«У христианина не должно быть врагов!»

Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа!  За Божественной литургией, братья и сестры, мы с вами слышали совершенно особый Евангельский отрывок. Хотя, конечно, каждый Евангельский отрывок является особым. Каждое Евангельское слово должно по-особому звучать в нас – и не просто в наших ушах, не просто в нашем уме. Прежде всего оно должно звучать в нашем сердце. Но сегодняшний Евангельский отрывок важен по той причине, что раскрывает перед нами то, каким по-настоящему должен быть христианин.
Этот Евангельский отрывок говорит о сути Церкви, говорит о сути христианства, и для нашего более глубокого разумения я прочту его на русском языке. Об этом повествует евангелист Лука, который нам говорит о Нагорной проповеди, когда Господом были произнесены заповеди блаженства и далее – другие очень важные слова Его ученикам и последователям. Слова, которые по-настоящему можно было бы назвать манифестом или учением Нового Завета. И в частности, Господь говорит в этой проповеди нам следующее: «И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд».
Митрополит  Антоний Сурожский в своем поучении к народу на этот Евангельский отрывок говорит о том, что, готовясь к проповеди на этот день, он мучительно переживал, вникая в эти слова, о том, что он даже не начал быть христианином. Потому что, действительно, слова эти он столь высоки, столь глубоки, что порой человеку очень тяжело вместить их. И мы с вами знаем о том, что в нашем мире много людей, которые далеки от Церкви Христовой, но вместе с тем являются нравственными людьми. И иногда приходит слышать о том, что вот, мол, тот или иной добродетельный человек,  который делает много добрых дел, но вместе с тем не ходит в храм, не молится, не читает Священного Писания, может быть, все равно является христианином. И может быть, он является христианином более, чем тот, кто ходит в храм Божий в течение многих лет и не творит таких добрых дел.
Видите, мы чаще всего видим только внешнюю сторону поступков человека, не вдаваясь в его мотивацию: а что руководит этим человеком, почему  он  делает добрые дела? И подчас мотивация эта, братья и сестры, может быть очень далекой от христианских идеалов. Порой человек может быть внешне добродетельным, помогать своим близким, но при этом надеяться, что к нему будет такое же отношение. Более того, иногда человек поступает так по своей гордыне и по своему тщеславию, желая, чтобы другие люди, видя его добрые дела, превозносили его. Но Христос говорит совершенно о другом в Евангелие. Он говорит о том, что мы должны делать добрые дела, не надеясь что-либо получить взамен. Христос говорит о том, что подлинный христианин должен давать, не надеясь на какую-либо отдачу. А ведь это так тяжело. Это один из самых сложных моментов в жизни человека - научиться давать без всякой задней мысли, давать от чистого сердца, давать от любви к другому человеку. И если мы спросим себя, умеем ли мы так давать в своей жизни, то, наверняка, мы получим отрицательный ответ, ведь так давать мы не умеем. Не умеем отдавать то, что нам дорого, даже самую малость, даже нечто незначительное, а совершая какое-либо доброе дело, мы надеемся получить и добрый ответ от человека. Может быть, надеемся на то, что человек, пусть и не сделает нам благо в ответ, но хотя бы поблагодарит нас, скажет доброе слово или просто улыбнется.
Но дальше Господь говорит о ещё более сложном. О том, что всегда являлось препятствием для многих людей на пути ко Христу. Для того мира, в котором Он это слово произносит, Христос говорит немыслимую вещь о любви к своим врагам, и слово это в равной степени не могли признать ни иудеи, слушавшие тогда Спасителя, ни язычники, которым потом слово это принесли святые апостолы. Мир не мог уместить и понять это - как можно любить своего врага. Но даже, братья и сестры, в течение столетий и более того - двух тысячелетий существования Церкви Христовой, люди Евангелия, люди, именующие себя христианами, точно так же недоумевают, как можно вместить и исполнить это слово. А иногда и вовсе люди пытаются каким-то образом размыть смысл этих слов Спасителя, как бы нивелировать Его слова, найти некие обходные пути к исполнению этой заповеди. И действительно, иногда человек говорит: «Да, я, наверное, должен любить кого-то виртуального врага, может - своего личного врага. Но вместе с тем, ещё нужно разобраться, а кто этот человек, что это за враг, какова личность этого врага». И люди часто говорят о том, что тот человек - безбожник, он не ходит в Церковь, и начинается выстраиваться целый ряд: человек, который ко мне относится с неприязнью, является не только моим врагом, но и врагом Церкви, врагом Христовым. Как можно любить врага Божиего? Как можно любить врага Христова? Поэтому и я не должен любить этого человека.
Это действительно, братья и сестры, очень сложная к исполнению заповедь, но именно понимая всю сложность ее исполнения, понимания весь трагизм состояния нашей души, который всячески противится к ее принятию, митрополит Антоний понял, что он даже не начал быть христианином.
Мы с вам знаем о том, что наш народ почти в течение целого века учили ненавидеть. С самого раннего детства, а потом в школе, в институте, на работе нас учили ненавидеть других людей. Мы с вами вспоминаем, что в начале 20-го века наших соотечественников старались научить ненавидеть крестьянство, за то, что люди - лучшие представители крестьянства, много трудились, работали, создавали благо для этой страны, при этом создавая и для себя определенно высокий уровень жизни. В итоге таких людей называли обидным словом - кулак. Наш народ ненавидел дворянство, которое всегда стояло на страже нашей страны, которое всегда верой и правдой служило своему Отечеству. Наш народ учили ненавидеть и русское офицерство, которое кровью и потом отстаивало интересы нашего государства, наш народ учили каждый день ненавидеть интеллигенцию, которая во многом занималась просвещением нашего народа. В конце концов, наш народ учили ненавидеть духовенство, которое всегда занималось духовным просвещением нашего Отечества. Этот список можно продолжать ещё очень и очень долго. Ненависть эта была не только в нашей с вами жизни, но и в жизни наших отцов и наших дедов. В нашей стране народ учили с самого детства, с детского сада ненавидеть, мыслить о том, что вокруг и везде враги: враги страны, советской власти, строя. И, к сожалению, мы все выросли вот в этой атмосфере ненависти и неприязни к другим людям. Но самое ужасное, братья и сестры – то, что в наше время, когда нас уже никто не понуждает ненавидеть, когда мы спокойно можем прийти в храм, не боясь, что люди, ненавидящие нас, донесут и нас могут уволить с работы, а молодого человека выгнать с института, все равно ненависть и это желание иметь собственного врага постоянно присутствует в личной жизни человека и в жизни общества.
И, к сожалению, даже те люди, которые пришли в Церковь, принесли с собой все свои немощи, все свои духовные, душевные болезни, все свои комплексы. И в Церкви тоже люди, именующие себя христианами, постоянно пытаются найти врага, найти неприятеля, постоянно пытаются разделить стадо Христова на консерваторов и либералов, на тех, кто предпочитает молитвы только на русском языке и на тех, кто всячески старается до буквы, до запятой сохранить церковно-славянский язык. Очень многие люди, живя страхом об антихристе, о скором предшествии его, о грядущих временах, замыкаются в себе, создавая внутри Церкви некие секты, а все остальные, не принимающие их позиции, объявляются врагами Церкви, врагами Божиими. Такие люди могут спросить: «Ты принял ИНН? Ты взял новый паспорт?» И, слыша в ответ нормальную реакцию, ответ о том, что это не влияет на духовную жизнь человека, объявляют своего собеседника врагом и неприятелем. Мы часто сталкиваемся с тем, что люди в храме Божием вместо того, чтобы единым сердцем славить Бога, занимаются сплетнями, слухами, домыслами, пересудами. И в этом, увы, заключается их церковная жизнь.
Я иногда, поражаюсь тому, что происходит, например, с нашими паломническими поездками. Человек выезжает с нормальным расположением – с желанием поклониться святыне, помолиться в святом месте, а приезжает и говорит:  «Батюшка, что же это такое?! В автобусе, в дороге только и занимались тем, что осуждали всем и вся –епископов, патриарха. В монастырь приехали – и такое ощущение, что какие-то религиозные фанатики собрались, которые  представляют, что все вокруг ужасно и лишь они одни являются островом спасения». И тут же, не успевая переступить порог монастыря, человек вместо утешения, вместо молитвы, получает стопку нелепых листовок, где сеется этот образ врага.
И это, братья и сестры, очень печально. Печально, что эти явления есть среди нас, среди тех людей, которые должны показывать совершенно другой пример, причем, даже по отношению к еретикам, даже по отношению к сектантам. И есть замечательный пример такого отношения, пример величайшего из святых древней Церкви святого Григория Богослова. Когда он был назначен на Константинопольскую кафедру, в Константинополе бушевала ересть. Все церкви Константинополя были под еретиками. Только один небольшой храм - домовая церковь сохраняла верность Православию. И святой Григорий, прибыв в Константинополь, совершив в этом храме Божественную литургию, обратился со словом к своей православной пастве и сказал: «Мы не будем добиваться поражения наших врагов. К нашим врагам будем относиться как к братьям, разрыв с которыми является нашей трагедией». Вот подлинное отношение даже к заблуждающимся людям. Людям, которые не приемлют нашу позицию. Даже к тем людям, которые намеренно выливают грязь на христиан, на Церковь, на священников.
Мы сейчас сталкиваемся  с этим каждый день. Но это не должно ослаблять нас. Мы должны сожалеть об этих людях, например, о журналистах, которые всякие гадости пишут о Церкви, о тех, кто говорит нам всякие гадости на работе или где бы то ни было. Мы не должны к ним относиться как  к врагам. Да по сути, как следует из этого  Евангельского слова, у христианина вообще врагов быть не должно.  Для самого человека не должно быть отношение к другому как к врагу. Должно быть сожаление и скорбь об этом человеке. А плохо к человеку относимся потому, что мы не видим в этом человеке образ и подобие Божие. Мы забываем от том, что любой человек, даже самый величайший грешник, маньяк, убийца все равно имеет в себе образ Божий. Что каждый такой человек является иконой, может быть, иконой изуродованной, исписанной. Но тем не менее, если мы с вами найдем валяющуюся в грязи икону, разрисованную, изуродованную, мы же не возьмем и не кинем ее снова в грязь, мы же не наступим на этот образ! Так почему тогда мы так поступаем с живым человеком, который, действительно, является нашим братом или сестрой?! И вот эти слова, братья и сестры, действительно нас уязвляют. В самое сердце, в самое наше нутро. Показывая,  что как мы далеко мы находимся от идеала. Но это не значит, что идеал - это нечто заоблачное, то, чего мы никогда не достигнем.
Господь, давая Свое слово, давая Свои заповеди христианам, говорит о том, что иго Его благо и бремя Его легко. Несение заповедей Христовых одновременно и тяжело, и легко. Потому что тяжело начать, тяжело понудить, тяжело заставить себя, в том числе - и простить человека. Но к этому нужно стремиться. к этому нужно иметь расположение. Иногда приходит человек на исповедь и говорит, что вот, мол, у меня, батюшка, такой-то враг, человек, ненавидящий меня. А ты говоришь человеку: «А вы молитесь за этого человека?»  «Да что вы такое говорите, батюшка? Я не молюсь за него. Я его проклинаю, я ненавижу его. А вы говорите молиться… Что вы?!» И тогда приходится говорить,  что за такого человека следует молиться так же, как вы молитесь за детей. Ставь этого человека в молитвах рядом  со своими детьми, то есть с самыми близкими для тебя людьми. Это тяжело бывает сделать. Но если человек это сделает, то Господь обязательно поддержит человека, даст ему благодать Свою. Потому что вражда, братья и сестры, это путь в никуда. Когда между людьми есть вражда и когда один человек отвечает другому, а тот отвечает первому, то это путь к разрушению. Это путь к катастрофе. Это касается и наших межличностных отношений. Но так же и отношений между народами и государствами.
Мы с вами знаем, что существует физический закон, что действующая сила всегда равна силе противодействующей. Если в тебе будет действовать сила зла и ты отвечаешь ей с таким же усердием, то ты опять получишь такой же удар - удар, равный твоему удару. И если это будет продолжаться постоянно, то это разрушит человека, разрушит его жизнь. Поэтому всегда должен кто-то остановиться. Кто-то должен сказать: «стоп». Даже тогда, когда происходят войны между народами и когда каждый народ, каждая страна хочет взять реванш, показать свое превосходство, она получит еще больше проблем. И в итоге кто-то из народов все равно должен уступить, отойти в сторону, вот это и будет подставлением своей правой щеки. Вот такие, братья и сестры, слова сегодня мы с вами слышали в Евангельском чтении. Важные слова. Слова, которые должны заставить нас задуматься о нашей жизни. Должны заставить нас заставить перестать искать врага. Потому что до сих пор продолжается навязывание такого видения, согласно которому все вокруг враги, все желают зла и только мы такие хорошие.
Получается, все мы такие замечательные, и все б у нас было хорошо  - и дороги были бы замечательные в нашей стране, и ЖКХ у нас прекрасно работало бы, и отопление включали вовремя. Все для этого есть, только «враги» нам мешают. И для человека, и для народа это путь в никуда - когда мы не можем признать свою неправоту, не можем признать свои ошибки. Не признаем, что все это происходит - и дороги разбиты, и отопление не включают по той причине, что мы сами в этом виноваты своим безразличием и своим желанием все получить для себя, не думая о другом человеке.
Господь да поможет, братья и сестры, нам с вами, прежде всего нам, христианам, все это уразуметь. А через наше понимание и людям, которые только находятся на пути к Богу и к Церкви – нашим братьям. И они тоже к этому придут. И тогда жизнь наша изменится. Изменится, если мы выгоним эту ненависть, неприязнь и желание найти и уличить врага в своей жизни. Аминь.

протоиерей Димитрий Соболевский

Ростов–на–Дону
пр. Космонавтов 16а/32а
Важная информация