Благовещение Пресвятой Богородицы

«Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим:  радуйся Благодатная, Господь с Тобою». Такими словами праздничного тропаря мы с вами прославляем Пречистую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию в честь Ее спасительного праздника Благовещения.
«Днесь спасения нашего главизна» означает, что сегодняшний праздник сыграл огромную роль в деле спасения каждого из нас, братья и сестры. Нынешний день говорит нам о благой вести. Благая весть, говоря современным языком, добрая новость. Мы с вами, братья и сестры, живем в такое время, когда вокруг нас происходит огромное количество событий. Мир прежде не знал такого времени,  когда человек живет в информационном пространстве, когда новости со всего мира меняются буквально в течение часа. Наша нынешняя жизнь протекает в потоке этих новостей.  Мы уже настолько к этому привыкли, что порой и новости сами по себе, спустя малое время, устаревают. Новость уже не играет никакой роли для нашей жизни и уже через несколько дней мы не можем вспомнить произошедшего события.
Но сегодня мы с вами говорим о какой-то совершенно удивительной новости, которая является актуальной уже более  двух  тысяч лет. Вы подумайте, какая еще новость в мире может жить более двух тысяч лет и при этом называться новостью. Событие Благовещения продолжает играть важное значение в нашей с вами жизни, в жизни целого мира. Но, наверное, нет большей новости в мире благой, всесовершенной, которая при всем этом производила бы такое разделение в человеческих умах. Многие люди не принимают эту новость, она не играет в их жизни никакой роли. Сколько соблазна она производит в их умах они с сарказмом, злой усмешкой говорят об этом событии. Не может греховный человеческий разум, который порабощен страстями, воспринять новость о том, как какой-то простой девушке в маленький никому неизвестный город Назарет является Ангел Божий и возвещает о том, что от нее надлежит родиться Спасителю сего мира. Ни одного человека, даже ни одного народа, а всего человечества. Новость эта порой вносит смущение в сердца грубые и надменные.  Люди не могут понять как могла эта девушка воспринять в себя Творца Вселенной, как она могла зачать от Духа Святаго.  Многие говорят это сказка, выдумка, обман. Некоторые рассуждают так: «Я готов признать историческое существование Христа, готов признать нравственные заповеди, которым  учил Иисус, но конечно я, как современный разумный человек, не могу принять эту сказку, которая говорит о рождении Сына Божия».
С другой стороны, братья и сестры, если мы с вами посетим музеи всего мира,  мы увидим большое количества величайших произведений искусства, написанных за все время существования человечества, на которых изображено именно событие Благовещения. Большинство великих людей, гениев искусства вдохновляло это событие. В любом музее самое большое количество картин, особенно в залах средневекового искусства., посвящено именно Благовещение Пресвятой Богородицы. Значит это не просто какое-то заурядное событие, новость.
И посмотрите где происходит величайшее за всю историю мира событие. Не в  Риме, тогдашнем центре практически всей земли, не во дворце римского императора, а в совершенно никому не известном городе, ведь тогда Палестина была римской провинцией, самой бедной. Считалось, что римский прокуратор в Иудее Понтий Пилат находится в ссылке. Город Назарет с населением в 5000 человек был даже не городом, а деревней.
Мы с вами, хоть и христиане, далеко стоим от Тайны Боговоплощения.  Не нужно силиться понять эту тайну своим разумом.  Ее невозможно понять, т. к. она выше нашего понимания, выше законов окружающего мира. Можно только благоговейно принять эту весть в наше сердце.  Великим постом читается замечательный канон преподобного Андрея Критского и там есть такие слова «Бог идеже хощет побеждается естества чин», т.е там где желает Бог побеждаются законы физического мира.
Мы прославляем не просто какую-то девушку, а величайшую из рожденных на земле жен. Мы именуем ее Честнейшею Херувим и Славнейшею без сравнения Серафим, потому что чистота и святость Ее души была такова, что Она оказалась единственной, кто смог воспринять в себя воплотившееся Слово Божие. Святитель Григорий Палама говорит о том, что невозможно было бы Боговоплощение, а значит и спасения человека без желания со стороны Бога. И дальше, продолжает святитель Григорий, что точно также невозможно было бы воплощение Бога, если бы не было согласия со стороны Девы Марии, потому что здесь происходит соработничество Бога и человека. Бог не мог насильно спасти людей без их желания и воли, потому что человечество создано свободным и Богу нужны не не роботы, а свободные любящие существа. Дева Мария в этот момент от лица всего человечества, от каждого из нас произнесла эти великие слова: «Се раба Господня, буди мне по Слову Твоему». Именно эта юная девушка своим согласием смогла выразить вопль всего страждущего человечества, которое  находилось в таком тупике и болоте, выбраться из которого без помощи Божией было невозможно.

Некоторых людей смущает, именование раб Божий. Человек думает: «Как же я раб Божий, ведь Христос говорит в Евангелии: «Вы Мне други.» Раб это унизительно». Но Сама Пресвятая Дева, чистейший сосуд благодати Божией, именует себя  Рабой Господней.  Дело в том, что само слово «раб» или «раба» в церковно-славянском языке имеет несколько иной смысл, чем в русском. Аналог современному слову раб в церковно-славянском — невольник. А раб - это тот, кто сам, по своей доброй воле, отдает свою жизнь в распоряжение другого. Это не тот, кого взяли в рабство, а тот кто свободно делает свой выбор и отдает свою свободу в руки другого. Руководствуясь таким пониманием этого слова мы тоже можем сказать, что свободно делаем выбор: «Господи, мы не хотим свою свободу отдавать в руки сатаны, во власть греха. Мы хотим быть Твоими рабами, чтобы Ты распоряжался нашей свободой так как было бы полезно нам».
Как это могло случиться что юная девушка восприняла в себя Слово? Один западный писатель выразил это так: «Юная Мария в Назарете смогла с таким благоговением и величайшей верой произнести Имя Божие, что это Имя вошло в нее. Оно соединилось с Ней, с Ее естеством».  Как  мы, братья и сестры, можем не преклонять колена и не обращать свои молитвы к Пресвятой Владычице нашей Богородице? А ведь есть много  всевозможных сектантов, так называемых христиан, которые говорят о том, что не следует молиться  Божией Матери, дескать, Она была простой женщиной, как и все. Как же как все, если Она стала  единственной  за всю историю человечества. В Священном Писании есть такие слова, когда Она Сама, будучи преисполнена Духа Святаго при встрече со Своей родственницей Елизаветой говорит: «Отныне ублажат меня все роды». Все роды, а значит и мы с вами, те, кто прославляем Пресвятую Владычицу нашу Богородицу.
И сегодня помолимся Ей, чтобы Она спасла нас от царства греха и принесла наши недостойные, слабые молитвы к престолу Своего Сына. Умолила, Господа, чтобы Он продлил наши дни на земле для покаяния, для исправления нашей жизни, и жизни всего нашего народа, отечества. Ведь неслучайно именно русские люди  возлюбили Божию Матерь и говорят, что Россия — это дом Пресвятой Богородицы, хотя Ее величают по всей земле. Сколько храмов, Ей посвященных в России. Любовь русского народа к Божией Матери длится десять веков. И мы надеемся что эта любовь и дерзновение помогут нам выстоять в любые тяжелые годины, испытания и наши личные и всего народа Пресвятая Богородице, спаси нас и помогай нам. Аминь.
Иерей Димитрий Соболевский

Ростов–на–Дону
пр. Космонавтов 16а/32а
Важная информация