"Притча о злых виноградарях имеет отношение не только к народу израильскому"

В сегодняшний воскресный день, братья и сестры, в Неделю 13-ю по Пятидесятнице, мы с вами слышали за Божественной Литургией евангельскую притчу о злых виноградарях.

Некий хозяин, некий собственник большого земельного участка этот участок обработал, насадил виноград, поставил башню, поставил необходимые хозяйственные постройки, обнёс этот участок забором. И отдал этот виноградник благоустроенный в пользование виноградарям, делателям, – естественно, предварительно договорившись с ними о том, что они будут трудиться в этом винограднике, и какую-то часть плодов они будут забирать себе, а большую часть, как и положено, будут отдавать хозяину этого виноградника.

И вот прошло какое-то время, хозяин посылает своих слуг, – а сам он удалился из этого места. – с тем чтобы они получили то, что ему принадлежит по праву. Но виноградари хватают слуг, бранят, говорят, что ничего не должны, и прогоняют их прочь. Тогда спустя малое время хозяин посылает ещё раз других слуг. Но с ними поступают ещё хуже: их избивают и убивают, некоторых из них. Тогда хозяин решает: «пошлю я к ним своего сына, своего наследника – может быть, увидев моего сына, они устыдятся, вспомнят, кто является подлинным хозяином этой земли, и всё-таки отдадут то, что мне принадлежит». Но эти злые люди решают: «вот идёт сын, который является наследником; давайте убьём его и сами станем наследниками виноградника». Так они и поступают с сыном этого хозяина. И потом Господь Иисус Христос, говоря эту притчу, обращается к слушателям и спрашивает их: «как вы думаете, что сделает с этими злыми виноградарями хозяин виноградника?» И сами слушатели говорят, что он злых виноградарей погубит, а виноградник отдаст другим делателям.

Для нас эта притча не является какой-то сокровенной. Она является очень понятной. Может быть, она не до конца была понятна слушателям – о чём эта притча, о чём говорит Христос, – но нам, христианам, понятно, что в этой притче Господь, конечно, говорит прежде всего о народе иудейском, о богоизбранном народе. О том, что Бог является хозяином этой земли, где живут иудеи, что Бог насадил этот виноградник и отдал его в пользование виноградарям, и потом в течение многовековой истории Бог для вразумления своего народа посылал пророков, праведных людей, но чаще всего иудеи этих людей не принимали, не слушали, некоторых даже убивали. И далее Господь в этой притче уже пророчествует о Своей участи, говорит, что точно так же иудеи – мы знаем – потом не приняли и Сына Божьего, и убили Христа. И далее потом пророчество это распространилось уже, действительно, в полной мере, когда спустя буквально сорок лет после распятия Спасителя Бог попустил одно из самых страшных испытаний для народа израильского, когда этот народ был практически полностью порабощён, святой город Иерусалим был полностью, до основания, разрушен. Мы знаем, что иудеи были рассеяны по лицу всей земли и пребывали в таком состоянии почти две тысячи лет, до 1947-го года, когда вновь на карте мира появилось государство Израиль. Две тысячи лет этот народ не имел ни государства своего, ни своей земли, потому что земля эта была отдана Богом другим народам – арабам, мусульманам.

И вот вроде бы для нас здесь всё понятно: вот, такая притча, – да, действительно, в очередной раз Господь говорит что-то, что исполнилось. И порой мы забываем о том, что всё-таки эта притча имеет отношение не только к народу израильскому. Мы знаем, что каждое слово Спасителя было направлено не только к современникам, но и ко всем последующим поколениям. И, безусловно, это слово касается и нас, братья и сестры, ныне живущих и ранее живших, и уже не иудеев, но новых виноградарей. Новые виноградари – это христиане, а виноградник – это Церковь Христова. И если мы посмотрим на двухтысячелетнюю историю Церкви и многих христианских народов, то мы увидим, что Бог так же неоднократно забирал некогда насаженные и благоустроенные виноградники и отдавал их другим народам. Безусловно, это происходило попущением Божьим и в наказание вот таким же злым виноградарям, только они уже носили имена христиан.

Почему народ израильский поступил именно так, как поступил? С одной стороны, если мы посмотрим по-человечески на логику хозяина, то по-человечески она непонятна. Ведь если бы это был просто человек – хозяин виноградника, – то он бы, наоборот, никогда бы не послал своего сына, правда? Он бы рассуждал так: «ну раз они в первый раз просто выгнали моих слуг, во второй раз некоторых из них побили и даже некоторых убили, то, конечно же, сына я своего не пошлю». Но мы с вами знаем, что у Бога совсем другая логика. И то, как поступает Бог, – это порой бывает совершенно иррационально и не вкладывается ни в какие человеческие понятия и рамки. И, безусловно, то, как Бог поступил с народом Своим, – богоизбранным некогда, – прежде всего, говорит о долготерпении Божьем, о долготерпении Бога по отношению к человеку, потому что, несмотря ни на что, Бог любит и этих злых виноградарей. И Бог никогда не оставляет надежды и веры в человека, что человек способен измениться, потому что Господь наделил человека и образом Своим, и подобием. Но, с другой стороны, что же произошло тогда с народом, единственным народом, который действительно имел закон Божий, который знал этот закон? И не потому что Христос говорил какие-то вещи, которые не всегда укладывались в мировоззрение иудеев, не потому что Христос постоянно обличал многих представителей этого народа во лжи и лицемерии, – это, конечно, всё так, но в истории народа израильского произошла одна страшная, роковая ошибка. И эта роковая ошибка заключалась в том, что в какой-то момент в сознании народа израильского, богоизбранного, произошла подмена Божественного Откровения человеческими представлениями, человеческим земным мировоззрением. И лучшие представители этого народа, вожди, всячески этому способствовали. Вот это действительно страшная, роковая подмена Божественного Откровения человеческим измышлением.

И, говоря уже о нас, о христианах, мы не можем умолчать о том факте, что такая подмена происходила очень много раз за всю историю христианских народов. И следствием такой подмены явилось то, что так же исчезали прекрасные насажденные виноградники. Мы можем вспомнить Римскую империю, а ещё более – если мы говорим о христианском винограднике – Византийскую империю, от которой не осталось камня на камне. И всякий, приезжающий сейчас на территорию нынешней Турции, даже в город Константинополь – нынешний Стамбул – с большим, огромным трудом сможет где-то увидеть и разглядеть хотя бы некие признаки, некие очертания того, что это был некогда христианский город и вообще столица христианского Востока, и главный город Византийской империи. Ничего этого и близко не осталось. И для нас, братья и сестры, это должно служить очень большим отрезвляющим предостережением. Мы должны всегда задумываться: не происходит ли и в нашей христианской жизни… мы, ныне живущие христиане, порой не подменяем ли подлинную христианскую веру человеческими измышлениями, человеческим представлением о Боге, о правде, о истине, о Христе?

Более того, мы имеем печальный исторический опыт, что так неоднократно бывало в истории и нашего Отечества. Достаточно вспомнить, что творил наш народ буквально несколько десятилетий тому назад. Мы ныне с вами чествуем огромное количество новомучеников. Сейчас в нашем церковном календаре полторы тысячи новомучеников Российских. Но это те, которые официально прославлены, а ещё больше людей, которые не прославлены в лике святых. И, с одной стороны, это наша слава, это слава нашей Церкви, – но, с другой стороны, мы часто забываем, что это позор нашего народа. Такого количества христиан, священнослужителей, монахов не убивали ни монголо-татары, ни французы, ни другие народы, которые приходили на нашу землю. Столько крови не проливал никто, как это сделали с вами мы – конечно, не лично мы, но наш народ.

И мы должны всегда помнить об этом, братья и сестры, потому что в наше время мы тоже можем наблюдать очень нехорошие предвестники, нехорошие процессы, когда происходит подмена христианской веры. Сейчас очень много говорят о так называемом «политическом Православии», когда некие люди, некие силы пытаются вместо реальной проповеди о Христе, о спасении, о покаянии, о необходимости внутреннего изменения человека (а, как следствие, внутреннее изменение каждого человека перекинется и на народ в целом) использовать Православие в своих политических целях, в каких-то своих политических лозунгах. Я даже приведу вам конкретные примеры. Вот вы наверняка слышали о том, что есть некие люди, некая организация сейчас даже в Москве, и они уже по всей России, – так называемая «Божья воля». Люди сейчас врываются на театральные постановки, их срывают; недавно эти люди ворвались в Москве в Манеж, разгромили там выставку. Возникает вопрос: а кто дал вообще право этим людям именоваться «Божья воля»? Кто вообще определил, кто им дал такое право? Ведь это такая дерзость, понимаете? – так себя именовать! То есть эти люди считают, что они совершают волю Божью. А где этому доказательство? Кто докажет, что то, что они делают – это реально воля Божья?

Да, безусловно, мы в нашей жизни сталкиваемся и с кощунством различным, и с проявлением нетерпимости по отношению к христианству – это всё есть, никто от этого не отказывается. Но разве это путь, чтобы вести себя вот таким образом? Разве это даёт право создавать в нашей стране – даже можно так выразиться – некий «православный талибан»? Разве это путь христианина – врываться на выставку и разрушать какие-то, по их мнению, неправильные экспонаты? И, безусловно, всё это является, на мой взгляд, огромной провокацией. Потому что очень большое количество людей, которые, может быть, ещё не в ограде Церкви, делают лишь первые шаги, чем-то интересуются, – а это чаще всего, конечно, представители и интеллигенции, и какого-то научного, культурного сообщества, – эти люди смотрят на всё это и приходят в ужас. И в их сознании, представлении начинает формироваться некий образ: «Вот это вот и есть христиане? А где же тут тогда Евангелие? А как эти люди свои поступки согласовывают с евангельским учением?»

И поэтому, братья и сестры, конечно, вот эта притча должна быть для нас большим предостережением – прежде всего, что мы должны в своей жизни избегать гордыни, надмения, превозношения над другими, не считать, что наше мнение только единственно правильное. Нельзя думать, что мир веры строится по принципу «свой – чужой», и строится по принципу «чёрное и белое». Потому что даже в сознании многих церковных людей есть чёткая граница: «всё, что не связано с Церковью, – это всё чёрное; то, что находится за границей Церкви – это всё некая тьма». И поэтому происходит, что такой человек приходит в Церковь – он является неофитом, делает первые шаги, – и тут же отказывается от всего, отказывается от художественной литературы, которая, по его мнению, является нехристианской, отказывается от какой-то музыки, отказывается от каких-то ещё вещей, которые являются нормальными для обычной человеческой жизни. И в итоге сознание такого человека превращается в сектантское, потому что именно сознание сектанта заключается и в том, что сектант живёт в определённых рамках, в выстроенных границах забора, и его сознание никуда не выходит за эти рамки, за эти границы. И таким людям начинает казаться, что только лишь они являются представителями подлинного, чистого христианства, что только они – настоящие православные верующие люди, а остальные все – нет, – остальные все заблуждаются.

И мне вспоминается тот факт, когда святитель Тихон, Патриарх Московский, в 1920-м году по случаю закрытия властями Троице-Сергиевой Лавры написал своё воззвание, и в этом воззвании были такие слова: «наш виноградник, наверное, будет отдан другим». Потому что как тяжело было святителю Тихону и другим лучшим представителям нашего народа видеть, как разрушается всё то, во что они верили! Потому что это были лучшие люди, они верили в Святую Русь, они верили в определённый путь России, – и они видели, как это всё разрушается. И не какими-то силами, пришедшими извне, а сами живущие здесь люди всё разрушают, и таким образом уничтожают буквально почву под своими ногами.

Мы с вами много, братья и сестры, говорили о том, как важно для христианина всегда сомневаться в самом себе. Как важно сомневаться в своём личном мнении, в своём личном взгляде, как важно подвергать сомнению даже свои чувства, свои переживания, потому что каждый из нас, человек, является носителем греха и его последствием. А раз мы носители греха, – значит, тогда и природа наша человеческая, и сознание наше подвержены вот этой коррозии, коррозии заблуждения, неприятия другого мнения. И это всегда, братья и сестры, может являться очень опасным путём, который в итоге может привести к тому, что виноградник может быть забран и отдан другим. Аминь.

протоиерей Димитрий Соболевский

Ростов–на–Дону
пр. Космонавтов 16а/32а
Важная информация