«Христианин должен поступать превыше естественного закона человеческих взаимоотношений»

Проповедь в неделю 20-ю по Пятидесятнице
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В Святом Евангелии, братья и сестры, существуют такие отрывки, которые настолько сильно обличают всю неправду нашей с вами жизни, настолько откровенно и прямо говорят об этом, что порой, когда мы читаем эти евангельские строки, то мы можем приходить даже в некий ужас от того, насколько жизнь наша, насколько дела наши не соответствуют евангельской истине и Христовой правде.

И вот сегодня в храме Божием как раз-таки и читался такой евангельский отрывок, размышляя над которым, митрополит Антоний Сурожский говорит о том, что он мучительно размышлял «и вчера, и сегодня», и пришёл к пониманию того, что даже ещё и не начал быть христианином. Давайте с вами прочтём этот евангельский отрывок на русском языке. Господь говорит нам:

«И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд».

Мы с вами видим: Господь призывает нас к тому, чтобы мы, братья и сестры, в своей жизни поступали превыше того, что именуется естественным законом нормальных человеческих взаимоотношений. Господь говорит нам о язычниках, которые совершают добро по отношению к тем, кто им совершает добро, кто имеет доброе расположение по отношению к тем, кто и к ним расположен так же по-доброму. И, безусловно, речь здесь идёт не только о язычниках, но и вообще о всех людях, которые не являются христианами, которые далеки от евангельской жизни. Здесь говорится о том, что является определённой нравственной нормой в отношениях между людьми, о том, что принято. Но Евангелие совершенно ясно и чётко говорит о том, что христианин должен поступать превыше этого естественного закона человеческих взаимоотношений.

Потому что если христианин поступает просто хорошо, если он просто делает добрые дела по отношению к тем, кто к нему добродетельную жизнь проводит, если христианин помогает тем, кто готов к нему прийти на помощь в трудную минуту, то такой человек христианином не может называться. Это совершенно нормальные и естественные взаимоотношения между людьми. Конечно, полным безумием было бы, если бы человек делал зло по отношению к тем, кто делает ему добро, если бы человек ненавидел тех, кто его любит. И вот когда мы слышим эти евангельские строки, то мы с вами должны, братья и сестры, прийти в ужас. Потому что очень часто наша жизнь и наши поступки не соответствуют даже этому естественному закону человеческих взаимоотношений. Потому что очень часто мы с вами совершаем зло по отношению к тем людям, которые делают нам добро. Мы очень часто бываем несправедливы по отношению к тем людям, кто нас любит. Мы очень часто бываем жестоки, непримиримы, очень часто неспособны принять точку зрения другого человека. То есть мы не делаем даже того, что две тысячи лет назад было нормальным во взаимоотношениях между язычниками, между людьми, которые совершенно не знали евангельской правды!

В сегодняшнем Евангелии Господь, продолжая Свою мысль, говорит о том, что всякий Его последователь должен возлюбить своих врагов. Это, безусловно, может быть очень тяжёлой правдой для того чтобы вместить её в свою жизнь и жить по этой правде. И, более того, Господь говорит по этому поводу совершенно чётко и ясно, и дальше нет никаких сносок, нет никаких примечаний, нигде далее Господь не говорит «вы любите врагов своих, но… есть вот такой-то род врагов, или такой-то род врагов, которых вы любить не должны». И лишь наша собственная лукавая развращённость очень часто «подсказывает» нам, «кого я должен любить, а кого нет». Очень часто наше лукавство нам говорит: «ну да, я должен любить тех людей, которые лично мне причинили обиду, своих личных врагов, но есть же ещё и другие враги, есть враги другого рода...» А порой люди даже доходят до того, что говорят: «но есть же враги Церкви, есть же враги Христовы – ну как я могу любить таких людей!» Самое парадоксальное, братья и сестры, заключается в том, что мы забываем, что по сути своей у христианина врагов вообще быть не может. Ни один человек, как бы подло и гадко он с нами ни поступал, в соответствии с евангельской правдой, не может нами считаться врагом.

Но мне кажется, что нам с вами вот эту истину вместить, может быть, даже гораздо сложнее и труднее, чем многим другим народам. Я объясню почему: потому что многие из нас, особенно люди более старшего возраста, да, в общем-то, и все те, кто родились в то время, когда ещё был Советский Союз, – но, собственно говоря, и все те, кто родились после, – мы все с вами проходили и продолжаем проходить определённую школу ненависти. Мы с вами не прошли школу любви, а вот школу ненависти прошли и продолжаем передавать вот это чувство ненависти и неприязни следующим поколениям. Именно в нашем обществе ненависть является основополагающей. Именно в нашем обществе многие принуждают нас к тому, чтобы мы строили даже своё будущее на ненависти. Именно в нашем обществе мы, как никто, стали людьми, не способными вообще слышать другого человека, вообще попытаться понять образ жизни, мыслей других людей. В нашем представлении, в нашем сознании есть только один правильный образ мыслей, только один правильный образ жизни – тот, которым живём мы. И мы с вами порой неспособны понять, что мир настолько разный, что люди в этом мире настолько разные, что люди настолько уникальны каждый по-своему, и даже каждый народ настолько уникален, имеет свои особые черты, – мы порой бываем неспособны совершенно это понять. И мы с вами говорили уже неоднократно, что события буквально последних полутора лет, наверное, как никогда, показали нам, что мы совершенно не смогли избавиться от этого наследия ненависти, которое было в советское время. Можно говорить сколько угодно о достижениях советского человека. Можно говорить сколь угодно много о достижениях в научном, в техническом смысле. Но тот ужас, в котором жила наша страна в течение этих семидесяти лет вавилонского плена, – этот ужас нельзя оправдать никакими достижениями. Тот ужас, когда люди жили в таком состоянии ненависти и неприязни, что соседи предавали на смерть своих соседей. Скажите, пожалуйста, кто сейчас нам с вами говорит о том, что только в 30-е годы прошлого века было написано 4 миллиона доносов? Не тысячи, не сотни тысяч – 4 миллиона доносов было написано нашими предками друг на друга! При этом мы должны понимать, что всякий человек, который садился и писал донос на своего соседа, знал, что он обрекает этого человека практически стопроцентно либо на смерть, либо на очень долгое заключение в лагерях, что он разрушает семьи и фактически лишает будущего не только этого человека, но и его потомков! И для этого придумали всякие красивые легенды, красивые сказки про Павлика Морозова, про ещё кого-то… Это что за образец был такой для подражания – Павлик Морозов, мальчик, который пошёл и предал своего родного отца? Это что за примеры для подражания?.. И поверьте мне, что эти преступления, эта школа ненависти ещё в очень многих поколениях наших людей будет давать о себе знать.

Но у христианина, братья и сестры, врагов быть не может. Единственный, главный враг христианина – это он сам со своими страстями, немощами и пороками. Есть замечательные слова Патриарха Алексия I (Симанского), который буквально в разгар гонений на Церковь Христову сказал, что Церковь Христова есть Тело Христово, распинаемое теми, кого Церковь стремится спасти. И как страшно, братья и сестры, что мы с вами вновь и вновь наступаем на те же самые грабли. Мы с вами опять погружаемся в это состояние, будто вокруг нас одни враги, а мы являемся такой цитаделью нравственности, мы чуть ли не носители какого-то особого христианского духа, а вокруг нас одни враги. Вы знаете, я вам скажу честно, я совершенно не люблю бывать в каких-то публичных местах, в местах, где есть большое скопление людей. Я не люблю ходить в супермаркеты, ещё куда-то, где бывает много людей. Но вот совершенно недавно я просто поехал в наш обычный супермаркет. В это время было очень много людей. Я почему-то, как никогда, пришёл в ужас оттого, что я там увидел.

Знаете, как-то так получилось, что я обращал внимание не на продукты и не на то, насколько они выросли в цене, а на лица людей. Я пришёл в ужас, потому что я не увидел практически ни одной улыбки. Я увидел, что глаза многих людей настолько растеряны, что люди настолько напряжены, что поднеси спичку – и такой человек вспыхнет. Те люди, кто ездит на автомобиле, сидит за рулём… Никогда в нашем городе мы не ездили хорошо, но скажите, неужели вы не ощущаете тот ужас, который сейчас творится на наших дорогах? Люди находятся в таком состоянии, что буквально выскакивают из машин с битами и готовы просто убить друг друга! И мы можем сказать: «да, это люди, может быть, нецерковные, неправославные...» Но, друзья мои, разве мы, православные люди, не допускаем внутрь Царства не от мира сего (а Церковь есть Царство не от мира сего) те же страсти и те же пороки? Разве нам даже в Церкви не пытаются внушить, что нужно делить людей на своих и чужих? На верующих и неверующих… Часто бывает, человек говорит: «ой, да он такой, потому что он неверующий» – с таким ещё, знаете, апломбом, с такой неприязнью… Всегда такого человека хочется спросить: а ты сам уверен, что ты верующий? То, что ты ходишь в храм, читаешь молитвы, многое знаешь, ещё никак верующим тебя не делает. Вот здесь написаны эти слова, которые говорят, что даже не начали мы ещё быть христианами, потому что мы даже со своими близкими не умеем выстраивать нормальные взаимоотношения, даже в наших семьях мы можем ненавидеть и презирать друг друга! Какие мы христиане?..

Но многие из нас придумали даже для себя такое некое оправдание, чтобы быть хмурым, неприветливым, недоброжелательным: человек себе придумал, что он – это такой какой-то особый вид духовности. Что такой человек – он особо духовен. Что в нём есть какое-то особое, постоянное, непроходящее чувство печали. Переходящее потом, позже, уже в ненависть ко всем остальным. И когда я вижу такого человека, мне хочется ему сказать: «Дорогой мой! Вначале просто стань человеком. Тебе до христианина ещё идти – как до Киева пешком. Просто стань человеком, нормальным человеком, способным нормально общаться с другими людьми!» Я вам более того скажу: я иногда даже прихожу в ужас, когда я бываю в каких-то других храмах, особенно в других городах – вот я не так давно был в Москве, и я зашёл там в один храм, во второй, в третий… Слушайте, ну спросить же никого нельзя ни о чём! Причём я был в светской одежде, они не знали, что я священник. Ну невозможно!.. То есть ты стоишь, и у тебя уже комплекс, думаешь: Лучше ничего не спрашивать! Ни у кого! Ни у священника этого храма, ни у свечницы, потому что ты обязательно столкнёшься с тем, что тебе нахамят и нагрубят, обязательно. И поэтому уже такой комплекс, что лучше ни о чём вообще не спрашивать. Я пришёл в ужас, потому что думаю: это я, священник, человек Церкви, который может, не боясь, подойти и задать любой вопрос; а как же тогда эти бедные, несчастные люди, которые делают какие-то робкие шаги в храме, – как же тогда им тяжело?.. Что же мы тогда за люди такие, что же тогда мы за христиане такие, что мы так относимся к приходящим в храм? А результатом этого является то, что люди в храм не идут, что ненависть и неприязнь людей по отношению к Церкви растёт в нашем обществе, что авторитет Церкви падает, и в этом виноваты все, все мы, особенно люди Церкви, что мы вообще не являем образ даже простой человеческий, не говоря уже о каком-то высоком христианстве! Этого и близко в нашей жизни нет.

И мне бы очень хотелось, братья и сестры, чтобы это моё слово сегодня не было, по народному выражению, «как об стенку горох», а чтобы вы услышали. Давайте начнём хотя бы мы, здесь, в нашем храме… Мы многое сделать не можем, но мы... на самом деле можем многое сделать; не делая чего-то глобального, мы можем сделать очень много – начать с себя. Не допускать ненависти и неприязни. Стараться как можно чаще хотя бы улыбаться друг другу. Я понимаю, что это очень тяжело, что вот эта атмосфера ненависти буквально захлестнула наше с вами общество, и нам целенаправленно это внушают каждый день, это из всех дыр буквально льётся, что «вокруг враги, враги, враги, одни враги, только мы хорошие, необыкновенные, замечательные, удивительные, вокруг враги, все нам желают зла». Никто, братья и сестры, никакого зла нам не желает. Мы сами и являемся творцами этого зла, и сами в себе его взращиваем, и сами порой разрушаем и страну свою, и семьи наши, и будущее, и своих детей неправильным воспитанием и ненавистью в том числе, и неприязнью.

И поэтому будем помнить вот эти слова святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, который видел кончину мира, который, как никто другой, знал о том, что именно при конце мира оскудеет любовь. Он, уже будучи глубоким стариком, говорил: «Детки, любите друг друга!» Он не говорил больше ничего. «Детки, любите друг друга!» И Господь говорит нам в Евангелии: «по тому все узнают, что вы Мои ученики, что будете иметь любовь между собою». Поэтому запомните: какие бы мы хорошие, красивые храмы ни выстроили, как бы мы их тут золотом и серебром ни украсили, – если любви не будет, это всё пустое. Это всё вообще Богу будет не нужно, и никакой пользы ни душам нашим, ни обществу нашему, ни стране нашей не принесёт, если в жизни нашей не будет любви. Аминь.

Протоиерей Димитрий Соболевский

Ростов–на–Дону
пр. Космонавтов 16а/32а
Важная информация