит, а не  иначе?» Более того, часто бывает, что человек, который живёт вне Закона Божьего,  живёт, как ему вздумается, в случае, если нападёт на него скорбь или болезнь, бежит  в храм,  готов даже ползти на коленях.  Прибегает и говорит: «Господи, помоги,  спаси, исцели меня!» Но проходит некое время и этот человек недоумевает: «Я  ведь пришёл, просил, а Он мне не помог. Вот, почему ваш Бог мне не помог?»    
 Не готов такой человек ждать 18 лет, как эта  несчастная женщина, а хочет получить всё «здесь и сейчас». Вот, мол, Господи, я  вспомнил о тебе впервые за 40, 50 или 60 лет, пришёл к Тебе, так что будь добр,  дай то, что я хочу. Не «как Твоя воля, не как Твой промысел, не то, что мне ко  благу послужит», а то, что «я хочу, то сделай для меня». Это тоже, братья и  сестры, крайняя степень внутреннего безумия человека, когда он таким образом  общается с Богом. Как он может получить просимое,  если такой человек просит не  по вере и не со смирением?! А вера невозможна без смирения, без принятия  промысла Божия.    
В конце этого рассказа Христос Спаситель очень строго,  можно даже сказать, грозно обращается к этому человеку и говорит ему: «Лицемер,  неужели ты не отвязываешь в субботний день своего вола и не ведёшь его на  водопой?» Иудеи считали, что есть некоторые исключения  из Закона. Естественно,  что всякому живому существу нужно пить воду. Поэтому нельзя кнопку нажать, или  помочь другому человеку, а отвести своего вола на водопой можно потому, что  иначе вол просто может умереть от жажды. Господь говорит: «А  несчастная дочь  Авраама, которую сатана связал на 18 лет, неужели недостойна того,  чтобы быть исцелённой  в субботний день?»  Такими слова заканчивается Евангелие, после чего  враги  Христовы отошли ещё более озлобленными. А люди с чистыми сердцами,  которые,  действительно, чтили Закон Божий, вышли, восхваляя Бога. Но таких  было гораздо  меньше.      
Это, братья и сестры, очень назидательный рассказ. Он  обращён ко всем нам. Мы очень часто именно так выстраиваем свои отношения с  Богом. Диктуем, что Ему делать, а что не делать в нашей жизни. Но самое  страшное, это стоять рядом с Богом и Его не видеть. Каждый должен спросить себя:  «Вот я хожу в церковь, прихожу на богослужения, ставлю свечи, подаю записки,  прихожу на исповедь, но, действительно ли, Господь живёт в моей жизни? Есть ли  место Богу в моём сердце, молюсь ли я внутренне, сердечно или этого нет?»    
А что происходит в храме, когда выносят Чашу? Да, те,  кто причащаются, стоят благоговейно, молятся, остальные же считают, что в этот  момент можно обменяться новостями. А ведь в нескольких метрах от нас,  явственно, живо стоит Сам Христос Спаситель! Но мы Его не видим, мы занимается  своими делами. В итоге, братья и сестры, очень часто в нашей жизни происходит обратный  процесс, когда Господь возложил на нас руки,  восставил от нашей приземлённости,  а мы потом потихоньку начинаем сгибаться.  Ходим 18 лет или больше в Церковь, а  очи наши не  к Богу, не к Царству Небесному  обращены, а всё к земле родной,  к  делам житейским.    
Не дай Бог, чтобы к концу нашей жизни мы подошли  совершенно согбенными душою,  с совершенно пустым каменным сердцем, в котором  нет Бога. Аминь.
Протоиерей Димитрий Соболевский


Ростов–на–Дону
пр. Космонавтов 16а/32а
Важная информация