Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии 2011

Рождество Пресвятой Владычицы нашей  Богородицы и Приснодевы Марии 2011 Рождество Божьей Матери, которым начинается церковный  православный год, не было ни случайным, ни обычным. Как мы слышим в  песнопениях, посвящённых этому великому событию, «иже на разумных престолах  почивает Бог,  престол свят на земле себе содеях». Благовестие, которое  осуществилось в Рождестве Божьей Матери, появляется ещё на заре истории падшего  человечества, когда Сам Бог возвещает Адаму, что семя Жены сотрёт главу змия,  то есть искусителя-сатаны. И в последующих пророчествах мы неоднократно можем  видеть прообразы Пречистой Божьей Матери. Так, Иаков, когда убегал от своего  брата Исава и в пустыне возле колодца остановился на ночлег, видел великое  дивное чудо. Он созерцал лестницу  (лествицу) от земли на небо, по которой  нисходили и восходили ангелы Божии.  Все толкователи согласно говорят о том,  что это прообраз Божьей Матери, которая своим согласием с Божественным  промыслом соединила небо и землю, и Господь, Сын Божий, сошёл на землю и  вселился в её Пречистую утробу.

Мы вчера слышали слова пророка Иезекииля о вратах,  которыми прошёл Царь, и которые остались затворенными. Ибо только Он мог пройти  в эти врата. Это говорит о приснодевстве Божьей Матери до Рождества, в  Рождестве и после Рождества. Мы с вами знаем пророчество пророка Исайи «се Дева  во чреве примет и родит Сына и нарекут имя Ему Эммануил». Эммануил – это Бог с  нами, Богочеловек. Это было событие необычное и выходящее за рамки нашей  природы и нашего естества, ибо святые и праведные Богоотцы Иоаким и Анна, 50  лет прожившие в браке, не видели обетования Божьего, исполненного на других  семьях. Они были бесплодны и, несмотря на свою благочестивую праведную жизнь,  эта скорбь бездетности терзала их и мучила. Сами  праведные родители Божьей  Матери были из величественных родов. Иоаким был из царского рода Давида, Анна  была из рода Ааронова, рода первосвященников израильских. Но помимо знатного  рода, они ещё отличались великим благочестием, ибо, как свидетельствуют древние  предания, они жили в городе Назарете, и две трети отдавали нуждающимся,  удовлетворяясь лишь некоторой частью своих доходов. И вот Господь Бог, испытуя  сердца человеческие и помыслы,  соделал их великими и достойными того, чтобы быть  на склоне своих лет родителями Той, согласие Которой дало нам спасение.

Как говорит св. Филарет Московский, скорби и болезни даются  праведным людям для того, чтобы попалить терние их грехов, которые мы все имеем  и от которых нам очень трудно избавиться. И не только от деятельных грехов, то  есть совершённых делом, но и от греховных услаждений души. Богоотцы уже  находились на вершине своего страдания, ибо дары Иоакима, которые  он принёс в  храм Иерусалимский, отверг первосвященник Исахат. А праведная Анна, увидев  гнездо птенцов,  в сердцах воскликнула Богу, что даже птицы имеют своих детей и  что она хуже земли. Ибо и земля является плодородной, и даёт ежегодно плод свой.  И лишь тогда, когда скорбь достигла своего апогея, святые Иоаким и Анна получают  великое благовестие от Архангела, что из их чрева родится Дева, которая спасёт  весь мир.    
Возвращаясь к тому, что в древнем Израиле неплодство считалось  проклятием, нужно рассказать об одном характерном примере, когда невестка  священника Илия, воспитателя великого пророка Самуила, осталась вдовой.  Господь  покарал сыновей Илии за то, что он не воспитал своих сыновей-священников в  благочестии и страхе Божием, служа алтарю. Она, умирая в родах, услышала слова:  «Не бойся, ибо ты родила сына». Несмотря на свою скорую смерть, она умирала  спокойно, ибо оставила потомство…    
 И вот от неплодного коренья Сам Бог изменяет человеческие  естества, выращивает Себе Матерь Свою. Святые,  праведные родители дают обет,  что Дочь их будет посвящена Богу. И действительно мы видим это исполнение обета  в великом празднике Введения во храм Божьей Матери.      
Мы привыкли говорить о каких-то  предрасположенностях  генетических, смотря на сына или на дочь. Кто-то говорит «он весь в отца, или в  мать». Что мы можем сказать о Матери Божией? Подобно садовнику, который годы и  десятилетия  терпеливо ждёт великолепного цветка или дерева, и радуется, когда  возрастёт оно и даст свои плоды, так и Рождестве Божьей Матери мы созерцаем  великий труд и многовековую историю попечения Божия о человечестве. Ибо Божья  Матерь впитала в себя всё благочестие рода Ааронова, всю славу, всё царственное  величие царского рода Давида. И в отличие от западной церкви Православная Церковь  с самых первых веков учит, что Божья Матерь не была лишена борьбы с грехом. Она  боролась с грехом и заслужила своей борьбой быть Матерью Божией. Она не  автоматически была святой. Она выстрадала своими скорбями, своей борьбой с  грехом сегодняшнюю Её славу, которую дал Ей Господь Бог и Сын Её.    
Встречая первый праздник церковного года, Рождество  Божьей Матери,  радеющий о своём спасении, непременно почувствовал радость и  счастье оттого, что мир не безнадёжен. Человечество не безнадёжно именно  потому, что в этом хаосе греха, в этом бесконечном пороке, начиная от первых  времён человечества, могла родиться Та, Которая была цветом, взращенном Самим  Богом, взращенной всей историей Богоизбранного народа, взращенной всей историей  человечества. И, дай Бог, нам всем почувствовать этот прилив той святости, той  свежести духовных ветров, который принёс нам праздник Рождества Божьей Матери.  Аминь.
Иерей Александр Новиков


Ростов–на–Дону
пр. Космонавтов 16а/32а
Важная информация