День Всех святых в земле Российской просиявших

Дорогие о Господе братья и сестры! Сегодня мы отмечаем день Всех святых в земле Российской просиявших. Этот праздник является сравнительно молодым, он был установлен на поместном Соборе Русской православной церкви в 1918 году — в один из самых трагических моментов российской истории. Участники этого собора, предвидя  тот факт, что Россия будет долгие десятилетия нуждаться в особом предстательстве всех святых, которые просияли на ее земле, что Русская Церковь к этому сонму святых добавит огромное количество мучеников и исповедников, установили такой праздник.
Нам, дорогие братья и сестры, в этот день стоит вот о чем размышлять Мы с вами знаем, что для человека является естественной любовь к Родине Еще древние римляне говорили как сладко и приятно умирать за Родину. Замечательный русский поэт говорил, что дым отечества нам сладок и приятен. В этот день памяти Российских святых нам хорошо было бы понять что же действительно является подлинной любовью к отечеству, что является истинным, а что ложным патриотизмом. Сегодня наша страна стоит на определенном перепутье своей истории, наш народ стоит перед выбором по какому пути ему пойти. Мы с вами знаем о том, что дух Божий есть в каждом человеке, но при этом особый дух есть и у каждого народа. Особая ментальность, национальная черта присутствует в каждом народе. Братья и сестры как важно нам понять что является стержнем, душой нашего народа, что должно быть приоритетом его жизни.
Тут мы сталкиваемся с определенным противоречием. Нам многие историки внушили мысль о том, что развитие любого народа — это всегда прогресс, государство развивается по принципу совершенствования — от худшего к лучшему. Совершенствуется внешнее благополучие, государственная система, законы, нравственность. Но можем ли мы, оглядываясь на нашу тысячелетнюю историю,  говорить о том, что наш народ, да и другие народы развивались по такому принципу? Нет, этого сказать мы не можем.
Наш народ именовал себя Святой Русью. Но тут необходимо правильное понимание. Когда наши предки называли свою землю святой, это не значит, что они превозносились над другими народами и считали себя святыми. Это было провозглашение некоего идеала  духовного совершенствования, нравственной чистоты, к которому мы должны стремиться. Наш народ поставил перед собой такую высокую планку и старался равняться в своем земном бытии на тех святых, которые во множестве просияли на русской земле.
Но так было далеко не всегда. Много раз народ отходил от этого идеала.  Последние десятилетия такой отход был особенно страшным и трагичным в жизни нашего государства. Можем ли мы сейчас говорить, что раскаялись в отходе от этого идеала? К большому сожалению, мы должны констатировать, что никакого раскаяния в нас не произошло. В наше время опять становиться популярной идея о мнимом благополучии и могуществе развалившейся советской империи. Многие даже верующие люди с ностальгией вспоминают тот период жизни. В этом случае, братья и сестры мы уподобляемся одному очень яркому персонажу из Ветхого Завета — жене Лота. Когда Господь вывел Лота из нечестивых городов Содома и Гоморры, жена Лота повернулась назад,  жалея, что там остался ее дом, колбаса по 2 рубля, дешевое молоко  и т.д и  т. п. Мы знаем, что эта женщина навлекла на себя гнев Божий и была превращена в соляной столп. Негоже и нам православным людям уподобляться этой женщине, идеализировать период советской истории.
Мы не можем говорить о том, что все было плохо, но суть в том, что дух народа был изменен кардинальным образом. Народ пошел по совершенно другому пути развития, он отказался от своей миссии Святой Руси и пошел по пути построения призрачного светлого будущего и богом в этом будущем должен был стать сам человек.
Как мы верующие православные люди можем романтизировать этот период истории? Некоторые народы тоже были подвергнуты тяжелому испытанию тоталитарным государством, например фашизм, который нисколько не хуже коммунизма. Фашисты уничтожали другие народы, а большевики уничтожали свой собственный народ. И чем они лучше фашистов? Эти народы нашли в себе силы отречься от своего прошлого, признать его ошибкой. Мы видим, что эти народы внешне находятся в благополучии. Мы никогда не сможем изменить свою жизнь к лучшему, если будем постоянно озираться на прошлое. Мы должны правильно поставить оценки этим событиям. Да, это часть нашей истории, но она была ошибкой. Дико слышать как сейчас люди начинают превозносить диктатора Сталина, представляя его эффективным менеджером. Хороший менеджер, который сгубил десятки миллионов своих соотечественников.  Этот человек был кровавый диктатор, который губил народ и топил землю в крови.
В день Всех святых в земле Российской просиявших мы должны вновь задуматься над тем, что мы из себя представляем, к чему мы должны стремиться. Мы должны не придумывать новую идеологию и изобретать национальную идею. У нас есть тысячелетняя православная история, русская православная традиция. Но наш народ постоянно колеблется и прибегает к чужим богам, ищет поклонения чему-то чужеродному.
Мы считаем, что патриотизм заключается в том, что нужно гордиться внешним благополучием. Нам хочется, чтобы другие страны мира нас боялись. Зачем нам это? Нужно чтобы нас уважали. Бояться можно по-разному. Можно признавать внутреннюю силу, а можно опасаться больного неуправляемого мальчика. Неужели мы хотим, чтобы нас так боялись? Мы гордимся, что живем в стране, в которой никогда не заходит солнце. Но разве этим нужно гордиться? Разве только внешнюю силу нужно показывать другим? Надо показывать внутренний духовный стержень. Раньше так и было. Почему другие народы к нам тянулись? Не потому что мы кого-то запугивали, а потому что другие видели, что у этих людей огромная внутренняя духовная сила. И эта сила заключена в вере. Образцом этой веры и любви к Отечеству являются святые Божии угодники, наши сродники. И мы не должны гордиться тем, что мы являемся их потомками. Родственная связь со многими святым должна ставить перед нами вопрос, а соответствуем ли мы тем высоким идеалам, которые имели наши святые сродники?
Есть замечательная легенда о граде Китеже. Был замечательный град Китеж, который утонул в озере в самом центре России, но при этом постоянно зовет к себе. Сколько бы мы не стремились к внешнему благополучию, сколько бы не наращивали силу, мощь и вооружение,  забывая, что есть что-то более высокое,  ничего не получиться.  Мы должны стремиться не к внешней славе и благополучию. Это все приложиться тогда, когда мы будем стремиться к духу. Если каждый из нас будет совершенствовать свой дух, то и народ начнет меняться. И тогда наша страна как птица Феникс возродиться из пепла молитвами всех Российских святых. Аминь.
протоиерей Димитрий Соболевский

Ростов–на–Дону
пр. Космонавтов 16а/32а
Важная информация