Этот праздник напоминает всем верующим о великом подвиге смирения и терпения Иоакима и Анны.
Ныне радуются небеса, радуется земля. О радости поет ныне святая Церковь: «Рождество твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенной». Радость эта, братия и сестры, заключается в том, что Бог даровал миру Преблагословенную Владычицу и Богородицу. С Её рождением пришла в мир радость. Её пришествие свидетельствовало о том, что человек не оставлен погибать во грехе, что Господь хочет взыскать и спасти погибшее. Над миром должно взойти Солнце правды - Христос Бог. Она, Благословенная, как Луна, предвозвещает это Солнце. Она приходит, чтобы послужить вместилищем для Невместимого, стать Киотом самой великой Святыни в мире, принести и явить в Своих материнских объятиях Сына Единородного - нашего Христа и Бога. Она исполняет совет Святой Троицы. Вот почему с такой радостью Церковь воспевает ныне Её, именуя Матерью Христа Бога, царицей неба и земли, сравнивает Её с утренней зарёй, предвозвещающей начало божественного дня!
очему у Иоакима и Анны родилась такая дочь? Вот у нас с вами таких дочерей нет, дети наши - это "чума XXI века". Родители не в состоянии их ни управить, ни удержать от зла. Все только жалуются, рыдают, мучаются и не знают, что с ними делать. Самый страшный крест человек несет, терпя от детей, а Иоаким и Анна радовались, глядя на свое дитя. Как и нам этого достичь? С чего начинать?
Начинать нужно загодя. Естественно, что дети рождаются в браке (сейчас, правда, случается и по-другому, но ясно, что добра в этом не бывает). Человек, который избирает не путь монашества, а семейную жизнь, еще до того, как он вступит в брак, до того, как познакомится со своей суженой (или суженым), должен долго-долго просить, вымаливать у Бога, чтобы Господь послал ему супругу кроткую, мирную, трудолюбивую, благочестивую, верующую, любящую Бога, смиренную, не жадную, не спорливую, не злую, не клеветницу.
И супруга нужно выбирать не потому, что он хорошо на гитаре играет, или очень веселый, или бесшабашный, или потому, что просто замуж хочется, а совершенно по другим признакам. Если мы по внешним качествам будем выбирать, то внешнее и получим - а нужно выбирать по христианским добродетелям. В человеке, даже молодом, всегда видны его наклонности: есть ли у него стремление к добру, есть ли любовь к молитве, к храму Божию, есть ли желание творить волю Божию, послушен ли он родителям, какие у него отношения с близкими, имеет ли он друзей и каковы они. Вот на что надо смотреть.
Брак служит не для плотских утех, он задуман Богом для продолжения рода человеческого и для возрастания людей в любви, чтобы они учились смиряться друг перед другом, друг другу служить и друг друга возводить к большей высоте небесной. Поэтому брак - это не борьба за то, кто окажется первым, будет другим распоряжаться и командовать, как это обычно происходит, а, наоборот, брак - это соревнование, кто кому больше послужит и кто принесет другому больше жертв.
Невестам в загсе задавали вопрос, чего они ждут от замужества. Из десяти девять хотели быть счастливыми и только одна сказала: "Я хочу дать счастье ему". И журналист подумал, что, наверное, только она будет счастлива, потому что хочет давать, а не брать себе. Так оно действительно и случается. Современные семьи потому и рассыпаются, что люди не знают, на чем зиждется брак.
Женщина спасается чадородием, сказал апостол Павел. Основное послушание женщины в мире - производить на свет чад Церкви. И не просто производить, как кошка или корова. У коровы телята рождаются для того, чтобы их к осени резали, поэтому она ни о чем не заботится, как ее бычок или телочка растут, что они едят. Пока они маленькие, кормит их молоком, а потом уже ей все равно. Но человек не так, он, прежде всего, должен думать о будущем своих детей, каждый день ломать голову, глядя еще только на колыбель: что будет с моим младенцем, как мне его воспитать, чему учить, какие книжки ему читать? Это самая главная задача, задача высочайшая и помимо того еще очень трудная.
А мы в основном детей от себя отпихиваем, стараемся отдать другим: дедушке, бабушке - слава Богу, если есть, а если нет, то в детский сад, да еще и на пятидневку; а кому-то вообще наплевать: «я устал, мне некогда». Некоторые предпочитают лучше работать, чем с детьми заниматься. И поэтому естественно получается вот такой больной плод. В этом никто не виноват, кроме нас самих.
У Иоакима и Анны очень долго не было детей, но они не отчаялись, не говорили: ну вот, сколько же можно молиться? И в церковь ходим, и свечки ставим, и баранов приносим резать для жертвы Господу - и ничего. Хотя они уже старые стали, а не возроптали на Бога, твердо веровали, что Господь даст по их прошению: нет за ними никакой вины - значит, надо просто потерпеть, Господь испытывает. И Господь испытывал их веру, и испытал, и они сдали этот экзамен, поэтому и принесли прекрасный плод - Пресвятую Богородицу, от Которой мы все с вами получаем спасение.
Нам надо хорошенько запомнить, написать и над кроватью повесить: без смирения спасение ни нам, ни нашим детям невозможно. Поэтому будем помнить об этом и, когда отчаяние к нашему сердцу подступает, будем вспоминать великий подвиг смирения и терпения Иоакима и Анны и просить Пресвятую Богородицу за нас и деток наших. Аминь.
Иерей Дионисий Реуцкий