«Прощение, как любовь и вера, есть дар Божий» Проповедь в неделю 11-ю по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В сегодняшний воскресный день, братья и сестры, читалось Евангелие, которое даёт нам такой ясный и чёткий ответ на вопрос, который является главнейшим в нашей христианской жизни. Это вопрос нашего спасения, вопрос спасения нашей души.

Мы очень часто, смотря на свою жизнь, оглядываясь на свои поступки, без лукавства, лжи и лицемерия вглядываясь в своё сердце, в свою душу, и ужасаясь тем грехам, которые мы совершали, ужасаясь тем страстям, которые бушуют в сокровенных глубинах нашей души, спрашиваем: «как же я могу спастись, что же мне сделать, чтобы наследовать жизнь вечную, что же мне сделать для того чтобы Господь меня простил? Чтобы Господь простил всё то ужасное, что я сделал, и ещё даже более ужасное – то, что я не сделал явно, но что так глубоко гнездится в моём сердце, и чего порой так я желаю, и к чему порой я так стремлюсь».

И вот сегодня мы слышали притчу о том, как некий человек должен был господину своему десять тысяч талантов. Десять тысяч талантов – это огромная сумма. Если её перевести на современный язык, то это, может быть, десять миллионов рублей, может быть, даже десять миллионов долларов. Вот такую сумму должен был этот человек своему господину. И, видимо, этот долг, конечно, появился не сразу. Это тот долг, который накапливался в течение многих лет, так же, как в течение многих лет от юности нашей мы накапливаем грехи, взращиваем свои страсти. И этот человек, конечно, уже был практически в отчаянии, он не знал, что ему делать. Ну представьте себе, если бы на вас был такой долг. Что делать? Куда бежать? Где найти такие деньги? Нет никакой возможности, даже ближайшей перспективы, и даже если бы этот человек жил не обычные семьдесят-восемьдесят лет, а, может быть, даже тысячу лет, он бы не смог отдать всю эту сумму.

Мы с вами слышим о том, как некоторые люди, которые порой многое теряют в своей жизни – теряют состояние, теряют богатство – впадают сначала в уныние, потом в отчаяние; слышим о том, как многие сильные мира сего, так называемые топ-менеджеры, даже порой заканчивают жизнь самоубийством, особенно когда происходят вот такие тяжёлые финансовые потрясения. Но этот человек всё-таки до конца не впал в отчаяние. Наверняка он был в унынии, но всё-таки в отчаяние он не впал. И он подумал, что есть надежда, что он всё равно должен обратиться к господину. И он пришёл к этому господину и говорит: «я этот долг никогда тебе не смогу отдать, поэтому ты можешь забрать в рабство меня, ты можешь забрать в рабство мою жену, ты можешь забрать в рабство моих детей. И всю жизнь свою я, моя жена, мои дети и, может быть даже, мои внуки будем находиться у тебя в рабстве для того чтобы отдать хотя бы часть этого долга». И далее Господь в притче говорит, что господин сжалился над этим несчастным, потому что он увидел, что этот человек действительно находится, может быть, перед самой страшной пропастью, и если он не протянет ему руку помощи, то этот человек погибнет, погибнут и его близкие, и вообще его имя, может быть, навсегда будет забыто.

И тогда господин говорит этому своему должнику: «я тебе прощаю всё, мне не нужен ты как раб, мне не нужны в рабстве твоя жена, твои дети – я прощаю тебе всё». Таким образом, прощая всё этому человеку, он не просто ему прощает долг, но человек в этот момент становится уже не должником, потому что должник – это всегда обязанный, должник находится ниже того, кому он должен. И вот господин прощает этого должника и, таким образом, ставит его наравне с собой, он делает его равным себе.

Мы прекрасно понимаем, братья и сестры, о чём эта притча. Мы понимаем, что под господином здесь разумеется Господь, а под должником – все мы, каждый из нас, каждый, который имеет неисчислимые долги перед Богом. И никакие даже наши добрые дела и добрые поступки не способны перевесить порой ту чашу зла, которое мы совершали, живя здесь, на земле. И мы видим вот это удивительное милосердие Божие, когда Господь поднимает человека и ставит его рядом с Собой как Своего сына, как равного.

Но что происходит дальше, братия и сестры? А происходит то, что человек, находящийся в таком состоянии, состоянии, которое даже сложно себе представить,  выходит на улицу в великой радости – наконец, его жизнь начинается сначала. Теперь он видит, что и солнце светит, хотя раньше он много лет этого уже не замечал, он дышит полной грудью, и он идет, радуясь, и тут вдруг этот человек встречает другого человека, который, в свою очередь, должен был ему денег.

Он должен был ему, как говорит Евангелие, сто пенязей. Сто пенязей – это, говоря по-современному, сто рублей. Видимо, это был совсем несчастный бедный человек, у которого не было даже такой крохотной суммы денег. И тут вдруг этот человек начинает требовать от своего должника, чтобы он вернул ему долг: «Верни мне мои сто рублей, сейчас же и немедленно! Когда ты их мне вернешь?» Этот человек падает на колени, просит прощения: «Прости меня, у меня сейчас нет возможности, мне нечего есть…» Но ничего не трогало сердце этого человека, и в итоге он хватает своего должника и тянет к стражникам, требуя, чтобы его заключили под стражу - ведь он уже много лет не отдает ему долг.

Все происходящее видели слуги господина, то есть ангелы Божии. Слуги пришли к господину и сказали: «Вот, ты простил ему десять миллионов долларов, а он схватил своего бывшего друга и посадил его в темницу за 100 рублей, которые он был ему должен». И тогда Евангелие говорит, что разгневался господин и приказал схватить этого своего должника и посадить в темницу, назначив ему пребывание там до тех пор, пока не отдаст весь свой долг.

И, конечно, заканчивается эта притча тем призывом, с которым Господь всегда обращается к нам: «Если вы хотите быть прощены, то вы должны прощать других людей». Настолько ясная, настолько понятная притча, но, вместе с тем, она мало согласуется с нашей жизнью. Вместе с тем, это бывает неподъемной ношей, ведь простить нам бывает так тяжело. Мы с таким огромным трудом способны простить другого человека.

Да, по-настоящему простить, действительно, тяжело. Но ведь часто в нас даже нет желания, нет решимости прощать другого человека. Вот, мы здесь стоим в храме Божием. Мы просим у Господа прощения своих грехов. И мы получаем здесь, на исповеди, это прощение, а затем приступаем к Чаше Христовой. Первое время после того, как только мы переступаем порог храма, мы еще сохраняем это чувство благодати Божией. Но чем дальше отходим от храма, в нас этого становится все меньше и меньше. Мы вообще забываем, кто мы такие. И поэтому неслучайно святые отцы говорили о том, как важна для христианина так называемая Литургия после Литургии, что христианин должен быть христианином не только тогда, когда он стоит в храме, но и когда он выходит за порог храма. А ведь мы выходим прощенные, очищенные, но погружаемся в такую пучину, когда мы забываем обо всем, мы забываем о Боге, о тех грехах, что Он нам простил, мы относимся к людям, как к своим врагам, сколько порой низости и гадости мы можем совершать по отношению к другим людям…

А порой бывает, приходя на исповедь, человек кается и говорит, что  имеет против кого-то обиду, и что кто-то делает ему явное зло…И священник спрашивает такого человека: «А ты молишься за своего обидчика?» И вдруг ты видишь, как этот человек с широко открытыми глазами спрашивает в ответ: «Как это? Нет, конечно!»

- Да как же? Ты должен за такого человека молиться, как за самого близкого. Ведь ты молишься за родителей, за жену, за мужа, за детей…И этого человека следует ставить в первые ряды.

- Батюшка, да что вы такие глупости говорите, как я могу за него молиться?! Он столько мне сделал! Как я могу за него молиться? Вы в своем уме? Что вы такое требуете? Я не  только не молюсь, я проклинаю его, я его ненавижу…

-  Да как же, дорогой?! Ты же христианин. Ты же верующий. Ты же пришел сам просить прощения у Господа. И ты не в состоянии сделать хотя бы шаг к прощению?! Потому что тогда, когда ты начнешь молиться за того, по отношению к кому ты имеешь какую-то неприязнь, то тогда Господь даст тебе силы и простить. Потому что прощение - это и как любовь, и как вера, - дар Божий. Но он дается тогда, когда человек к этому стремится.

И мы должны помнить, братия и сестры, что если мы не можем простить какого-то человека, то всегда возникает один вопрос. Вот, все мы, верующие люди, знаем, что утром, вечером, перед едой следует читать молитву «Отче наш». И вот представьте себе, какой высочайший уровень лицемерия перед Богом мы имеем, когда, находясь с кем-то находимся во вражде, мы при этом говорим: «Господи, остави нам долги наша, как и мы оставляем должником нашим». Это же лицемерие перед Богом! Какая же это молитва? Это ложь! Мы не просто плохо молимся, а лжем Богу в этот момент! Поэтому запомните: если вы не имеете силы и решимости, хотя бы решимости, простить человека и примириться, то и молитву «Отче наш» вы читать не имеете права, и к исповеди подходить вы тоже не имеете права, потому что, подходя к исповеди, мы должны иметь твердую решимость не только исправить свою жизнь, но и простить тех людей, которые причинили нам боль. Аминь.
протоиерей Димитрий Соболевский

Ростов–на–Дону
пр. Космонавтов 16а/32а
Важная информация