Крестопоклонная неделя. "Возьми крест свой, и следуй за Мною " (Мф 16:24).

Дорогие о Господе братья и сестры, совершая течение поста мы с вами достигли его средины. Еще вчера было Прощеное воскресенье, а сегодня уже средина поста. И уже определенный пройден путь, у всех он разный. Но каждый, кто старается благочестиво проводить святой пост, уже наполнил это время воздержанием, духовными размышлениями. Направил свой взгляд внутрь себя. И святая Церковь как чадолюбивая мать, которая заботится о своих детях, в средине поста во всех храмах выносит для поклонения святой Крест - для поддержания наших телесных и духовных сил. Как путник, который совершает восхождение на высокую гору, достигнув средины пути, садится в тень дерева, чтобы отдохнуть, так и Святая Церковь выносит нам древо жизни — Крест Христов, для того чтобы мы также укрепились в нашем постном подвиге.
Вы помните, что в райском саду Господь насадил древо жизни, питаясь от которого наши прародители Адам и Ева вкушали бессмертие. Древо жизни давало бессмертие человеческому роду. Но преступив заповедь послушания, нарушив пост — Господь уже в Раю дал нашим прародителям определенный пост — не вкушать плодов от древа познания добра и зла —  наши прародители, а вместе с ними и весь человеческий род лишились не только благодатного общения со своим Отцом небесным, но и дара бессмертия.  Сегодня, в средине поста Святая Церковь насаждает новое древо жизни — Крест Христов. И всякий человек, который с благоговением, с искренней верой припадет к этому древу жизни, сможет получить бессмертие, новую жизнь во Христе, который является новым Адамом.
В сегодняшний воскресный день читалось Евангелие, где Господь говорит такие слова: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною » (Мф 16:24).  Крест это не только животворящее древо, которое сегодня лежит в центре храма.  Понятие креста есть в жизни каждого из нас. Мы все несем определенный жизненный крест. У каждого из нас свои скорби, беды, трудности, проблемы. Все кресты разные, потому что Господь каждому дает крест в зависимости от того, в каком состоянии человек пребывает. Этот крест не может сломить человек, потому что Бог не дает человеку жизненных трудностей не по силам. Возникает вопрос: «Зачем Бог посылает нам скорби? Зачем попускает терпеть нам болезни, обиды и проблемы?» Многие люди считают религию неким средством, которым можно воспользоваться для облегчения своей жизни. Человек рассуждает так: «Я верую, значит моя жизнь должна быть легче». Порой человек, который приходит в Церковь, уходит из нее возмущаясь: «Как же так. Я пришел к Богу, а моя жизнь не стала от этого легче. А может даже наоборот, еще больше проблем появилось. Я ждал, что Бог даст мне облегчение и утешение», т.е человек именно от веры ждет облегчения своих страданий, своеобразный «бальзам на душу». Казалось бы все должно быть именно так. Человек же заказывает молебны, ставит свечи, т.е. пытается грубо говоря, задобрить Бога, даже пытается поставить Его  на службу самому себе. «Как же так, Бог мне не служит.  Я же Ему приношу какие-то жертвы, значит Бог обязан немедленно во всем мне помогать». Такая позиция свойственна большинству людей, даже тем, кто ходит в храм постоянно. И когда человек так относится к вере, это говорит о том, что он вообще ничего не понимает в христианстве. Он ни на одну йоту не приблизился ко Христу. Разве Господь говорит в Евангелии «Придете ко мне и Я вам дам облегчение» Господь сегодня говорит «Возьми свой крест и следуй за мной».
Жизнь человеческая наполнена скорбями не просто так. Бог посылает скорби человеку не потому, что хочет как-то ему досадить. Скорби необходимы для человека, потому что без них невозможно наследовать Царствие Божие.  Господь говорит, что Царствие Божие наследует только тот, кто идет узким и тернистым путем. Всякий, кто ищет широкий путь безмятежного жития — оранжерейный христианин. Когда его поливают и удобряют он говорит: «Я согласен быть с тобой Господи», но только нападают трудности, человек не хочет брать своего креста, он тут же от него отказывается.

А для чего человеку нужна скорбь? Подумайте, человек даже в мир приходит со скорбью — рождается ребенок и тут же он кричит, плачет, уже чем-то недоволен. Наше общество особенно в текущем столетии постоянно всем недовольно, нам постоянно все не так, мы постоянно плачемся, все в нашей жизни плохо.  «Я самый несчастный, самый обездоленный. Мне хуже всех» - рассуждает порой человек. А Господь ждет когда же этот человек возьмет свой крест и пойдет за Ним. Время, когда человек несет свой крест — это особое время, только в этот период по настоящему постигается смысл жизни. Например, поговорите с человеком, который воевал. О чем бы ни шла речь, такой человек обязательно в разговоре будет так или иначе касаться темы войны, хотя это было может быть самое тяжелое время в его жизни. И в большей степени он будет говорить не о победе, а о тех скорбных днях, когда он нес тяготы военной жизни. Если поговорим с многодетной матерью, она будет рассказывать о том, как  воспитывала своих детей, как ей было тяжело, как они болели или не хотели учиться. Если мы поговорим с ученым, который совершил научное открытие, он расскажет не только о своем открытии, а будет вспоминать тот мучительный процесс, когда он днями и ночами пытался прийти к этому открытию.  А художник, написавший великую картину, будет говорить о том , как он ее писал, как она рождалась, а не о результате своей работы.
В итоге человек говорит о том времени, когда ему было особенно трудно, потому что время переживаемых трудностей распинает человека. По сути, дети распинают свою мать, художника распинает его картина, ученого распинает его открытие, воина распинала та война, в которой он принимал участие. Почему? Да потому что только тогда человек подлинно жил, подлинно был человеком. Он научился любить. Мать научилась любить своих детей, художник полюбил свое творение, воин полюбил победу, которая досталась ему так тяжело.  Скорбь научает человека любви. А ведь Господь нас призывает к тому, чтобы мы любили. А любить мы можем только тогда, когда можем сораспясться вместе со Христом, когда мы распинаемся ради Христа, ради наших ближних — тех людей, которые находятся вокруг нас. Через скорби и испытания человек понимает что такое подлинная любовь
Поэтому, дорогие братья и сестры, мы с вами никогда не должны роптать на Бога, мы должны нести свой крест. Нельзя воспринимать веру как некую пилюлю, которая излечивает все скорби. Если человек приходит с таким настроем, он никогда ничего не поймет в христианстве, он никогда не придет ко Христу, потому что крест по слову апостола Павла для Иудеев соблазн,  а для Еллинов безумие. Кто такие Иудеи? Это люди, которые ищут от религии безмятежной прохладной жизни. Конечно в истинной вере — православии — человек такую жизнь не найдет, потому что ее по определению быть не может. А кто такие Еллины? Это те, кто пытается все объяснить своим рассудком, пытается до всего дойти разумом. Если такой человек чего-то не понимает, то тут же начинает роптать, тут же вопрошает: «За что,  Господи, мне эти страдания?». И в итоге крест Христов для него является безумием. Только люди, которые действительно следуют за Христом, понимают в чем смысл страдания. Смысл — в достижении подлинной жизни — счастья и единения с Богом. Только через скорби душа человека закаляется, становится светлее, возвышается и достигает единения со Христом.
Есть такая притча. Один человек очень много роптал на свою жизнь. И вот ему снится сон, в котором Господь говорит ему: «Ты постоянно ропщешь и всем недоволен. Чего же ты хочешь? ». Человек отвечает: «У меня очень тяжелый крест, я не могу его нести. Дай мне другой крест». Господь показал ему огромное поле разных крестов — больших, маленьких, деревянных, железобетонных... Человек долго ходил, искал. Нашел самый маленький крестик и сказал: «Вот этот я хочу».  Господь ответил ему: «Это же твой крест, который ты несешь».

Господь  не дает нам страданий не по силам. Эти страдания нам нужны. Бог — это не тиран, Он не хочет нам зла. Даже скорби Он нам посылает только по любви. Проведем аналогию. Человек приходит к врачу и жалуется на свою болезнь, а врач отвечает, что лекарства уже не помогут, нужна хирургическая операция. Мы же не говорим, что этот врач — тиран, он просто констатирует факт — время для пилюль закончилось, нужно вмешательство, иначе наступит смерть. То же самое происходит и в духовной жизни человека. Порой Бог попускает нам тяжелые «хирургические вмешательства»- скорби, иначе у нас с вами наступит духовная смерть.

Сегодня, дорогие о Господе братья и сестры, в середине поста, каждый из нас должен задуматься, как он проводит это время, действительно ли  поститься так, как задумывал с самого начала.  Если это не так, то у нас еще есть возможность, есть время, для того, чтобы все исправить. И в этом нам Сам Господь будет помощником, Он всегда нас поддержит, укрепит силою своего Честнаго и Животворящего Креста. Аминь.
Иерей Димитрий Соболевский
Скачать аудиозапись проповеди (размер 4,8 Мб)

Ростов–на–Дону
пр. Космонавтов 16а/32а
Важная информация