Читаем ли мы святых отцов во время Великого поста?

Современная культура располгает человека к чему угодно, только не к вниманию себе. А именно эта черта православной духовности становится особенно актуальной во дни Великого поста, когда основной задачей, стоящей перед каждым православным человеком является переоценка ценностей, осмысление своего существования с точки зрения вечности...
И всё таки, у нас, в каком-то смысле, нет выбора. Мы не может успокоить себя тем, что условия жизни таковы - работа, домшание заботы, семья, опять работа - что у нас хватает времени только на то, чтобы сходить раз-другой на богослужение в храм и помолиться утром и вечером несколько минут. Всё остальное время растрачивается в "молве житейских попечений". Да, бесспорно, семейные обязанности и трудовая деятельность, содействующая обеспечению материалного благополучия домочадцев, вещи необходимые и существенные. Но не менее необходимыми, с точки зрения православного понимания жизни, являются духовное просвещение и очищение души, особенно во дни Святой Четырядесятницы. Ведь эти дни, как писал подвижник VI в. преп. Авва Дорофей, являются своего рода нашей "десятиной Богу". Всё, что у нас есть - от Бога. Всё блага духовные и материальные предлагаются нам в пользование Господом. И вот, наступает Великий пост, то время, когда единственное, что мы можем сделать в ответ на все благодения Божии - проявить особую чуткость в попечении о своей душе. Ситуация более чем удивительная. Церковь предоставляет нам возможность заняться собой, предлагает все условия для того, чтобы каждый смог по мере сил углубиться в себя, очистить душу постом, поканияем и молитвой. По сути, помогает нам в том, чтобы мы помогли себе понять и прочувствовать каковы истинные ценности и приоритеты жизни православного человека... Но вот незадача. У нас просто катстрофически не хватает на это времени, слишком много различных проблем, которые требуют немедленного разрешения. А самая главная из них - бытие нашей души в вечности - как-то теряется в мирской суете...
Но если, несмотря ни на что, в нас поселилась благая мысль о необходимости "отложения попечений" ради внимания к душе и своей внутренней жизни. Нет, не отказа от домашних забот и всего того, что наполняет нашу жизнь в мире, но выделения времени для главного, "единого на потребу". Хотя бы какого-то времени в течении дня для того, чтобы не только бегло пробежать глазами молитвенное правило, то неизбежен вопрос: а что же нам делать, что бы провести Великий пост в соответсвии с тем настроением. которое утверждает в это время церковная традиция? И здесь Церковь, как чадолюбивая мать, не оставляет нас без заботы и предлагает целый набор средств - особые постовые покаянные богослужения, усиленное внимание к молитве церковной и домашней, уастие в таинствах Церкви, чтение Св. Писания... и святых отцов. Об этом последнем средстве и хотелось бы поговорить особенно.
В день памяти свт. Григория Паламы (2-я Неделя Великого поста), великого богослова и подвижника благочестия, отстоявшего основу православного церковного опыта - учение о нетварности Божественных энергий, через причастие которым мы приобщаемся жизни в Боге - Церковь воспевает сего богоносного мужа следующими словами:
"Бодрый язык твой ко учительству во ушесех сердечных возглашая, ленивых души возставляет, и боговещанными словесы Твоими лествица обретается, от земли к Богу влзносящая...". То есть, нам даётся понять, что через вслушивание умом и сердцем в слова сего святого мужа, мы обретаем лестницу, возводящую нас от земли к небу. Иначе говоря, чтение поучений святителя помогает нам приобрести нужное для духовного возрастания устроение, то устроение, изнутри которого может вырасти живая вера, приносящая плоды покаяния.
Что же такое чтение святых отцов и какова его роль в духовной жизни человека? Этот вопрос затрагивает целое измерение жизни православного человека именумое "душеполезным чтением". Чтение, которое оказывает пользу душе. Есть различные читатльские практики, которые не приносят душевной пользы и не могут помочь человеку ничем, кроме засорения ума и растраты драгоценного времени. Таково чтение жёлтой прессы, бульварных романов и другой литературы, единственная цель которой развлечь унывающего современного человека и рассеять его внимание в суете мира и чужих страстях. Но когда мы задумывается о том, чем же является чтение святх отцов, насколько радикально оно отличается даже от чтения серьёзной классической литературы, то первое, что приходит на ум - это богодухновенность их писаний. Святоотеческие тексты обладают удивительной способностью раскрывать человека, открывать ему самого себя изнутри той глубины, которая даже читателю ещё не близка и не очевидна. Эти тексты наполнены не только верными мыслями о том, как нужно устроить жизнь человека в соответствии с Божественными заповедями и церковными канонами, но ещё и помогают обрести действительно просвещённое душу, очищенную самим процессом чтения сочинений святых отцов.
Стоит особо обратить внимание на те сложности, которые возникают на пути приобщения к чтению святоотеческой литературы. Сам строй мысли и её высота в произведениях святых отцов таковы, что немощное сознание грешного человека, устремившегося к постижению духовной реальности, сокрытой в этих текстах производят серьёзный резонанс. Нам трудно настроиться на это чтение,  нас нет к этому ни навыка, ни привычки, эта литератру кажется трудной с интеллектуальной и духовной точек зрения. И тут на помощь приходит молитвенное обращение к святому, прошение к нему о заступлении от различных духовных и мысленных препятствий, от прелести и гордыни, подстерегающих неискушённого таким опытом человека. Смирение и искреннее желание духовного просвещения оберегают нас на этом пути. Ну и, конечно же, не стоит начинать с текстов, которые являются сложными (см. список текстов, указанных на нашем сайте для чтения Великим постом , который поможет Вам обрести первчиную ориентацию в мире святоотеческой и богословской литературы: )
С уважением,  к.ф.н., преподаватель ФДО ПСТГУ, А.Е. Соловьёв

Ростов–на–Дону
пр. Космонавтов 16а/32а
Важная информация