Видео Не дай нам, Бог, согнуться до земли…Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
В сегодняшний воскресный день, дорогие братья и сестры, мы с вами слушали короткий, но назидательный евангельский рассказ, в котором говорилось о том, как однажды в день субботний (по иудейской традиции, день покоя), Христос Спаситель пришёл в синагогу, иудейское собрание, для того, чтобы отдать дань закону Моисея, который заповедал почитать субботний день.
В этом собрании находилась некая женщина. Как повествует евангелист Лука, женщина эта была одержима тяжким недугом. Она была скорчена и связана демонской силой. Этот недуг продолжался в течение 18 лет. Именно столько времени эта несчастная страдалица своими глазами была прикована к земле. Она не могла поднять своей главы, не могла взглянуть в лица других людей...
Эта женщина, испытывавшая невероятные физические и нравственные мучения, была скромна. Она из года в год приходила в синагогу, и, стоя в углу, смиренно молилась Богу о прощении своих грехов. Никто не замечал несчастную страдалицу, никто не обращал на неё внимания, и даже, возможно, к ней гнушались приблизиться. Но Господь и Спаситель наш Иисус Христос, который смотрел не на внешность человека, а зрел в самую глубину, в сердце, прозревал душу человеческую, увидел эту несчастную страдалицу, увидел её смиренную и кроткую душу. Подойдя к ней, возложил на неё руки и сказал: «Отныне ты разрешаешься от недуга своего». Бедная женщина во мгновение выпрямилась и стала совершенно здоровым человеком.
Нередко бывает, дорогие о Господе братья и сестры, что и мы с вами, будучи здоровы физически, бываем порабощены нечистым духом. Сердце наше и наши духовные очи не видят ничего, кроме земного. Мы всецело прилеплены к земле и помышляем лишь о земном благополучии. Не имея физических недостатков, мы бываем духовно уродливы. Не имеем кротости, не имеем смирения, а если наступает какая-то скорбь, беда, теснота или болезнь, то вместо того, чтобы со смирением и с кротостью принимать всё то, что Господь посылает нам, начинаем роптать на жизнь, на обстоятельства, на других людей и даже на самого Господа Бога.
Но Господь приходит к нам и невидимо возлагает Свои руки на наши главы. Необъяснимым чудесным образом Господь восставляет нас, призывает поднять наши очи от земли к небу, исцеляет наши души. Многие стоящие здесь столкнулись с этим чудесным явлением божественной любви в своей жизни, когда на них, прижатых к земле скорбями и испытаниями, Господь по Своей неизреченной безграничной любви возложил руки и призвал в Царство Своей благодати, то есть в Церковь Христову.
Далее в рассказе говорится о том, как некоторые люди отнеслись к этому чуду. К Спасителю подошёл начальник синагоги, то есть человек, который был знатоком Закона Божьего, и с упрёком, с ненавистью, с неприязнью говорил Иисусу: «Зачем Ты исцеляешь в субботу? Есть другие шесть дней в неделю, когда нужно исцелять». Подумайте, братья и сестры, какое безумие! Какой холодностью, неверием веет от этих слов! Этот человек, который своими устами всю жизнь чтил Бога, не видит Бога перед собой, когда Он стоит в метре от него. Мы с вами знаем о том, что Господь очень часто исцелял людей именно в день субботний, за что Он был постоянно укоряем иудеями, которые Его обвиняли в нарушении субботнего покоя.
Да, действительно, Господь в четвёртой заповеди заповедал, чтобы человек соблюдал день субботний, чтобы шесть дней он работал и делал дела свои, а день седьмой, субботу, посвящал Господу Богу. Как это часто бывало в истории взаимоотношений человека с Богом, и как часто это бывает и сейчас, люди перевирают Закон Божий. Они трактуют его так, как это выгодно и удобно им. И в то время, и сейчас, закон о соблюдении седьмого дня люди трактуют, как день праздности и ничего неделания.
Но в действительности, братья и сестры, когда Бог давал заповедь о почитании седьмого дня (а после воскресения Христа Спасителя таким святым седьмым днём стал день воскресный, в который мы с вами сегодня собрались в храме Божьем), Господь говорил совершенно о другом. Господь призывает человека соблюдать седьмой день, говоря о необходимости в этот день собирания жизненных сил человека. Бог, который сотворил человека, и который знает его внутреннее и телесное устройство, заповедал, что человек не должен быть бесконечно прилеплённым к своим земным делам. Потому что в этом случае не хватит никаких человеческих сил. Многие из вас могут засвидетельствовать и на своём примере, и на примере других людей, которые не почитают седьмой день недели, что порой человек, как белка в колесе крутится, работает даже в воскресный день, но ничего не успевает. А если начался сезон посадок или идёт сбор урожая, то человек тем более забывает про воскресный день, и это касается в том числе людей верующих, воцерковлённых.
Любой священник скажет о том, что в этот период времени – с мая до октября – количество людей в храме сокращается почти в два раза. Люди считают необходимым посвятить это время своим садовым работам, забывая о том, что и урожай, и земля, на которой они совершают свой труд, и вообще всё в этом мире действует по закону Божьему и без его благословения мы не можем сделать ничего. Господь говорит нам в Евангелии: «Без Меня не можете ничего творить».
Сегодня было также второе евангельское чтение, в котором мы слышали слова о том, что у человека и волосы на голове все сочтены и ни один не падает без воли Отца Небесного. Но мы глухи к этим словам и полагаемся на свои силы, а не на силу Божию. Всё равно думаем, как бы переделать больше дел. А в итоге такой человек говорит: «Я ничего не успеваю! Кручусь, как белка в колесе, но ничего у меня не получается, всё валится из рук, никакое дело не спорится». Такой человек не может понять, что причина кроется в несоблюдении заповеди Божией, которая в том числе говорит о необходимости собирания жизненных сил. В Ветхом Завете Бог заповедал не только человеку собирать жизненные силы в седьмой день, но даже была заповедь Бога о том, что люди должны возделывать землю шесть лет, а седьмой год земля должна отдыхать. Землю не вспахивали и ничего не сеяли. Даже земля нуждается в собирании жизненных сил, а человек тем паче.
Но люди по своей воле часто извращали Закон Божий. Так поступили и иудеи, сказав, что в день субботний надо ничего не делать. Нельзя ходить от дома на определённое расстояние, нельзя никому помогать, нельзя ничего поднимать. Кто бывал в Израиле, то знает, что там до сих пор существует буквальное понимание Закона Божия. В домах, где живут правоверные иудеи, даже лифты в субботний день ходят с остановкой на каждом этаже потому, что нельзя нажимать на кнопку лифта. Видите, до какого абсурда можно довести Заповеди Божии!
Господь говорил иудеям, что суббота для человека, а не человек для субботы. Но мы видим, что начальник синагоги с ненавистью, злобой и с осуждением подходит к Спасителю, поскольку он точно также извращённо понимает Закон Божий. Только вдумайтесь, каково безумие этого человека: он Богу диктует свои условия! Он говорит Богу, когда Он должен исцелять, а когда Он этого делать не должен. Это крайняя степень безумия, крайняя степень гордыни.
Мы удивляемся безумию этого человека, но разве мы не сталкиваемся с этим безумием очень часто в своей жизни? Разве не слышим мы, как люди в наше время диктуют Богу, что Он должен делать, а чего Он делать не должен. Разве мы не слышим, как люди сейчас говорят: «А где же Бог ваш, почему Он не делает того-то или того-то? А почему вот здесь так-то происходит, а не иначе?» Более того, часто бывает, что человек, который живёт вне Закона Божьего, живёт, как ему вздумается, в случае, если нападёт на него скорбь или болезнь, бежит в храм, готов даже ползти на коленях. Прибегает и говорит: «Господи, помоги, спаси, исцели меня!» Но проходит некое время и этот человек недоумевает: «Я ведь пришёл, просил, а Он мне не помог. Вот, почему ваш Бог мне не помог?»
Не готов такой человек ждать 18 лет, как эта несчастная женщина, а хочет получить всё «здесь и сейчас». Вот, мол, Господи, я вспомнил о тебе впервые за 40, 50 или 60 лет, пришёл к Тебе, так что будь добр, дай то, что я хочу. Не «как Твоя воля, не как Твой промысел, не то, что мне ко благу послужит», а то, что «я хочу, то сделай для меня». Это тоже, братья и сестры, крайняя степень внутреннего безумия человека, когда он таким образом общается с Богом. Как он может получить просимое, если такой человек просит не по вере и не со смирением?! А вера невозможна без смирения, без принятия промысла Божия.
В конце этого рассказа Христос Спаситель очень строго, можно даже сказать, грозно обращается к этому человеку и говорит ему: «Лицемер, неужели ты не отвязываешь в субботний день своего вола и не ведёшь его на водопой?» Иудеи считали, что есть некоторые исключения из Закона. Естественно, что всякому живому существу нужно пить воду. Поэтому нельзя кнопку нажать, или помочь другому человеку, а отвести своего вола на водопой можно потому, что иначе вол просто может умереть от жажды. Господь говорит: «А несчастная дочь Авраама, которую сатана связал на 18 лет, неужели недостойна того, чтобы быть исцелённой в субботний день?» Такими слова заканчивается Евангелие, после чего враги Христовы отошли ещё более озлобленными. А люди с чистыми сердцами, которые, действительно, чтили Закон Божий, вышли, восхваляя Бога. Но таких было гораздо меньше.
Это, братья и сестры, очень назидательный рассказ. Он обращён ко всем нам. Мы очень часто именно так выстраиваем свои отношения с Богом. Диктуем, что Ему делать, а что не делать в нашей жизни. Но самое страшное, это стоять рядом с Богом и Его не видеть. Каждый должен спросить себя: «Вот я хожу в церковь, прихожу на богослужения, ставлю свечи, подаю записки, прихожу на исповедь, но, действительно ли, Господь живёт в моей жизни? Есть ли место Богу в моём сердце, молюсь ли я внутренне, сердечно или этого нет?»
А что происходит в храме, когда выносят Чашу? Да, те, кто причащаются, стоят благоговейно, молятся, остальные же считают, что в этот момент можно обменяться новостями. А ведь в нескольких метрах от нас, явственно, живо стоит Сам Христос Спаситель! Но мы Его не видим, мы занимается своими делами. В итоге, братья и сестры, очень часто в нашей жизни происходит обратный процесс, когда Господь возложил на нас руки, восставил от нашей приземлённости, а мы потом потихоньку начинаем сгибаться. Ходим 18 лет или больше в Церковь, а очи наши не к Богу, не к Царству Небесному обращены, а всё к земле родной, к делам житейским.
Не дай Бог, чтобы к концу нашей жизни мы подошли совершенно согбенными душою, с совершенно пустым каменным сердцем, в котором нет Бога. Аминь.
Протоиерей Димитрий Соболевский