Прикосновение к Святыням Отечества

Прикосновение к Святыням Отечества «… Крестные  ходы совершаются для того, чтобы освятить и людей и всё, что потребно им для  жизни, т.е. дома, пути, воды, воздух и самую землю, как попираемую и  оскверняемую стопами грешников. Всё это для того, чтобы обитаемые грады и веси,  и вся страна сделались причастными Божественной благодати, отвергнув от себя  все губительное и тлетворное». (Скрижали, 245)
    
Крестный ход  или паломническая поездка нужна, чтобы пострадать, претерпеть неудобства во  благо своей душе.
    
Не имеющий  здоровья – просит себе здоровья.    
Не имеющий  семейного очага – просит себе суженную.    
Сознающий  свою греховность – просит оставления грехов.

        
Чтобы стяжать  благодать и получить просимое, в народной традиции было принято давать обеты.  Если ничего не претерпеть, то это и не паломничество.
    
Каждое  паломничество представляет собой непостижимое единство церковного торжества и  народного покаяния.    
К  паломническим поездкам как нельзя лучше подходят слова Константина Петровича  Победоносцева о роли народа в церковной жизни: «Православная Церковь красна  народом … В ней всё едино, всё народом осмыслено и народом держится».    
Во все  времена было живо народное убеждение, что минута народного покаяния для Бога  равна многолетней трудной молитве отшельника.    
Где двое или  трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф.18,20).    
В поездке  вериги с тяжестями заменял маленький камешек во рту – Положи, Господи, хранение  устом моим (Пс. 140,3), дабы дал Господь дар благоразумно говорить, и молчать в  надлежащее время: ибо кто не согрешает в слове, сей совершен муж (Иак. 3,2). И  есть время глаголати, и время молчати (Екклес. 3,7). Отказаться от пользования  сотовым телефоном, оставить дома плеер.    
Уже в начале  поездки  звучат слова Евангелия из уст нашего настоятеля: Последние, да будут  первыми. «Считайте себя хуже всех – и будете лучше всех».    
С 29 июня по  8 июля группа прихожан Казанского храма во главе с настоятелем протоиереем  Димитрием Соболевским совершила паломническую поездку в Соловецкий монастырь. В поездке принимал участие еще один священник - настоятель Покровского храма с.Песчанокопское иерей Виктор Зубов.    
В 4 утра был  отслужен молебен о путешествующих, огоньки свечей в руках 51 паломника ярко светили в мало освещенном храме.
В  течение всей нашей поездки непрестанно читалась Псалтирь.    
Вынужденная  остановка в г. Елец была днём отдыха; купание в реке, общение друг с другом ещё  больше сблизило прихожан. И вот комфортабельный автобус привёз нас на пристань  в г. Кемь, встретивший нас обилием мошек и комаров. Но вид Белого моря затмил  эти временные неудобства.    
Более чем  трехчасовое путешествие на катере, в сопровождении чаек и бакланов доставило  истинное удовольствие. Показались маковки церквей, и мы у долгожданной цели.  Окунаемся в Святое озеро, по преданию все паломники должны до поклонения  Святыни искупаться в нём.    
Соловецкий  монастырь – древнейшая обитель, в котором ощутимее чем где-либо чувствуешь  многовековую историю России. Основанный на диком острове в XV веке Прп.  Зосимой, Савватием и Германом он стал перекрёстком судеб многих выдающихся  деятелей нашего многовекового прошлого, свидетелем тяжких испытаний в истории  нашего Отечества.    
С одной  стороны это прикосновение к Святыне, которое очищает душу, пешие прогулки по  тропам, которыми ходили Соловецкие монахи, с другой – понимаешь, что этими  тропами шагали узники большевистского лагеря «особого назначения».    
Среди узников  СЛОНа были прославленные в лике Святых: Евгений (Зернов) митрополит  Нижегородский (1937 г.), Петр (Зверев) архиепископ Воронежский (1929 г.), Илларион (Троицкий) архиепископ Верейский (1929 г.), Амвросий (Полянский) епископ  Каменец-Подольский (1932 г.), учёный и богослов отец Павел Флоренский (1937 г.), протоиерей Владимир (Лозина-Лозинский) (1937 г.) и многие другие.    
Писатель Олег  Волков, один из Соловецких узников, вспоминал: «Службы в Онуфриевской церкви  нередко совершало по нескольку епископов, священники и диаконы выстраивались  вдоль прохода к алтарю. Сверкали митры и облачения, ярко горели паникадила …  Богослужения были приподнято торжественными, чуть парадными и патетическими.  Ибо все мы в церкви воспринимали её как прибежище, укрывающее от врагов. Они  вот-вот ворвутся …» На рубеже 1930-1940 годов была уничтожена и эта церковь и  кладбище при ней.    
В первый же  день пребывания в монастыре взяли на прокат велосипеды и отправились по лесной  дорожке в Филипповскую пустынь, в ней уединялся будущий святитель для строгого  отшельничества. Именно во время управления обителью святителем Филиппом  монастырь достиг полного расцвета, по его повелению в середине XVI века,  каналами были соединены несколько десятков Соловецких озёр, ему принадлежала  эта инженерная идея использовать силу текущей воды.    
Знатнейший  выходец из боярской семьи Колычевых (другая ветвь этого рода со временем даёт  начало царской династии Романовых)в возрасте 30 лет неожиданно для окружающих  оставил столичную карьеру и тайно ушёл на Соловки. Хотя Филипп никому не  рассказывал о своём происхождении, островная братия понимала, что новоначальный  инок воспитывался не в крестьянской семье, и удивлялось, с какой готовностью он  принимался за самые тяжёлые, явно непривычные для него работы. После избрания  его игуменом он увеличил монастырский флот и создал на архипелаге портовые  сооружения; наладил производство одежды и обуви для братии, устроил скотные  дворы, открыл больницу, устроил садки для разведения рыбы. При всём этом  хозяйственная деятельность не отвлекала его от молитвы, по словам автора жития  «на всяк день был собеседник Богу». Подвиг святителя Филиппа после  заступничества за невинных во время опричнины, и его убиение Малютой  Скуратовым, ещё более укрепило авторитет Соловецкого монастыря.    
Дорога  углубляется в лес. Слева за деревьями время от времени просвечивается взлётная  полоса Соловецкого аэродрома. Потом появляется озеро (Игуменское) с шеренгой  сигнальных огней для самолетов. Сразу же за озером открывается взору  Филипповская пустынь. Сторожем на ней был одно время преп. Илларион (Троицкий).  Молимся, регент храма Маша Зайцева поет молитвы, мы как можем подпеваем.    
В первый же  день обзорная экскурсия по монастырю, которую умело провела гид из Москвы.    
Неожиданные  повороты истории монастырской жизни от выполнения функции центра обороны  Беломорья во время Швецких покушений на русские владения на Севере 1570-1583,  1590-1595, 1610-1617 до церковных реформ патриарха Никона (1645-1676), который  был Соловецким пострижеником, «соловецкое сидение», «староверы»,  ограничительная политика Петра I в XVIII веке, разрушительные для монастыря  указы императрицы Анны (1730-1740), секуляризация церковных владений в начале  царствования Екатерины II (1762-1796), во время которых монастырь в одночасье  лишился своих бескрайних материковых вотчин, привело к кризису хозяйственной  жизни, но не повлияло на нравственную жизнь монастыря, а отчасти улучшило ее,  сняв часть бремени мирских дел.    
Незабываемой  стала поездка на Анзерский остров. Экскурсовод Николай Николаевич вдохновенно  рассказал, что Троицкий скит на острове был основан в 1620 г. преподобным Елеазаром Анзерским, первоначально в уединении 4 года подвизавшимся на нем. Мы  побывали в Троицкой церкви, под спудом которой сейчас почивают Святые мощи  преподобного Елеазара.    
Общая площадь  Анзера, входящего в состав Соловецкого архипелага, составляет 47 кв. км.  Северный таежный сосновый лес сменяется смешанным, а в восточной части острова  лес уступает место тундре, песчаным дюнам и каменным россыпям. Преподобный  Елеазар в первой половине XVII века постриг на этом острове в иноческий образ  будущего Патриарха Московского и всея Руси Никона.    
В начале  XVIII столетия преподобный Иов, в схиме Иисус, бывший духовник семьи Петра I,  основал новый скит. У подножия высокой анзерской горы ему явилась Пресвятая  Богородица. Она нарекла гору Голгофой, повелела построить на вершине церковь во  имя Распятия Христова и устроить там скит.    
В 1920 году  Соловецкий монастырь со всеми скитами, храмами и службами был закрыт. На  Соловках был устроен один из первых советских концентрационных лагерей.  Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). Сюда в течение ряда лет  отправлялись на принудительные работы десятки тысяч заключенных. На Русской  Голгофе пролилась кровь невинных жертв. В 1929 г. За алтарем церкви Воскресения на острове был похоронен узник СЛОНа священномученик Петр  (Зверев), архиепископ Воронежский. В 1999 г. были обретены его святые мощи, которые ныне почивают в храме во имя святителя Филиппа в центральном монастырском  комплексе на Большом Соловецком острове.    
Для нас  паломников городского прихода после посещения этих святых мест, слово «Соловки»  стало ещё более ёмким, мы связывали его и с «дивным островом молитвенного  созерцания» (как назвал его один из Соловецких заключенных) и с синонимом слова  «тюрьма». Однако, изменяясь по внешнему назначению, Соловки не изменили себе. Они  по-прежнему оставались местом, где дух мог побеждать плоть, а вера – страх, где  человек начинал борьбу  - с собой, с обстоятельствами века и даже с «князем  мира сего», который как верили тогда многие, и играл теми новыми правителями  России.    
Попав за  мнимое преступление на Соловки – в среду уголовников, под жестокую власть лагерного  начальства, немало людей ломалось, даже теряло человеческий облик. Но зато  многие показывали чудеса мужества. Находясь в заключении, они были готовы  страдать за свою веру до смерти, жертвовали собой ради сокамерников, продолжали  заниматься научным или художественным творчеством – не зная,  каким будет  завтрашний день и наступит ли он вообще. Ботанический сад, который мы посетили  на Соловках, свидетельствовал о научных и экспериментальных трудах заключенных  – ученых-ботаников. Кизил, тибетская роза, яблони размером с черешню, канадские  ели все это 160 км. До Полярного круга.    
Сложившийся  на Соловках «Собор Соловецких епископов» превратился в авторитетный орган  гонимой Церкви. Из тюремного застенка его голос слышала почти вся православная  Россия. Весной 1926 г. Епископы выступили со знаменитой «Памятной запиской»,  обличившей богоборчество Советской власти. Это их обращение помогло тогда  избежать нового церковного раскола. Вопреки запретам, рискуя жизнью, Соловецкие  епископы и священники совершали тайные службы, утешали ослабевших духом,  крестили новообратившихся, напутствовали в последний путь умирающих и  приговоренных к смерти. Ю.И. Чирков, попавший сюда пятнадцатилетним подростком,  рассказывал, как однажды хотел утешить плачущего старика-священника, но оказалось,  плакал он «от радости, что умрет не в какой-нибудь тайге, а на земле, Зосимой и  Соватием освященной …». Многие из Соловецких новомученников и исповедников  сегодня прославлены Русской Церковью и почитаются как Святые. Какой бы не была  история нашего Отечества, ее надо уважать и ценить даже самые страшные её  страницы. По словам Патриарха, в те годы, имели место «не только массовая  гибель невинных людей, не только богоборчество и богоотступничество, но и  высочайший, светлый, побеждающий смерть – мученический подвиг, по своему  величию сопоставимый только с мученичеством первых христиан». После ухода с  Соловков НКВД в 1939 г. Архипелаг перешел в руки военных _ Учебного отряда  Северного флота. Здесь в 1942 – 1945 гг. действовала знаменитая Соловецкая  школа юнг. Подростки, многие из которых потеряли на войне родителей, уходили с  острова на фронт, и некоторые геройски погибали сами.    
Когда  лагерное начальство приказало уничтожить все кресты на острове, то чудным  образом на склоне горы Голгофы, места массовых  лагерных захоронений, выросла  береза в виде креста. «Там где Господь побеждает естества чин» о. Димитрий  отслужил панихиду обо всех убиенных.    
Прощай святая  обитель, дивная природа, озера, поляны разных цветов, с которых не хочется  уходить и земля, покрытая кровью новомученников российских.    

Здесь незримо  сплетаются вместе
    
Высота  красоты и печали,
    
Здесь о  судьбах России молились,
    
И за веру  здесь жизнь отдавали,
    
Выпивая при  этом чашу
  
Страшных,  горьких страданий до дна,
  
Потому и  названье – Голгофа
    
Оправдало себя  сполна.    
(Июль 2010 г.)

     
Удивительным  было посещение Заяцкого острова. История свидетельствует, что Петр I дважды посетил Соловецкую обитель. Первый раз в 1694 г. трое суток он провел в молитве, поклонялся мощам Святых угодников и, одарив иноков щедрою  милостынею, отплыл обратно в Архангельск. Во время войны со Шведами, в 1702 г. Царь Петр I вторично посетил Соловецкий монастырь. Флот приплыл к Заяцкому острову, выйдя на  берег и помолившись, отправился с сыном, царевичем Алексеем, боярами и служилым  людом на литургию. Во время службы, Апостол читал сам Государь, после литургии  он обедал братской трапезою. После трапезы Государь заметил, «что он никогда  так сытно и приятно не кушал». «Это от того, отвечал архимандрит, что наша пища  и питие готовится с благословением и окроплением Святой водой». На Заяцком  острове, у которого стоял Российский флот, Государь приказал соорудить  деревянную церковь во имя Святого апостола Андрея Первозванного. Эта церковь  существует доныне.    
И вновь мы в море. Нас провожают  стаи чаек, мы кормим их хлебом и печеньем.    
Наш  комфортабельный автобус уже ожидает нас. И снова в путь, приветливая улыбка о.  Димитрия, слова наставления и информация о предстоящем посещении монастыря преподобного  Александра Свирского вновь интригуют наше воображение. Везде ощущается пульс русской истории, и глядя в  окно автобуса, и во время просмотра видеофильмов о наших обителях во время  паломничества.    
И вот нашему  взору открывается прекрасная обитель, утопающая в зелени и цветах, это монастырь  преподобного Александра Свирского.    
Преподобный   Александр (в миру Аммос) родился в Мандерах, по молитве престарелых родителей,  отличавшихся истино христианской жизнью. 13 лет в посте и молитве подвизался в  Валаамском монастыре. Однажды во время ночной молитвы преп. Александр услышал небесный  голос, повелевавший ему направиться на новое место, он исполнил повеленное и  построил церковь во имя Святой Троицы. Прожив 25 лет в Свирской пустыни,  Александр был утешен Божественным явлением такой силы, что нельзя было сравнить  ни с каким другим восхищением его духа, для него повторилось видение, бывшее  некогда Аврааму: Светлые ангелы с посохами в руках изображали собой Святую  Троицу, и голос небесный сказал ему: « … Дух Святой благоволил избрать тебя  жилищем ради сердечной твоей чистоты, … ты же сооруди здесь храм Святой Троицы  и собери братию, да спасешь души их … ». Когда же Преподобный стал помышлять,  где заложить храм, явился ангел с простертыми крылами, в куколе и иноческой  мантии и указал место для храма. Долго смиренный Александр уклонялся от  принятия сана священства, не смотря   на мольбы своих учеников, пока не  принудил его к этому Новгородский архиепископ Серапион. В конце жизни преп.  Александр удостоился Божественного явления: прочитав в келье акафист Божией  Матери, он был удостоен чудного посещения Божией Матери, Которая пообещала, что  не оскудеет покров Ее над созданной им обителью и после его преставления. Можно  только вообразить какие чувства мы испытали при посещении всех этих мест.    
Мы подходим к месту, явления Святых ангелов с посохами в руках, изображающих  собой Святую Троицу, на котором теперь стоит храм. Батюшки служат молебен Святой Троице, и мы в сопровождении местного экскурсовода  совершаем экскурсию по храмам обители, набираем воды из святого источника  преподобного Александра Свирского. Невозможно объяснить какое чувство  охватывало нас, всех от соприкосновения с такой святыней. У раки преп.  Александра Свирского батюшки читают Акафист преподобному, после Акафиста  открывают раку, и мы все прикладываемся к мощам преподобного. Кисть правой руки  преподобного Александра Свирского обнажена, и молчаливо свидетельствует о чуде.  По утверждению ученых температура тела преподобного 36,6 о.      
Не успели мы  осознать и осмыслить происходящее, а автобус уже везет нас к другой святыне, в  Тихвинский монастырь, где находится недавно возвращенная святыня – Тихвинская  икона Божией Матери. Игумен монастыря, иеромонах Ефимий, наш земляк. Обитель  встречает нас также радушно, как и предыдущая, все готовятся к предстоящим  торжествам. Терпеливый экскурсовод, прождавшая нас 4 часа, сразу же ведет нас  на трапезу, где нас кормят вкусным обедом, а затем погружает нас в историю  монастыря, особенности архитектуры монастырских зданий,  иконографию и  современную жизнь обители, которая вся концентрируется вокруг главного – Литургии. О.  Димитрий и о. Виктор служат молебен у Тихвинской иконы Божией Матери, мы все  прикладываемся к великой Святыне, благоговейное чувство охватывает всех.  Чувство благодарности и благодать переполняет всех участников паломнической  поездки.    
Уже 2 часа  ночи, но автобус вновь мчит нас к новой святыне – Лебедянскому монастырю, в  котором игуменья – духовное чадо о. Димитрия. Подходим в полной  тишине к воротам монастыря, видим чудные ели, сосны, туи, прекрасный вид  открывается перед нашим взором, а матушка Гликерия, уже спешит нам навстречу,  радушно встречает и ведет нас к храму. Древние святыни волнуют душу,  оказывается, в этом монастыре был пострижен в монашество будущий патриарх Филарет, отец  царя Михаила, долго томившийся в польском плену во время смутного времени.  В  монастыре 3 престола – Живоначальной Троицы, Успения Божией Матери и Святого  Пророка Божиего Илии.    
Как символ  нового возрождения святой обители рядом с Троицким храмом установлен  скульптурный образ Ангела-Хранителя. К большому сожалению, храмы Святого  Пророка Божиего Илии и Успения Божией Матери в настоящее время не действуют,  т.к. требуют серьезных восстановительных работ. Но, несмотря на все трудности и  нехватку средств, древняя святыня, возрождаясь сама, возрождает и нас, даря нам  духовную радость и силы, столь необходимые всем в это нелегкое время. Сердечная  молитва и скромная лепта немногочисленных прихожан и паломников творят  настоящее чудо: в монастыре непрерывно ведутся строительные работы.    
Жалко  расставаться с монастырем, в нем всего 8 монахинь, большинство из которых в  преклонных летах, но они с Божией помощью справляются со всеми послушаниями под  руководством мудрой игуменьи.    
Паломническая  поездка оказала неизгладимое впечатление на нас всех, и на каждого в  отдельности. Мы на пути домой. Прихожанин Александр читает авторские стихи о  нашем храме, о вере. Все молча слушаем, и сердце переполняется  радостью за наш приход.    
По прибытии в  Ростов священники служат благодарственный молебен. Мы все смотрим с благодарностью на них. В  течение поездки они были нашими духовными окормителями, разрешая порой те минутные противоречия, которые иногда возникали между паломниками, решали организационные вопросы. Наши батюшки не просто сопровождали нас, они взяли в эту поездку свои семьи. Мы лучше узнали друг  друга, сроднились еще больше. Делопроизводитель Епархии Людмила Павловна Логашова  раскрылась перед нами как искусная песенница и рассказчица, знающая большое  количество песен и стихов, проезжая Карельские леса, она первая начинала петь о  Карелии, вспоминая родную Донщину, запевала казачьи песни.    
Эта поездка  была торжеством Православия и радостью. 365 раз в Библии Господь говорит:  «Радуйтесь», т.е. на каждый день года. Каждый день этой поездки был радостью  для всех нас.    
«Человеку  дана жизнь для того, чтобы она ему служила, а не он ей. Служа жизни, человек  теряет соразмерность, работает без рассудительности и приходит в очень грустное  недоумение: он и не знает – зачем он живет … » писал преп. Нектарий Оптинский.    
Рассуждая о  значении этой паломнической поездки для нас, мы пришли к выводу, что жить  церковно, это жить по вере и вводить энергию веры во все области общественной  жизни, все формы и условия жизни должны одухотворяться под воздействием  Откровения Божия. Поездка свидетельствовала о подлинности и чистоте  Православия.
С.И.Черникова

Фото из паломнической поездки.


Ростов–на–Дону
пр. Космонавтов 16а/32а
Важная информация