«Если мы идем против заповедей Божиих, то жизнь наша расстраивается и все, что мы ни делаем, не приводит нас ко благу»

Проповедь настоятеля в Неделю 12-ю по Пятидесятнице
Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа! Сегодняшнее Евангельское чтение, дорогие братья и сестры, которое мы слышали на Божественной литургии - очень важное повествование, способное, вместе с тем, вызвать много недоуменных вопросов (при буквальном же истолковании этого Евангельского отрывка может даже возникнуть неправильное его понимание).
Сегодня речь шла о том, что однажды к Спасителю подошёл некий юноша и, обращаясь к Нему «Учитель Благий», спросил: «Что мне делать для того, чтобы наследовать жизнь вечную?» Господь говорит ему: «Соблюдай заповеди» - те ветхозаветные заповеди, о которых знал каждый иудей: не укради, не прелюбодействуй, не лжесвидетельствуй, почитай своих родителей. На что юноша этот отвечает Господу: «Всё это я соблюдаю от своей юности».
Видите, братья и сестры, это говорит о том, что многие иудеи, тогдашние члены ветхозаветной Церкви, соблюдали все те десять заповедей, которые даны были богоизбранному народу от Бога через Моисея. Для многих иудеев соблюдение этих заповедей было естественной нормой жизни. И это были люди Ветхого Завета. Но спросим себя и мы, люди Завета Нового: «А мы с таким же усердием соблюдаем эти десять заповедей?» Ведь мы призваны к гораздо большему служению, и учение Евангельское гораздо выше этих десяти заповедей.
Но если мы будем честны перед собой, то согласимся, что не соблюдаем даже и эти десять заповедей и очень часто ропщем и сокрушаемся, как тяжело нам их соблюдать! Поэтому для нас ответ юноши во многом должен звучать определённым укором.
Но юноша, который подошёл к Спасителю, наверняка, где-то в глубине своего сердца уже предвозвещая новозаветное учение, которое надлежало воспринять ветхозаветной Церкви, чувствовал, что этого не достаточно, что ему чего-то не хватает в этой жизни, что мало соблюдения этих десяти заповедей.
И тогда, в ответ на слова о том, что он всё соблюдает и всё делает, Господь-Сердцеведец обращается к этому юноше и говорит: «Пойди и раздай своё имение. Всё, что имеешь, продай, раздай бедным и следуй за Мной!». И Евангелие говорит, что юноша этот очень опечалился от услышанных слов, потому что был богатым, происходил из богатой семьи, и отошёл от Спасителя. Тогда Господь обращается к Своим ученикам и ко всем бывшим там, и говорит о том, что тяжело богатому человеку войти в Царство Божие: легче верблюду пройти сквозь игольное ушко. Это были такие узенькие-узенькие ворота в Иерусалиме, куда даже человек худощавый с трудом мог пробраться. И когда это услышали ученики, они тоже очень удивились и, восскорбевши, стали спрашивать: «А кто же тогда может спастись?»
Почему это вызвало такое удивление у учеников? Дело в том, что в то время богатство считалось непременным благословением Божием и отличительной чертой праведного человека. Считалось, что если человек богат, то Бог к нему благоволит. Значит, этот человек ведёт праведную жизнь, а если человек беден, значит он грешник, значит, что этот человек делает в своей жизни что-то не так, и Бог не благословляет его имением. Но Господь на эти слова учеников отвечает, что человеку это невозможно - то есть спасение человеку невозможно, но Богу же возможно всё.
И вот, слыша этот Евангельский отрывок, многие могут сказать: «Но какое отношение это имеет ко мне?» В большинстве своём мы, стоящие в этом храме, не являемся богачами, не имеем большого имущества, а значит, эти слова, вроде бы, к нам не относятся. Более того, может возникнуть такое впечатление, что богатство или бедность как таковые могут быть или препятствием, или наоборот, неким пропуском к Царству Божию.
Действительно, слова Спасителя свидетельствуют о том, что богатому человеку внити в Царство Божие тяжело, и слова Христовы непреложны. Мы и сами понимаем, что когда человек очень богат, то у него есть очень много возможностей в этой жизни, а значит, ему очень тяжело контролировать свои желания, свои страсти, и поэтому, действительно, человеку, который имеет многое в этой жизни, тяжело войти в Царство Божие. Но Господь этим не говорит о том, что богатство является препятствием, а бедность – неким пропуском в Царство Божие.
Мы знаем из недавней истории нашего Отечества, что многие считали (да и сейчас некоторые так полагают),  что люди богатые, обеспеченные - это люди плохие по определению. А почему существует такое мнение? Потому, что есть понятие «зависть». Зависть ко всему тому, что есть у другого человека. И вот в начале прошлого века, накануне октябрьской революции, многие наши соотечественники тоже полагали, что их бедность является для них праведностью, а все люди, которые имеют имения, которые богаты -это люди плохие, поэтому нужно у них все забрать, разделить, и тогда жизнь станет совершенно иной.
Но мы знаем, что история нам показала совершенно другое: эти бедные люди, которые были одержимые завистью, забрав всё у людей состоятельных - у людей, которые многими поколениями и трудами зарабатывали своё имущество, передавая его из поколения в поколение и создавая благо на нашей земле - и поделив, не привели страну нашу к богатству! Что, разве бедняки стали благоденствовать? Наоборот, это привело к тому, что все люди стали нищими и нищей стала сама страна. Сама страна покатилась в совершенно противоположном от благополучной жизни направлении.
Поэтому мы должны всегда помнить, что если человек бедный, но завидует, то он согрешает более, нежели тот человек, который неразумно использует свое имение - не на благо других. Но это с одной стороны. А с другой стороны, братья и сестры, нам очень важно понять, что Господь обращается именно к этому юноше, видя его душевное состояние. Господь увидел, что в этом юноше, несмотря на то, что в нем все было хорошо, что он соблюдал заповеди, было то, что мешало ему идти по пути к Богу. И этим моментом было его богатство, которое довлело над ним, которое сковывало его свободу и не давало двигаться к духовной жизни. Но это касалось именно этого юноши.
Однако через это Господь преподает каждому из нас урок. И слово Спасителя обращено ко всем нам. Потому что всегда в нашей жизни есть что-то, что лежит огромным камнем на нашем пути к Богу. И не обязательно это может быть богатство, как видимая форма имения человека. Это могут быть и совершенно иные вещи. Я вам приведу пример. Не так давно мне приходилось общаться с одной женщиной, которая говорила о том, что имеет сейчас блудное сожительство. Она молится, она читает Священное Писание, она постится, она во всем ведет правильный христианский образ жизни, но при этом считает: "Молодость моя проходит, а поскольку мужа Бог мне не посылает, буду жить с человеком, которого я нашла». Но она чувствует, что это неправильно, потому что человек этот не хочет жениться на ней даже гражданским браком. Это о чем говорит? Что человек этот не имеет никаких серьезных намерений, что в любой момент он может эту женщину предать, и она останется ни с чем. И когда я говорю ей об этом - о том, что подобная жизнь, которую вы проводите, является для Вас препятствием к Царству Божию – она, услышав эти слова, отходит в печали, как тот самый юноша. Дело в том, что вот в этом и состоит ее богатство, которое ей мешает на пути к Богу.
А вот другой случай: ко мне приходит человек и говорит: "Вот, у меня есть родители, они болящие, немощные люди, живут далеко от нас; не могу я к родителям своим часто ездить, но и забрать их к себе не могу, потому что квартира у меня небольшая, а мама уже ворчливый, старый человек, который будет мне мешать строить мою жизнь". И когда ты на это говоришь человеку: "А как же заповедь о почитании родителей? Если это человек, твой родитель, который многое дал тебе в жизни, находится в болезни, в нужде, то забери его к себе домой!», то такой человек, слыша обращенные к нему слова, тоже уходит в печали. Вот его богатство. Вот то, что этому человеку мешает идти по пути к Богу. И таких примеров, когда люди внешне ведут благочестивый, праведный образ жизни, но есть что-то, что становится вот таким камнем, препятствием для этого человека, - любой священник может приводить сотни. И если, братия и сестры, каждый из нас спросит себя сегодня: "А в моей жизни есть такой камень? В моей жизни есть такое богатство?", то я уверен, что мы ответим положительно на этот вопрос.
Всегда бывают такие ситуации, когда мы готовы соблюдать другие девять заповедей, даже девяносто девять (!), но только не ту, которая является для нас препятствием. Будем придумывать всякие отговорки, чтобы только эту заповедь как-то обойти, чтобы успокоить свою совесть, чтобы найти себе оправдание. Но мы забываем спросить себя: "А Господь меня оправдает? Я-то себя оправдаю, ближние мои, любящие меня, оправдают меня, а вот Бог меня оправдает? Что совесть-то моя говорит? К чему она меня призывает?»
И вот, в жизни каждого из нас, братья и сестры, есть такое богатство, которое нам мешает, и из-за которого мы отходим от Бога в печали. А заповедь Божия, любая, есть закон.
Мы с вами знаем, что есть законы природы, которые непреложны, нравятся нам они  или не нравятся, например – закон тяготения, действующий вне зависимости от того, как мы к нему относимся. Так и заповеди Божии. Только заповедь Божия действует совершенно по-другому. Она действует таким образом, что если человек пытается против нее идти, то тем самым он лишает себя возможности жизни вечной. Дело не в том, что Бог хочет наказать человека за тот или иной грех, а потому что Бог, создав этот мир, создал в нем не только физические законы, но и нравственные, и дал Свои заповеди. И законы эти действуют вне зависимости от нашего желания и нашего хотения.
Если мы идем против этих законов, то жизнь наша расстраивается, все разваливается, и все, что мы ни делаем, не приводит нас ко благу и к счастливой жизни. И нам, действительно, бывает тяжело. И Господь все это знает. Поэтому и завершается сегодняшнее Евангельское повествование такими важными словами Спасителями: «Человеку это невозможно. Богу же все возможно»! Но только необходимо, чтобы человек к этому стремился, чтобы не придумывал сам себе оправдания, чтобы не пытался обойти заповедь Божию, а сам признавался себе в своей немощи и взывал: « Да, я немощный, я не могу эту заповедь соблюсти, нет во мне сил. Господи, помоги мне!». И самому надлежит всем сердцем стремиться к исполнению этой заповеди, и не обманывать себя, не обманывать окружающих, не придумывать себе оправданий. И тогда то, что невозможно каждому из нас, возможно будет Благодатию Божиею! Аминь.

Протоиерей Димитрий Соболевский

Ростов–на–Дону
пр. Космонавтов 16а/32а
Важная информация