От Самары до Санкт-Петербурга

От Самары до  Санкт-Петербурга Заметки участника V-го съезда православных врачей России

Четвертый и пятый съезды Общества православных врачей России (ОПВР) разделяет целая эпоха: майдан, олимпиада, Крым, санкции, двукратное ослабление рубля, военные конфликты на востоке Украины и в Сирии.

На этом фоне довольно необычна великолепная продуманность и реализация повестки дня съезда, характер его решений, общее настроение организаторов. В целом, в работе ОПВР произошли качественные и количественные изменения.

Одним из примеров стало увеличение количества священников, совмещающих церковное служение и работу врача специалиста в клинике. Мало кто ожидал, что их так много.  От оперирующих хирургов  и детских реаниматологов до врачей «узких» специальностей.
Их живой опыт позволил обсудить такие тонкие вопросы, как нюансы работы священника в отделениях реанимации и интенсивной терапии,  успехи и сложности взаимодействия священнослужителей с руководством и персоналом больниц. Было предложено ввести такой термин как качество смерти, что вызвало оживленное обсуждение во врачебной среде, так как общепринятым термином является качество жизни как существенной части здоровья, что носит отражение в документах ВОЗ. Введение понятия качества смерти (доступ пациента к церковным таинствам) требует революции в сознании как персонала так и родственников пациента, находящегося на грани жизни и смерти.

Оживленную дискуссию вызвало обсуждение взаимосвязи греха и болезни.  Были высказаны самые крайние точки зрения. Ведущий докладчик, доктор мед. наук, кандидат богословия,  протоиерей Сергий Филимонов указал, что только в небольшом проценте заболеваний можно достоверно проследить такую связь. Особенно это касается атипичного, катастрофического течения заболевания.  Он привел несколько примеров такой взаимосвязи и указал на то что, действительно только около 7-15% случаев от общего числа того или иного заболевания, позволяют достоверно установить прямую связь между духовным прегрешением и болезнью.
Игумен Серафим (Кравченко) предостерег и врачей и священство от увлечения «магической» обрядовой стороной во взаимодействии Церкви и медицины.  Дискуссии носили продуктивный характер, избегающий крайностей, столь свойственных обыденному сознанию и СМИ.  Некоторые из конкретных, практических  вопросов  задаваемых священниками, служащими в больничных храмах, решено переадресовать специальной комиссии Синода, настолько они нуждаются в глубокой и осторожной проработке.

Большой интерес вызвал опыт работы больницы св. Ксении Петербуржской, которую городской Минздрав полностью передал на содержание епархии, так как исходно больница и храм были единым комплексом, разрушенным за годы советской власти. В целом, было предложено, там, где это возможно возрождать былые традиции совместного церковного и врачебного ведения больных.

Таким образом, оживленная дискуссия участников съезда показала, что работа ОПВР развернулась от просветительской к конкретной практической повседневной работе в клиниках России.

Еще одним величественным событием стало предложение академика Александра Григорьевича Чучалина к съезду о поддержке инициативы о причислении к лику новомученников  русского врача, лейб-медика семьи Николая II Евге́ния Серге́евича Бо́ткина, расстрелянного большевиками вместе с царской семьёй. Съезд поддержал это  предложение, вполне достаточного, чтобы войти в историю и Церкви и медицины.
Руководители ОПВР подчеркнули перенос акцента в работе ОПВР на морально этический уровень врачей общества и степень их воцерковленности.

Особенностью Петербургского съезда стала более скромная роль московского отделения общества: если в Самаре они были обособленной и элитарной группой преподавателей столичной академии, то в Петербурге, на фоне множества врачей-священников из провинции, их роль свелась к письменному оформлению решений и резолюций съезда. Ярких рассказов об успехах работы  врачей и священников Москвы, к сожалению, не было.

Плотный график съезда практически не оставил времени для свободного и неформального общения делегатов различных ОПВР, к сожалению, так было и в Самаре. А ведь именно такое общение передает региональную атмосферу совместной работы Церкви и медицины, позволяет обогатить опыт удачными и неудачными проектами. Поэтому желательно, чтобы это было учтено организаторами следующего съезда.

Праздничная торжественная атмосфера съезда, обилие информации, посещение святынь Русской Православной Церкви остались в прошлом. Впереди новые проекты, отказ от недостаточно эффективных форм работы, обсуждение с коллегами опыта других региональных отделений общества православных врачей.

Дмитрий Любимов, врач, к. м. н. (ОПВ Ростова-на-Дону)

Ростов–на–Дону
пр. Космонавтов 16а/32а
Важная информация