«Первейшая задача христиан - никогда не находиться в состоянии бездействия» Проповедь в неделю 16-ю по Пятидесятнице

Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа!

Все мы, братья и сестры, с вами слышали такое выражение, которое есть в нашем языке: «зарывать свой талант в землю». И сегодняшняя притча, как раз-таки, и является тем основанием, откуда взято это народное выражение, хотя по сути это даже не народное, а именно евангельское выражение.

Сегодня мы с вами слышали за Божественной литургией в храме притчу о талантах. О том, что был некий человек, некий господин, который уехал на длительное время в дальние страны и призвал своих слуг, своих рабов, и каждому дал таланты. Талант – это в то время была очень большая денежная мера, потому что один талант равнялся примерно тысяче золотых монет. Это были очень, очень большие деньги. И вот, как говорит нам Евангелие, одному рабу он дал пять талантов, другому дал два, а третьему дал один.

И мы прекрасно понимаем, о ком Господь говорит в этой притче, кого Он подразумевает под этим господином. В этой притче говорится о Господе Боге, о нашем Небесном Отце, который каждому человеку, приходящему в этот мир, даёт различные таланты. Мы с вами знаем, что, действительно, один человек может быть более одарённым, а другой – менее одарённым. И очень часто из-за этого среди людей возникают и неприязнь, и зависть, и ропот на свою жизнь, потому что некоторые из нас порой говорят: «почему вот у этого человека всё есть, ему всё дано, а у меня этого нет, я не пользуюсь такими благами, у меня нет таких талантов». Но мы с вами знаем, что эти таланты раздаются Богом не просто как-то произвольно, поскольку каждый человек является уникальной личностью, а талант является даром, но вместе с тем – даром, который в зависимости от его количества или от его тяжести или значимости не каждый человек способен понести. Не каждый человек способен понести тот талант, который ему даёт Господь. И поэтому каждому человеку таланты даются по его силам, по его возможностям. И поэтому вот это дарование Богом человеку талантов – это некое основание для жизни человека. Это некий старт, это то основание, на котором человек должен так выстроить свою жизнь, чтобы после смерти стать наследником жизни вечной.

И вот в этой притче, когда господин вернулся назад, то он призвал своих рабов, потребовал у них отчёт: как они распорядились теми талантами, которые он дал? И тот раб, который получил пять талантов, он, придя, сказал: «вот, ты дал мне пять талантов, я вложил эти таланты в дело и приобрёл для тебя ещё пять талантов, и вот я возвращаю тебе десять». Точно так же и тот, который получил два таланта, вернул четыре. А вот тот, который получил один талант, пришёл и сказал: «Я знаю, что ты человек жестокий, ты требовательный хозяин, ты собираешь там, где ты не сеял, и приобретаешь там, где ты не вкладывал. И поэтому я зарыл этот свой один талант в землю. Я принёс и возвращаю тебе твоё. Видишь, я не потерял этот талант, я не расточил его, я тебе возвращаю твоё». И тогда, как говорит нам притча, господин разгневался на этого раба и сказал: «Ты лукавый и ленивый раб. И поэтому заберите у него этот один талант и отдайте тому, у кого десять талантов, а этого раба ввергните в темницу, в то место, где будет плач и скрежет зубов». И далее Господь возгласил, что всякий имеющий уши да слышит.

И если мы к этой притче подойдём с человеческим рассуждением, то для нас будет не совсем понятно: собственно говоря, что плохого сделал этот раб? Ну да, он мог быть каким-то слабым, может быть, малодушным человеком, но ведь он же не расточил, не потерял эти деньги, а вернул то, что ему было дано! Но мы видим, что господин гневается на этого раба и забирает у него то, что у него есть, и обличает его в лукавстве и в лени.

Что же происходит, братья и сестры, порой в нашей жизни, если мы на нашу жизнь посмотрим сквозь призму этой притчи? Происходит следующее. Приходя в этот мир, получая различные таланты от Бога, каждый из нас призван к тому, чтобы эти таланты развивать. И притча эта, собственно говоря, – это притча о развитии, о движении вперёд.

Мы с вами знаем, что большинство достижений человечества, то есть то, что было сделано конкретными людьми - все это чаще всего достигалось ими не в самом начале их жизненного или творческого пути, а именно на пике. Все самые замечательные музыкальные произведения, все самые замечательные произведения культуры, все самые прекрасные картины –их талантливые люди создавали  тогда, когда фактически были на пике своего творческого успеха. И никогда нельзя думать или говорить, что у какого-то человека нет таланта.

Всякий человек имеет определенный талант. Всякий из нас. Кто-то, по промыслу Божию, имеет талантов больше, а кто-то из нас имеет их меньше. Но имеет их каждый. И Богом так устроено, что человек должен видеть свои таланты. Человек должен непременно развивать те дарования, которые ему даны Богом. Он не должен зарывать их в землю. И мы видим, что в этой истории, безусловно, есть определенная доля риска, ведь эти два раба, которые приложили усилия и приобрели в два раза больше, пошли на риск. Потому что они могли лишиться того, что у них было. Но это был определенный праведный риск. Это тот риск, к которому призван каждый из нас.

Этот риск заключается в том, что мы не можем в своей жизни просто сидеть, сложа руки. И, прежде всего, это, конечно, касается духовной жизни. Не только того, что человек создает в этом мире, не только материальных благ, но, прежде всего, мы говорим о добродетелях, которые должен взращивать каждый из нас в своей душе, в своем сердце. И предрасположенность к таким добродетелям есть у каждого. Некоторые люди от рождения могут быть спокойными, негневливыми, нераздражительными. Но, вместе с тем, у этих людей всегда могут быть некие страсти. Человек может быть негневливым, милосердным, спешащим на помощь другим людям, но при этом он может быть подвергнут, например, греху блуда. А другой человек может быть щедрым, нескупым, нежадным, независтливым, но может быть подвергнут какому-то другому греху. И вот задача человека в том и заключается, чтобы развивать в себе те добродетели, которые есть в каждом из нас.

Но очень часто так бывает, что люди, достигнув каких-то определенных высот, будь то в духовной или творческой жизни, опускают руки. Человек может подумать: «Ну вот я достиг этого, зачем мне дальше развиваться?! Я буду довольствоваться тем, что у меня есть». Но мы с вами знаем, что человек создан по образу и подобию Бога. И, как раз-таки, подобие заключается в том, что человек призван к ежедневному творчеству, ежедневному созиданию, в первую очередь – своей души, а во вторую – всего того, что нас с вами окружает, того окружающего мира, который Господь дал нам во владение, заповедовал нам возделывать его и заботиться о нём.

Поэтому, братия и сестры, наша первейшая задача как христиан заключается в том, чтобы никогда не находиться в состоянии бездействия. Никогда не пребывать в состоянии самоуспокоенности и самоудовлетворённости – мол, всё у меня хорошо, вот, я всего достиг и некуда мне больше стремиться. Ведь самые величайшие люди, которые жили на земле, самые большие герои духа – святые люди, и мы знаем, оставившие нам такое великое духовное наследие за эти две тысячи лет христианства, а также самые талантливые люди, которые создали самые замечательные произведения искусства, культуры, архитектуры, - это люди, которые, чаще всего, никогда не были довольны тем, что они делают. Они всегда стремились что-то сделать лучше, что-то благоукрасить.

И поэтому эта притча учит нас, братия и сестры, тому, что мы просто обязаны созидать и свою душу, и мир вокруг нас делать лучше и лучше день ото дня! Не опускать руки, не терять время впустую, не сидеть возле телевизора, смотря какие-то глупые передачи или сериалы, не читать никому не нужные пустые журналы, а, действительно, каждый день работать над тем, чтобы становиться лучше, лучше и  лучше. Все материальное у нас будет отнято, оно останется здесь для наших потомков, а мы придем на Суд Божий с тем, что мы смогли создать именно в духовном плане. И, таким образом, если мы сможем не только материальные блага вокруг себя созидать, но и духовные внутри себя, то, когда насупит конец нашей жизни и каждый из нас предстанет на Суд Божий, то человек, ничего не создавший в своей душе, не взрастивший те добродетели, которые были изначально вложены в него Богом, придет на этот Суд совершенно ни с чем. Он придет абсолютно пустым. И такой человек увидит, что он прожил жизнь свою зря, что ничего в итоге он не сделал. Ему будет нечего представить Богу: «Вот то, что Ты мне дал. Это у меня и есть. Я ничего не приобрел..»

И поэтому пусть пример ленивого и лукавого раба нас предостережет, прежде всего, от того, что называется прожиганием своей жизни. Аминь.

протоиерей Димитрий Соболевский

Ростов–на–Дону
пр. Космонавтов 16а/32а
Важная информация