Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие о Господе братья и сестры! Мы с вами имеем великий сонм небесных заступников и ходатаев пред престолом Божиим. И, говоря о жизни святого, которого мы почитаем, можно сказать, что он проживает как бы три жизни. Его первая жизнь – это та, которую он прожил здесь, на земле. Это его биография, его жизненные дела и поступки, которые он совершил. Но зачастую бывает так, что мы очень мало что-либо знаем о подлинном жизненном пути того или иного святого человека. В особенности, если он жил в древние времена.
Вторая жизнь святого – это его житие. Но когда мы с вами читаем жития святых, то всегда должны помнить о том, что любое житие ни в коем случае не претендует на абсолютную историческую достоверность. Потому что житие – это как некая икона святого, только написанная словом. Это лишь некий идеальный образ этого человека. И, как скажем, икона святого никогда не претендует на абсолютное портретное сходство, точно также и житие святого никогда не претендует на абсолютно точные сведения из его биографии. Это - идиллический образ, который нам рисует Церковь, поскольку любое житие пишется по особым канонам и правилам.
И, наконец, третья жизнь святого - это его посмертное участие в судьбах других людей. Это его посмертная жизнь, которая раскрывается перед нами в особом благодатном опыте Церкви. В особом благодатном опыте каждого верующего человека. У каждого из нас есть какие-то святые, которых мы особо почитаем. Это и небесный покровитель, имя которого носит человек. И святой, который особо близок или особо запал в душу своим житием. Поэтому у нас складываются особые отношения к тем или иным святым. Мы с вами знаем, какое огромное количество чудес и благодатной помощи происходит по нашим молитвам к угодникам Божиим. И всё это – посмертная жизнь того или иного святого.
В сегодняшний день, братья и сестры, мы с вами совершаем память одного из самых любимых святых, который почитается всеми христианами: и восточными (т.е. нами, православными), и западными (католиками), и даже мусульманами! Имя ему – святитель Николай Чудотворец. Говоря об этом святом, надо сказать, что мы мало знаем о его подлинной жизни. Это один из тех святых, о жизненном пути которого мы не знаем почти ничего. Даже те события, которые описаны в его житии, не подтверждены ни одним историческим документом.
Но мы с вами знаем, что в третьей жизни, которую проживает святитель Николай, он действительно близок многим из нас. Да почти всем! И почти каждый христианский народ считает, что свт. Николай чуть ли не выходец из этого народа. Если сейчас выйти на улицу и спросить у людей, кем был по национальности святой Николай-угодник (как его многие называют), то люди в полной уверенности скажут, что он был русский. А если поехать в Сербию, то там скажут, что, наверное, он был серб. А если поехать в другое место, то также скажут, что он был из этого народа.
На самом деле свт. Николай был родом из Малой Азии. Это территория современной Турции. И никакого отношения к нашему народу он не имел. Но почитание этого святого столь велико, а его помощь настолько быстра, что, я думаю, большинство из нас могут это засвидетельствовать. Порой в самой простой человеческой нужде, если мы с вами обращались к свт. Николаю, то получали очень быструю помощь. И если даже житие, которое описывает случаи из его жизни, не имеет достоверности, то мы совершенно точно знаем, что в посмертной его жизни все эти чудеса были.
Мы с вами знаем о том и воспеваем в песнопении этому святому, что он был правилом веры. Он был настолько горячим поборником Христовой Церкви, настолько твёрдо стоял за истину Христову, что когда участвовал в Первом Вселенском соборе, не мог слушать еретика Ария, который хулил имя Божие, и в порыве ревности, ударил этого нечестивого человека по щеке. За это сначала он был осуждён всеми другими отцами Собора. А потом особым чудным образом Сам Господь и Матерь Божия явили другим его епископское достоинство. И он был возвращен в число первосвятителей Христовой Церкви.
Из этого чуда мы с вами знаем, сколь велико количество людей, которые обращались к святому Николаю и просили у него помощи и поддержки своей веры. Просили, чтобы он умолил Господа, и Господь укрепил веру человека, когда тот впадал в уныние и в отчаяние. И сколько раз совершенно неожиданным, чудным образом приходила помощь. Мы с вами знаем, что при своей жизни он был помощником тем, кто совершал морские путешествия. Сколько моряков за минувшие 1700 лет обращалось к нему в момент отчаяния! В те моменты, когда казалось, что нет никакого спасения, и - приходила благодатная помощь.
Мы знаем, что он помогал людям и материально. Спасал многих людей, которые были в страшной нужде и из-за этой нужды готовы были пойти на грех. Для того, чтобы это предотвратить, святой Николай сам помогал этим людям. Огромное множество людей обращалось к нему с молитвою в самых простых человеческих нуждах и получали скорую благодатную помощь!
Столь великое почитание этого святого не случайно. Свт. Николай был особо, я бы сказал, человечным. Он имел милостивое сердце, у него была великая добродетель милосердия. Есть замечательное выражение – деятельная любовь. Что оно означает? Это не просто, когда человек говорит про себя: «Ой, я так всех люблю! Я такой добрый и хороший, и ко всем хорошо отношусь». Но стоит такого человека слегка задеть, как сразу вся его любовь куда-то девается. А вот деятельная любовь – это когда человек, действительно, готов прийти на помощь всякому нуждающемуся человеку. Не к тому, к кому выгодно. Многие говорят: «А я тоже прихожу на помощь. Всегда прихожу на помощь своему начальнику. Как только ему что-то понадобится, я тут как тут». Или: «Я всегда готов прийти на помощь своему сыну, дочери, племянничкам своим. Тут я готов прийти на помощь».
Но ближний – это не только начальник, и не только дети. А ближний – это всякий человек. И образ святого Николая научает нас, братья и сестры, что мы должны быть, прежде всего, человечными. Он научает нас человеколюбию и милосердию. Потому что многие в своем стремлении вести духовную жизнь, забывают о необходимости просто быть хорошими порядочными людьми. Порой человек, думающий, что он весь из себя такой духовный, на самом деле бука. Такой смурной, сосредоточенный, что «если я пришел в храм, то меня никто не трогайте, я на молитве, никто ко мне не подходите». Во всём он очень духовно рассуждает. Ему кажется, что духовность заключается в строгом состоянии. Это неправда. Это неправильный путь.
Святой Николай научает нас быть человечными. В чем это заключается? В том, что надо просто быть внимательными по отношению к другим людям. Быть приветливыми, улыбчивыми. Стараться не пройти мимо чужого горя с мыслью: «А, это меня не касается. Я спешу. У меня нет времени, чтобы помочь или посодействовать тому или иному человеку». Или: «Я такой духовный и так воспарил в неведомые выси, что мне уже и дела нет до всех остальных людей». А посмотрите на святого Николая, как его почитают даже нехристиане. Он помогает даже нехристианам, обращающимся к нему с молитвой. Он не разделяет людей на своих и чужих. Для него всякий обращающийся – есть его ближний, его брат, который находится в нужде, и которому требуется его благодатная помощь.
И также, братья и сестры, очень промыслительно, что сегодня память святителя Николая совершается в воскресный день и на центральном аналое в храме лежит две иконы: икона Господа нашего Иисуса Христа, Его Воскресение, и рядом икона святителя Николая. Наше почитание любого святого, в том числе и свт. Николая, обязательно должно быть через почитание Господа, через почитание Бога. И молитва любому святому – это наша просьба, чтобы этот святой поддержал нашу молитву, чтобы он был за нас ходатаем перед престолом Божиим. Но главная наша молитва должна быть направлена к Спасителю.
А с чем довольно часто приходится сталкиваться? Приходит человек в храм и просит: «Дайте мне свечку и скажите, где икона Николая-чудотворца? Я хочу помолиться этому святому». Человек не спрашивает, где икона Господа Иисуса Христа и Его Матери, а потом уже – Николая-чудотворца. А ведь Николай-чудотворец проходил своё служение не себе здесь, на земле, не во славу свою. Он служил Господу. И, я думаю, что святителю Николаю, и любому другому святому и больно, и неприятно, что наше почитание святых минует главное, необходимое, то, что единое на потребу.
Я очень часто в качестве примера привожу потрясший меня случай. В Москве есть монастырь, в котором находятся мощи одной недавно прославленной святой. Святой блаженной Матроны Московской. Туда ежедневно стекаются тысячи людей. Недалеко от её мощей есть большая икона Спасителя. И я был свидетелем того, что за редким исключением все люди спокойно проходят мимо этой иконы и сразу идут к мощам блаж. Матроны.
Разве это правильно? Нет, это, конечно, неправильно! Потому что сначала нужно подойти к иконе Господа, Ему вознести свою молитву. Потом – к иконе Пресвятой Богородицы, вознести к Ней молитву. И только потом - к тем святым, которых мы почитаем и попросить их, чтобы они подкрепили нашу молитву, чтобы они были ходатаями за нас пред престолом Божиим. И вот как раз сегодня на аналое – сначала лежит икона Спасителя, а потом – икона свт. Николая-чудотворца, как и должно быть.
Дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю всех причастников с принятием Бога в своем сердце, а также - с памятью великого вселенского святого, свт. Николая. Я вас призываю к тому, чтобы почитание святителя Николая было сопряжено не только с потребительским отношением: «Дай! Мне надо», но и с вашими добрыми делами. Чтобы свт. Николай, слыша ваши молитвы, видел еще и вашу добродетельную жизнь, что вы стараетесь подражать его житию. Что стараетесь подражать его вере и его благочестию. И тогда ваши молитвы к нему, а его молитвы за вас пред престолом Божиим будут ещё действенней, ещё быстрее.
Святителю отче Николае, моли Бога о нас! Аминь.
Протоиерей Димитрий Соболевский