Крещение Господне. "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Матф 3:2)

Дорогие о Господе братья и сестры. В эти праздничные дни мы вспоминаем тот момент, когда Господь наш Иисус Христос выходит на общественное служение, принимая крещение в Иордане от святого пророка Иоанна Крестителя.
Наш соотечественник, художник Александр Иванов картиной «Явление Христа народу» смог в красках выразить празднуемое нами евангельское событие. Никому неизвестный молодой Cпаситель, о детстве которого мы не знаем практически ничего, является и идет вместе с толпой иудеев к реке Иордан, к знаменитому пророку Иоанну, о котором говорит вся земля Израильская. Иоанн призывает народ израильский к покаянию и совершает омовение приходящих к нему людей в Иордане. Это омовение именуется крещением покаяния. Образно, люди приходят к святому пророку, раскаиваются в своих грехах и омываются им в водах священной реки Иордан, символически смывая свои грехи.
Вся проповедь Иоанна Крестителя была направлена к тому, чтобы народ раскаялся в своих грехах. И вот, приходит к Иоанну Тот, которому пророк не достоин был даже развязать ремень Его сандалий. Приходит сам Творец мира, но еще никем не познанный. Он идет вместе с толпой грешников. Это евангельское событие является моментом, когда Господь выходит, как мы сейчас бы сказали, на арену общественной жизни. Господь принимает крещение в реке Иордан. Он не нуждался в этом крещении, потому что на нем не было ни единого греха, но Он показывает этим, что пришел спасти род человеческий. Христос окунается в иорданскую воду не для того, чтобы смыть с себя грех, которого на нем не было, но чтобы взять на себя те грехи, которые были омыты в этой реке. Вода взяла на себя всю боль и тяжесть человеческого порока. Христос, безгрешный Богочеловек, спускается в эту воду, освящает ее и берет на себя грехи всех тех людей, которые раскаялись и чьи грехи смыты этой водой.
С чего начинается проповедь Христова? Он говорит народу израильскому «Покайтесь ибо приблизилось Царствие Небесное». Он вместе с Иоанном Крестителем призывает народ к покаянию, и это конечно не случайно. Становится совершенно очевидно, что покаяние имеет большое значение в религиозной жизни человека. Невозможно никакой религиозной жизни без покаяния. Если у человека нет покаяния, он не может говорить, что живет в мире и общении с Богом. Но покаяние — это очень сложный процесс, который происходит в душе человека. В словах Господа мы видим призыв Бога к нам и ответом на этот призыв является покаяние человека.
В нынешнее время в разных людях наблюдается различное отношение к покаянию. Кто-то считает, что ему не в чем каяться  - никого не убил, не ограбил, значит нет на нем греха. Это состояние является одним из самых страшных и говорит о том, что сердце человека окаменело. Такой человек совершенно не видит себя со стороны, гордость мешает ему увидеть свои грехи, ему кажется что он во всем прав. Действительно,  любому человеку сложно посмотреть на себя со стороны. Многие конфликты внутри семьи, внутри общества, между народами -  это следствие того, что люди не способны увидеть себя со стороны. Человеку кажется, что у него все хорошо, но такой человек поистине является безумцем. Подобные рассуждения равносильны тому, что человек лежал бы и разлагался от какой-то страшной болезни и при этом всем говорил, что он абсолютно здоров. Человек, который не видит своего греха, конечно, не нуждается ни в каком Спасителе, ему не нужен Бог. Он легко придумывает фразу «Бог у меня в душе». А как он попал в твою душу, что ты так утверждаешь?
Некоторые люди порой и признают свои грехи, но им бывает очень тяжело перебороть свою внутреннюю гордыню, свой стыд, который является ложным, для того чтобы принести пред Богом покаяние. Тут человек начинает себя всячески оправдывать — священник не такой, большая очередь на исповедь, вдруг кто-то подслушает его грехи или батюшка сильно удивится его грехам. Безусловно, враг рода человеческого, дьявол, научает человека не каяться и предлагает ему различные искушения, с которыми человек соглашается. На самом деле, во-первых, священника, который исповедует тысячи людей, ничем нельзя удивить, никто и ничего нового священнику сказать не может. Во вторых, Бог дает священнику, и это может засвидетельствовать любой пастырь Церкви, особый дар на исповеди — священник никогда не осуждает человека, который пришел с покаянием.
Для кого-то исповедь, покаяние представляется действием, совершенно ненужным современному человеку. Такой человек говорит: «Я могу просто обратиться к Богу и покаяться в своих грехах. Господь и так знает мои грехи, для чего мне нужен какой-то свидетель или посредник.»  Но в Святом Евангелии Господь, посылая учеников на проповедь, говорит «что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.» (Мф 18:18). Т.е. Господь дает пастырям Церкви великую власть сначала в лице апостолов, а потом апостольским преемникам — священникам, епископам вплоть до наших дней. Эта власть даже больше власти царской, потому что царь может миловать, прощать человека, а священник может гораздо больше - прощать внутренние согрешения, о которых царь может даже не знать.  Всякий человек, который отвергает эту власть пастырей, отвергает Таинство покаяния,  отвергает и Церковь. Господь и так знает наши грехи, но Он ждет, чтобы человек произвел внутренний самоанализ, посмотрел на себя со стороны. Человек на исповеди ставит себя на Суд Божий.
К большому сожалению, многие люди, которые постоянно приходят на исповедь, не совсем ясно представляют себе что такое покаяние. В переводе на греческий язык покаяние значит «метанойа», а на русский - «изменение». Покаяние — это процесс, который идет через всю жизнь человека. Никогда не стоит отчаиваться, если раскаившись, мы снова впадаем в те же самые грехи. Покаяние — это процесс; не однократное действие, а то что должно длится в течение всей жизни человека. Человек, принося Богу свои грехи получает особую благодатную поддержку от Бога к исправлению своей жизни, хотя порой и не чувствует этого. Если на своем жизненном пути мы постоянно падаем, нужно вставать и идти дальше. Господь не ограничивает человека в этом процессе. Даже святым, которые  смогли в своей жизни воплотить Евангелие, было в чем пред Богом приносить покаяние. Никто из них этого не смущался, каждый считал себя последним грешником. Нам с вами, братья и сестры, никогда не нужно пренебрегать этим святым Таинством. Препятствием не должны быть ни ложный стыд, ни кажущееся отсутствие облегчения. Человеку, по учению святых отцов, нужно очень осторожно относиться к своим чувствам. Наши чувства могут быть ложными — даже слезы и умиление. Если человек не чувствует никакого облегчения, это не значит, что Таинство не совершается, что Господь не подает руку помощи в борьбе с грехом. Никогда в этом случае нельзя полагаться на свои чувства.
К огромному сожалению, для многих людей покаяние становится чем-то обычным — просто дань традиции, то что вошло в привычку. Братья и сестры, каждый раз подходя к Таинству покаяния мы должны ставить себя на Суд Божий. Господь принимает наши грехи, мы должны себя осуждать, не оправдывать никогда и ни в чем. Слово «потому что» никогда не должно звучать на исповеди. Еще хуже, когда человек на исповеди начинает осуждать других людей — это безумство. Сам подсудимый судит людей.
Для кого-то исповедь — возможность мило побеседовать с батюшкой. Некоторые подходят с улыбкой, с юмором. Но ведь на Страшном Суде каждый человек будет трепетать, ожидая приговор, который вынесет Господь его душе.  А на исповедь мы подходим с легкостью — просто пообщаться.

Некоторые говорят: «Согрешил делом, словом, помышлением». Это ложное покаяние, профанация. Такие слова на исповеди означают, что человек не ведет никакой духовной жизни, его не интересует, что происходит в его душе. Он живет так, как живут все, плывет по течению вместе во всеми. Такой человек говорит, что верит в Бога, но мы знаем, что и бесы веруют и трепещут и тем не менее, они остаются бесами, в них ничего не меняется. Если человек думает, что он раскаивается таким образом, то это приводит к тому, что душа человека становится еще более черствой. Состояние нераскаяния — это состояние дьявола. Дьявол не может раскаяться. Если у человека нет никакого покаяния за содеянные проступки, этот человек внутри себя потихоньку превращается в то существо, о котором мы сейчас сказали.
Братья и сестры, неслучайно в эти праздничные дни нам Церковь напоминает призыв Господа «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Наша задача — не отвернуться от этого призыва. Если мы хотим жить в мире с Богом, стать наследника Царства Божия, без покаяния это невозможно никогда и ни при каких условиях.
Иерей Димитрий Соболевский

Ростов–на–Дону
пр. Космонавтов 16а/32а
Важная информация