Успение Божией Матери

28 августа по новому стилю Православная Церковь отмечает двунадесятый праздник Успение Пресвятой Богородицы.
Пресвятая Матерь Божия, после Вознесения Иисуса Христа, жила на земле еще несколько лет (одни христианские историки говорят 10 лет, а другие – 22 года). Она жила в доме апостола Иоанна Богослова и была для всех учеников Христа общей Матерью. Они вместе с Нею молились и с великой радостью и утешением слушали Ее поучительные беседы о Спасителе. Матерь Божия любила посещать те места, на которых часто бывал Христос. На этих местах Она молилась.
Однажды, когда Пресвятая Дева Мария молилась на горе Елеонской, явился Ей архангел Гавриил с райской финиковой ветвью в руках, и сказал, что через три дня окончится Ее земная жизнь и Господь возьмет Ее к Себе. Апостолы в это время проповедовали в других странах, но Господь чудесным образом собрал их, чтобы они могли проститься с Богоматерью. Они печалились из-за того, что лишаться Госпожи и общей Матери, но Она утешала их, обещая не оставлять их и всех христиан после Своей смерти, всегда молиться о них. В час кончины необыкновенный свет осиял комнату, где лежала Божия Матерь; Сам Господь Иисус Христос, окруженный ангелами, явился и принял Ее пречистую душу.
Праздник называется Успением («засыпанием»), потому что Божия Матерь умерла тихо, как бы уснула, а главное называется так за короткое пребывание Ее тела во гробе, т. к. через 3 дня она воскрешена была Господом и вознесена на небо. Так Господь Иисус Христос прославил свою Пречистую Матерь: Он взял Ее к Себе с пресвятым телом Ее и поставил Ее выше всех ангелов Своих.
Праздник Успения Богоматери установлен Церковью с давних времен. О нем упоминается в сочинениях блаженного Иеронима, Августина и Григория, епископа Турского. В IV веке он уже повсеместно праздновался в Византии. По желанию византийского императора Маврикия, одержавшего победу над персами 15 августа, день Успения Богоматери (с 595 г.) сделался праздником общецерковным.
Но первоначально праздник совершался не в одно время: в одних местах - в январе месяце, в других - в августе. Так, на Западе, в Римской Церкви (в VII в.). 18 января праздновалась «кончина Девы Марии», а 14 августа - «взятие на небо». Общее празднование Успения 15 августа в большинстве восточных и западных Церквей устанавливается в VIII-IX вв.

Основной целью установления праздника было прославление Богоматери и Ее успения. К этой основной цели в IV-V вв. присоединяется и другая - обличение заблуждений еретиков, посягавших на достоинство Богоматери, в частности, заблуждения коллиридиан, еретиков IV века, отрицавших человеческую природу Пресвятой Девы (вследствие чего отрицавших и Ее телесную кончину).
В V веке написаны стихиры на этот праздник Анатолием, патриархом Константинопольским, а в VIII веке - два канона преподобными Космою Маиумским и Иоанном Дамаскиным.
Тему христианского отношения к смерти затронул в своей проповеди настоятель нашего храма о. Димитрий. «Смерть – это лишь переход из жизни земной в жизнь вечную. Не нужно боятся смерти, нужно думать о том, с каким багажом мы придем к порогу вечной жизни и молиться Пречистой Матери Божией о даровании нам всецелого покаяния на пороге в вечную жизнь» - основная мысль проповеди.(Вы можете послушать проповедь полностью, перейдя по ссылке Смерть - не прекращение бытия, но переход в вечную жизнь (аудиовариант))
На вечернем богослужении накануне праздника полагается торжественный вынос плащаницы Пресвятой Девы Богородицы. Плащаница пребывает в храме 3 дня, после чего совершается чин погребения Божией Матери.

Песнопение праздника в исполнении нашего хора
Стихира на литии (послушать)

Православное учение о Божией Матери
Патриарх Сергий (Страгородский). Почитание Божией Матери по разуму Святой Православной Церкви

Ростов–на–Дону
пр. Космонавтов 16а/32а
Важная информация