Уроки притчи о богатом и Лазаре

Проповедь в неделю 23-ю по Пятидесятнице
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, братия и сестры, за Божественной литургией, для нашего поучения и вразумления, нам была предложена Евангельская притча о богаче и Лазаре.

Многие из нас прекрасно знают эту притчу, которая говорит о том, что в одном городе жили два человека: человек богатый, который жил в большом роскошном дворце, и живший рядом с ним бедный человек по имени Лазарь. Причём заметим, что Евангелие не называет имени этого богача, а имя бедняка называет. Таким образом, мы с вами не знаем, кто был этот богатый человек, может быть, это была и реальная история, взятая из жизни, из того, что Спаситель видел, потому что чаще всего Господь говорил притчи , беря примеры из окружающей действительности.

А имя бедняка сохранилось в течение более чем двух тысяч лет. И далее Евангелие повествует, что этот человек был богат, уважаем, что каждый день он проводил всевозможные пиры в своём доме, или, как бы мы выразились сейчас, вечеринки. И многие люди такого же уровня, как и он, приходили  к нему. И в тоже время, на пороге его дворца в течение многих лет, а может быть, и десятилетий, жил этот несчастный бедняк Лазарь, который был ко всему прочему, ещё и тяжело больным человеком. Тело его было усеяно язвами и дикие собаки приходили лизать струпы этого Лазаря, возможно , таким образом, хотя бы несколько облегчая его физические страдания.
И так произошло, что эти два человека умерли одновременно -  и богач, и Лазарь. Богач оказался в том месте, где горит огонь неугосимый. И, оказавшись там, он видит, как бы через пропасть, совершенно другое место, которое мы с вами называем раем, и находящегося там праотца Авраама. И вот, на лоне этого праотца находится совершенно утешенный , преображённый бедняк Лазарь.
И далее, как мы знаем, в этой притче происходит диалог между богачом  и Авраамом: сначала богач просит, чтобы Лазарь пришёл к нему, и хотя бы опустил перст с несколькими каплями воды для того, чтобы облегчить его страдания. Потом он просит о том, чтобы Лазарь был послан к его пятерым братьям, которые живут так же, как и он, с просьбой сказать им о том, что их ожидает после смерти. Но на все эти просьбы он получает отрицательный ответ, и Авраам говорит о том, что между ними и им находится пропасть – пропасть непроходимая.

Почему, братия и сестры, богач попал в то месту, которое попал? Почему Лазарь попал в райские обители? Иногда может показаться, или может возникнуть неправильная мысль в плане толкования данной притчи – мол, богач попал в огонь, потому что был богат, а Лазарь потому попал в рай, что был беден. На самом деле, это совершенно не так.

Мы с вами знаем, что до пришествия в мир Христа Спасителя, было много праведников Ветхого Завета, которые были богатыми людьми, да и сам тот же упоминаемый в притче Авраам, был очень богатым человеком. И в новейшей истории Церкви, в течение двух тысяч лет, многие люди были праведными, и даже многие  стали святыми, несмотря на то, что обладали достаточным богатством в своей жизни.
Так случилось, братия и сестры, что богач, был, наверняка, очень интересным человеком, потому что к неинтересным людям не тянутся другие, с неинтересными людьми не интересно общаться, с ними не о чем поговорить. И порой некоторые из вас сталкивались в своей жизни с тем, как имея очень многое - большие финансовые возможности, большие связи, человек может стать неинтересным в общении, он бывает скучным, нудным,  а порой даже - не образованным по-настоящему. И, поговорив пару раз с таким человеком, ты понимаешь, что не хотел бы дальше продолжать такое общение.

Но поскольку каждый день в доме у богача проходили такие пышные вечера, то он имел много друзей, знакомых и людей, которые желали с ним общаться. Общаться, наверное, не только потому, что он был богатым, потому, что к нему приходили люди такого же уровня жизни, как и он сам, но и потому, что он был по человеческим меркам хорошим интересным человеком.
Но, как мы видим, факт образованности - то, что он был интересным, образованным для своего времени человеком - не помогло ему избежать той участи, которая его постигла после смерти. А так произошло, братия и сестры, потому, что в течение всех этих лет он жил, как бы мы сейчас сказали, в упор не замечая Лазаря у ворот своего дома. Не замечая, что рядом с его домом лежит несчастный страдающий человек. И он прожил всю жизнь  представляя, будто и все остальные люди живут так же. Конечно, он понимал, что есть в этом мире боль, страдание, есть бедность, изгнание, но, наверняка, он всю свою жизнь гнал эти мысли, думая: «Меня это не касается!» Возможно, он думал, что люди, испытывающие страдание, боль,  болезнь, заслужили это своими грехами, или просто думал: «Ну что же, так случилось, что я богат, у меня всё есть, а этот человек белен».

Да, он не видел самого главного, что было у ворот его дома. Может быть, этот Лазарь - несчастный, бедный человек - был намеренно послан Богом для спасения этого богача. Чтобы он не погиб в своём богатстве и в своей роскоши, в ежедневном самоудовлетворённом состоянии, внутреннем комфорте. Но вместе с тем, братия и сестры, и Лазарь попал в рай не потому, что он был беден, не потому, что он болел, а, наверное, прежде всего, потому, что он не роптал на свою участь. Он принимал жизнь такой, какая она есть. Это, безусловно, очень непросто, об этом можно много говорить, можно много рассуждать, но, порой, представить себя на месте такого человека и жить с убеждением, что, в моих страданиях есть высшая правда Божия, очень тяжело. И, наверное, чисто по-человечески таких людей сложно утешить, очень сложно подобрать какие-то слова для их утешения, но мы видим, что Лазарь смиренно и кротко  переносил все свои жизненные невзгоды. Он не попытался создать партию таких же лазарей, как и он, для того, чтобы добиться каких-то особых прав и привилегий.

Более того, наверное, он не попытался, слава Богу, сделать то, что очень часто хотят сделать люди, оказывающиеся в подобном положении – попытаться каким-то образом объединиться с такими же людьми и силой забрать то, что по праву принадлежит другим людям. Мы не встречаем в этой притче упоминания о том, что богач стяжал своё богатство неправедным образом. Об этом притча ничего не говорит. Скорее всего, он стал наследником того богатства, которое было собрано его предками, и, безусловно, такое наследование было совершенно законным, совершенно правильным, потому что ему передали это его предки.

И вместе с тем, братья и сестры, мы с вами знаем, что в жизни нашей очень часто бывает так, что человек может даже не быть по-настоящему богачом, он может быть на самом деле рабом самых незначительных, малых вещей, и порой это рабство тоже ведёт к тому, что мы неспособны видеть страдания и боль других людей. Можно даже вообще быть финансово бедным человеком, но по своему внутреннему устройству быть сообразным вот этому евангельскому богачу. Мы с вами знаем множество примеров, когда человек, достигая каких-то даже чисто по-человечески незначительных успехов в своей жизни, порой занимая какой-то, может быть, даже небольшой начальственный пост, буквально за совсем малый промежуток времени преображается, и чаще всего в худшую сторону. И многие из нас наверняка сталкивались с этим, и неслучайно есть такая народная мудрость: если ты хочешь узнать, каков человек на самом деле, дай ему власть, дай ему определённое положение, – тогда ты узнаешь, что этот человек представляет собой на самом деле. И порой такой человек начинает горделиво превозноситься над другими людьми, вообще не замечать других людей в принципе, считать этих людей не достойными с ним общаться, с ним разговаривать.

Я вам скажу даже более, наверное, удивительную вещь, но вещь очень распространённую: подобное явление есть и в церковной жизни. И в церковной жизни очень часто можно столкнуться с таким явлением, когда ты видишь, как человек, который ещё вчера был с тобой на равных и считал возможным общаться с тобой, получив, скажем, какое-то новое назначение, после того, как что-то, может быть, изменилось в его церковном статусе, порой преображался. И, опять-таки, в худшую сторону. И, конечно, бывает совершенно недопустимым явление, когда, например, человек, становясь священнослужителем или занимая определённое (безусловно, почётное) церковное положение, тоже начинает превозноситься над другими людьми и считает, что другие люди ему чем-то обязаны, что к нему необходимо какое-то совершенно особое отношение. И, безусловно, это очень большая беда в нашей жизни, в обыденной жизни и, в том числе, в жизни церковной. И нужно, конечно, обладать определённым внутренним стержнем, чтобы находить в себе силы и бороться с самим собой. Но порой очень часто бывает так, что и Господь Сам не оставляет такого человека и посылает ему такие скорби и испытания, чтобы человека смирить.

И также из этой притчи, братья и сестры, мы можем сделать ещё и тот вывод, что и бедность, и страдания – я уже в начале говорил – не являются залогом того, что человек уже будет праведен. Мы очень часто в своей жизни сталкиваемся с тем, что человек может быть бедным, жить во всевозможных скорбях и быть настолько озлобленным на весь мир, считать, что все вокруг виноваты в его бедствиях и страданиях, а он на самом деле совершенно невинная жертва и обстоятельств, и действий других людей по отношению к себе. И порой подобная озлобленность может приводить к совершенно ужасным последствиям не только для самого человека, но и, если градус такой зависти и неприязни накапливается в обществе, то рано или поздно это приводит к громадной катастрофе. Мы знаем, что именно так и произошло с нашим народом, с нашей страной вот уже почти сто лет тому назад, когда, мы знаем, к власти пришли именно озлобленные люди. Безусловно, бедные, безусловно, жившие в скорбях и испытаниях, но завистливые. Мы знаем, к каким страшным последствиям привело то, что эти люди получили власть в нашей стране и возможность действовать. И, конечно, этот лозунг о необходимости равенства всех людей – это, безусловно, лозунг, ведущий человечество в никуда. Опыт нашей истории нам это показал.

И далее мы в этой притче слышим, как богач, конечно, недоумевает, почему он оказался в этом месте. И он просит, чтобы и Лазарь пришёл к нему и омочил его язык, но просит не самого Лазаря, а обращается к Аврааму, и обращается так, как будто Лазаря там нет. То есть, и уже оказавшись в таком положении, этот богач продолжает не видеть его как человека. Он видит: да, есть Лазарь, – но человека он в нём не видит, и обращается к Аврааму. И поэтому участь этого богача, действительно, вот такая печальная. И, конечно, мы не слышим из его уст слов «Господи! Прости меня», он не обращается с мольбой о прощении к Богу, он не обращается с мольбой о прощении к Лазарю. Наверное, если бы он это сделал, то – мы с вами всегда знаем и верим твёрдо в милосердие Божие… Но этот человек так укрепился, настолько укоренился в таком своём греховном состоянии, что он даже и там, уже перейдя порог смерти, не может сказать даже этих, таких важных – вместе с тем и простых, и важных для себя слов. И даже потом, когда он просит, чтобы Авраам послал Лазаря к его братьям, он это делает, безусловно, косвенно надеясь, что таким образом себя оправдает: «ведь я же не знал, ведь ко мне же никто не пришёл с того света и не сказал мне: как ты живёшь?..» Но и в этом случае он получает совершенно твёрдый и ясный ответ: «братья твои имеют и закон, и пророков, и должны этому следовать, и всё, что необходимо для спасения человека, уже было сказано».

И вот точно так же мы с вами, братья и сестры, тоже имеем Закон Божий, закон евангельский. И мы, безусловно, должны задуматься и о том, как наша жизнь проходит. Видим ли мы вокруг себя других людей? Или, кроме себя, своих личных проблем, своих личных устремлений и желаний, мы никого и ничего не видим в своей жизни? Аминь.

протоиерей Димитрий Соболевский

Ростов–на–Дону
пр. Космонавтов 16а/32а
Важная информация