«Как бы человек не пытался удовлетворить свою страсть, она всегда требует все больших и больших жертв с его стороны"

Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа!   В сегодняшний воскресный день, в неделю 23-ю по Пятидесятнице, за Божественной литургией мы с вами, дорогие братия и сестры, слышали Евангельское слово. Во время оно Господь со Своими учениками, переправившись на восточный берег Галилейского озера, пришел в Гадаринскую страну.  В этом месте, недалеко от самого озера, находилось большое селение Гадарины, и, как говорит нам ныне евангелист Лука, в месте сем находился человек, который был одержим нечистым духом. И эта одержимость была для него настолько страшной, мучительной, что этот несчастный все время разрывал на себе одежду, бегал в пустынные места, падал, сам избивал себя камнями.
Кроме того, местом его жительства были могилы - там, где смерть, где пустота. Жители той страны даже иногда сковывали этого несчастного человека, но в нем была такая нечеловеческая сила, что он разрывал эти оковы и снова причинял себе всевозможные мучения. И настолько лют был этот человек, что жители местности даже боялись проходить мимо того места, где он пребывал, потому что в своем безумии, в своем бесновании он мог причинить увечье не только себе, но и тем людям, которые проходили мимо. И если мы с вами, братия и сестры, посмотрим на состояние этого человека, то мы можем смело провести параллель с состоянием всякого грешника.
  В наше время тоже встречаются  бесноватые люди, в наше время  тоже встречаются люди одержимые духом бесовским. Может быть, в меньшей степени, чем в те времена, но это не значит, что лукавого духа, действующего в этом мире, стало меньше. Просто действие диавольское стало более изощренным, более хитрым, более лукавым. И очень часто бывает так, что человек может внешне не проявлять своей одержимости, но он не в меньшей степени скован многочисленными демонами в виде страстей, пороков, которые гнездятся в его душе, в его сердце. Такой человек, который одержим различными страстями, тоже очень мучается, ибо страсть имеет такую природу, что как бы человек не пытался ее удовлетворить, будь то блудная страсть, страсть чревоугодия, зависти или стяжательства, она всегда требует все больших и больших жертв со стороны человека. Голод духовный ощущается человеком все больше и больше, и такой человек очень тяжело страдает, мучается в этой жизни, не знает, где ему преклонить главу свою. Мечется он из стороны в строну, и ни в чем и ни в ком не находит утешения. Эти страсти - внутренние демоны - терзают душу такого человека.  И даже если его близкие, благоразумные люди, видя страдание этого человека, по возможности налагают на него какие-то путы, пытаются вразумить, то этот человек все равно разрывает эти путы и вновь пускается во все тяжкие.
Мне известен пример из жизни одного человека. К людям, которых именуют бомжами, мы часто имеем жалостливое отношение: нам жалко этих людей, потому что эти страдальцы в силу тех или иных обстоятельств лишились всего, что было в их жизни. Но я знаю случай, когда человек по своему внутреннему состоянию был устроен так, что ему не нужна была ни семья, ни дом. Этот человек любил жить на улице, получал в этом удовольствие, получал удовольствие в пьянстве, в каком-то бесконечном блуде, хотя у этого человека был дом, куда он мог прийти, у него были близкие любящие люди, которые с радостью бы приняли его. Но страсти разрывали его так, что для него улица, помойка, грязь, были более желанны, чем домашний уют и тепло любящих людей. Поэтому воистину такое состояние человека – это страшное состояние.
И вот Господь вместе с  учениками, подойдя к этому месту, встретил этого гадаринского бесноватого, который тут же подбежал к Спасителю и стал кланяться Ему. И не сам человек, но демон, сидящий внутри, стал говорить: «Что тебе до нас, Иисус, зачем ты пришел прежде времени мучить нас?».  Демон понимал, что Господь не может пройти мимо страданий этого человека, что Бог изгонит демона из этого несчастного страдальца, и поэтому сразу же, предвосхищая свое изгнание, демон говорит дальше: «Не повели нам просто выйти из этого человека, не повели нам просто покинуть это место, но разреши нам войти в стадо свиней, которое паслось неподалеку». Мы видим здесь, что дьявол, несмотря на все свое коварство, силу, не может в этом мире действовать, если ему не будет попущено Богом. Дьявол ничего не может причинить не только человеку, но даже бессловесной твари, сам по своей воле действовать не может. Только если Бог по особому промыслу, порой неведомому и непонятного нам, не попустит ему этого действия. И Господь повелевает демону (а в этом человеке был не один демон, а множество бесов, ведь когда Христос спросил: «Как тебе имя?», то дьявол сказал: «Имя мне - легион») выйти и войти в свиное стадо. И тотчас же это многочисленное свиное стадо бросается в озеро и все свиньи погибают, все свиньи тонут.
Это момент может быть немного непонятным. А почему дьявол просит Бога, Господа Иисуса Христа, чтоб Он позволил войти в этих свиней? Почему Христос это позволяет ему сделать? Мы с вами знаем, что ветхозаветный закон, закон Моисея, запрещал вкушение иудеям свинины. Иудеи не имели право есть свиней. И значит, раз в этом месте было многочисленное свиное стадо, это говорит о чем? Что люди, жители этого места, нарушали ветхозаветный закон, закон Моисея. И может быть, даже если не все они вкушали свиное мясо, то многие разводили свиней для того, чтобы продавать их близлежащим языческим народам, которые вкушали свиней. То есть некоторые из них прямо нарушали закон Моисея, а некоторые оправдывали себя и говорили: «Мы-то сами не едим свинину, но продаем и выращиваем ее для язычников», то есть таким образом проявляя то же лукавство и совершая грех. И поэтому дьявол знал, что если Христос попустит ему войти в свиное стадо и он погубит свиней, это вызовет ропот и недовольство со стороны жителей этого места. Потому что некоторые из них потеряют возможность вкушать любимое свиное мясо, а другие просто потеряют свое состояние, за которое они держались.
Так и произошло: когда пастухи, которые пасли стадо, увидели, что несколько тысяч свиней бросились и погибли в водах этого озера, они тут же кинулись в это селение и привели всех жителей, предварительно рассказав им о том, что случилось. Представьте себе: приходят все жители этого селения и видят, с одной стороны, сидящего на земле, как говорит евангелист Лука, бывшего бесноватого, совершенно здорового, который причинял такие мучения себе и близким (и вот, демон покинул его!), а с другой стороны, они видят, что потеряли своих свиней. Таким образом, Господь, Который дал свободу человеку, свободу выбора, он и здесь дает свободу выбора жителям этой страны. А какая это свобода? Либо принять учение Христа, принять Его чудо, которое Он совершил, и послушать Его слово, либо попросить, чтобы Он покинул приделы этой страны. И жители Гадаринской страны, несмотря на это чудо, в страхе и ужасе просят Христа: «Покинь это место! Не будь здесь! Не приходи в наше селение!» Потому что они понимают, что если Христос придет и обратит к ним Свое слово, то они уже не смогут жить так, как они жили раньше. Они должны будут изменить свою жизнь. Они должны будут чем-то пожертвовать в своей жизни, в данном случае - любимым свиным мясом. Но они предпочли вкушать дальше любимое свиное мясо, продавать его язычникам, нежели услышать Божественные глаголы.
Вот так, братия и сестры, бывает и в духовной жизни человека. И не только человека, но в духовной жизни и народов целых, и государств, когда и человек, и народ стоит перед выбором: последовать ли за Христом и при этом пожертвовать своей греховной жизнью. Ведь Господь говорит в Евангелии: «Отвергнись себя, возьми крест свой и следу за Мной». Отвергнуться себя – это значит отвергнуться своего греха, своих страстей; вот к чему призывает Христос! Святитель Игнатий Брянчанинов в одном из своих поучений говорит, что когда Адам сотворил первый грех, то в этот момент Адам и его потомки умерли для Бога и восстали для греха. И поэтому не мог уже Адам со своими потомками находиться в раю, и далее, продолжая эту мысль, святитель Игнатий говорит, что Христос, придя на землю, принес путь возвращения человека к Богу, путь возвращения к раю. И этот путь может быть только один: человек должен умереть для греха и вновь ожить для Бога. То есть иного пути у человека нет.
Мы с вами говорим о  человеке, но глядя на это событие, вдумываясь, всматриваясь в это событие, мы можем также увидеть, что оно так подходит и для нашей с вами действительности, для нашего народа. Ведь народ наш тоже несколько десятилетий находился в таком демонском плену, в плену большевизма, лживой, сатанинской идеологии, которая была направлена на разрушение души человека и на разрушение народного духа. И вот совершенно чудесным образом - никто и представить не мог - эта государственная махина, в основе которой лежала идеология безбожия, рухнула. Безусловно, это было чудом Божиим, определенным действием Его промысла. И что же наш народ? Двадцать лет прошло. А что же изменилось? Что, разве народ наш выбрал Христа? Лишь малая часть народа. Да, строятся храмы, да возрождаются монастыри, но это капля в море: ничтожно малая часть людей по сравнению с общим количеством населения наполняет эти храмы. Другая же часть не желает ничего слышать о Христе, не желает слышать Его заповеди, потому что это мешает их жизни, это лишает радости от потребления «свиного мяса».
И вот, братия и сестры, как важно нам с вами задуматься над этим рассказом. Как важно ужаснуться от безумия этих людей – жителей Гадаринской страны, перед которыми вот, стоит Бог, Спаситель, вот человек, исцеленный от демонов. А они, вместо того, чтобы припасть к ногам Иисуса, говорят: «Уйди от нас. Ты нам не нужен здесь! Не место тебе здесь, в нашем обществе, в нашей жизни». И только один человек, сам бесноватый, исцеленный, как говорит Евангелие, попросил у Христа разрешения следовать за Ним. Но Христос ему говорит: «Не нужно за Мной следовать, иди к своему народу и расскажи, что сотворил тебе Бог». То есть Христос все равно проявляет любовь и милость к этим людям: если они Его не слушают, Его отвергли,  то хотя бы слово этого бывшего несчастного бесноватого они примут. Христос все равно оставляет им шанс, потому что Бог все равно бесконечно любит человека. И нам с вами, братия и сестры, это дает надежду, дает упование. Господь дает шанс и сейчас и каждому из нас, и народу нашему. Может быть, этот шанс возымеет действие! Может быть, народ обратится, услышит это слово евангельской правды! Аминь.

протоиерей Димитрий Соболевский

Ростов–на–Дону
пр. Космонавтов 16а/32а
Важная информация