"Не бойcя, только веруй" (Мк 5:36) Проповедь в неделю 24-ую по Пятидесятнице.

"Не бойcя, только веруй" (Мк 5:36) Проповедь в неделю 24-ую по Пятидесятнице. Освящение выносного креста и иконы
Дорогие о Господе братья и сестры! Нам сегодня было предложено Евангельское чтение, в котором повествуется о двух случаях из жизни Господа нашего Иисуса Христа. Эти случаи очень назидательны.
После того как Господь совершил чудо изгнания демонов из гадаринского бесноватого, великое множество людей стало стекаться к Господу и многие ждали исцелений, жаждали чудес. В жизни Христа так было в течение трех лет Его проповедей, Его общественного служения. Совсем небольшое число людей стремились только лишь к исцелению своей души, стремились услышать Божественное слово. Большинство людей жаждали видеть чудеса и знамения просто из любопытства. Господа теснила толпа со всех сторон как и у нас бывает на массовых мероприятиях или в общественном транспорте в час-пик. Сквозь эту толпу пробрался человек именем Иаир. Человек знатный и известный, который был начальником синагоги. Этот человек поклонился Иисусу и стал со слезами молить Его прийти к нему в дом, потому что его дом посетила беда. Его единственная 12-летняя дочь была смертельно больна. Она лежала на смертном одре почти в агонии и у Иаира осталась только одна надежда. Он слышал о чудесах, которые совершает Иисус из Назарета и надеялся, что может быть Он поможет его дочери. Со стороны Иаира это уже был отважный поступок, ведь мы знаем как начальники иудейского народа — книжники и фарисеи -  относились ко Христу. С завистью и ненавистью. Но когда человек находится в состоянии отчаяния, когда речь идет о его родном ребенке, ему все равно какие последствия такой поступок будет для него иметь. Иаир забыл обо всем. Он с надеждой и верой обращается к Спасителю.

Мы часто, братья и сестры, с вами рассуждаем о величии Божественной любви. И порой говорим о том, что любовь Бога к своему созданию столь велика, что мы даже не можем этого вообразить. И как часто мы забываем, что Господь наш Иисус Христос во время Своего пребывания на земле  являл не только величие Божественной любви, но и по своему человечеству являл обычную земную любовь. Она проявлялась прежде всего в сострадании.  Мы помним, что Господь и скорбел, и плакал, и радовался, т. е. проявлял всю гамму человеческих чувств, которая свойственна каждому из нас. И когда несчастный отец подошел со своим горем к Иисусу, то Его человеческое сердце сжалось от боли и жалости к этому человеку. Господь тут же откликается на его просьбу и идет в дом Иаира.

И во время этого шествия, а оно происходит медленно, потому что окружающая толпа не дает свободно пройти Спасителю в толпу пробирается женщина, которая 12 лет болела кровотечением. В Евангелии говорится, что она испробовала все средства, истратила все свои деньги на излечение, но ничего ей не помогало. Нужно понять один важный момент — для иудеев болезнь этой женщины была нечистотой, поэтому ее болезнь приносила ей не только телесные страдания и неудобства, но гораздо глубже были ее телесные муки, потому что эта женщина считалась отверженной от общества. Иудей не мог прикоснуться к ней, и она должна была все время находится где-то вдалеке, потому что если бы она приблизилась к иудею, ее бы ждало очень суровое наказание. И эта женщина, которая потеряла всякую надежду на человеческие средства исцеления, забывая обо всем, о последствиях своего поступка, пробирается сквозь толпу и не дерзая молить Спасителя об исцелении касается края Его одежды. И  в этот момент она мгновенно почувствовала, что болезнь ее оставила. Господь обращается к Своим ученикам и говорит: «Кто прикоснулся ко Мне? Я почувствовал силу, исшедшую от Меня.» Ученики недоумевают, ведь Учитель идет в толпе, все Его касаются. Господь конечно прекрасно знал кто Его коснулся. Этот вопрос Он задал намеренно, чтобы женщина пересилила свой страх и явила себя. Женщина в великом трепете признается, что это была она. Господь говорит ей «Дерзай дщерь! Вера твоя спасла тебя».(Лк 8:48)
Мы видим, братья и сестры, что порой наши земные взгляды привычки и традиции не всегда соответствуют воле Божией. Мы видим, что эта женщина нарушила закон и боялась, что Господь укорит ее за то, что она посмела к Нему подойти. А Господь говорит ей совершенно другие слова. Торжествующие слова, которые не только исцелили ее телесно, но исцелили и просветили ее душу. В ее душе зажглась такая вера, что эта женщина уже в тот момент стала христианкой.
Так, братья и сестры, часто и мы тоже пытаемся отгородить других людей от Бога. Мелкими условностями, чуждыми духу христианства традициями. В нашей церковной жизни часто происходят ситуации, когда мы начинаем выдвигать человеку какие-то требования, воздвигать перед ним какие-то стены. Нам никто не дал такого права. Мы, люди, считающие себя людьми Нового Завета, живем абсолютно с ветхозаветным пониманием взаимоотношений Бога и человека. И это очень часто проявляется в бытовой церковной жизни.

Вот пример такой ситуации. Человек, который воспитан в среде, совершенно чуждой христианскому духу,  который ничего не знает о вере, в трепете и благоговении делает робкие шаги к храму, потому что душа зовет его в храм и он откликается на этот зов. Но как мы зачастую встречаем  этого человека? В трепете переступив порог храма, он порой сталкивается с негативом,  с огромным количеством лживых предписаний. Дескать он пришел не в том виде и встал не в том месте. В итоге в каком состоянии человек покинет храм? Горечь разочарования будет в его сердце. И Слава Богу, если промыслом Божиим этому человеку впоследствии встретится добрый христианин, который сможет ему объяснить, что не нужно опасаться всех этих препятствий, которые мы порой выдумываем,. И тогда он во второй раз переступит порог храма. Но как часто человек разворачивается и уходит. Я сталкиваюсь с этим постоянно в нашем храме. Люди, которые порой далеки от церкви мне говорят, что когда они заходят в храм, который мы строили всем миром, так благоукрашали,  порой сталкиваются с грубостью, неприветливостью,  иногда невозможно подойти к подсвечнику — такую вокруг него выстроят стену. Эта горечь в моем сердце не проходит никогда. Что я могу сказать в ответ этим людям? Ничего. Сколько раз я просил не делайте никому в храме грубых замечаний. Не имеете вы на это никого морального права. Я как настоятель этого храма властью данной мне от Бога как священнику запрещаю грубить людям.
Братья и сестры, Мы ведь даже не задумываемся, что если грубым ответом отвернули человека от Церкви, то это страшно, потому что на Страшном Суде Господь с нас за это спросит. Неужели мы не помним слов, которые сказал Господь «горе тому человеку, через которого соблазн приходит.» (Мф 18:7). Горе, если мы своим поведением людей не к Богу приводим, а наоборот выгоняем из храма. Мне вспоминается рассказ-притча. Одну девушку не пустили в храм, потому что она была не в том виде. Она села со слезами на скамейку возле храма. А на скамейке сидел Христос. «Почему ты плачешь? Тебя не впускают?» «Да» «Они, порой, и Меня не впускают».
В сегодняшнем повествовании Евангелия мы видим, что женщина, приблизившаяся ко Христу, не просто нарушила какое-то предписание Она совершила преступление с точки зрения законов Иудеи. Но Господь разрушает эту стену. Он говорит «милости хочу, а не жертвы.» (Мф 12:7)
И есть еще один момент, о котором можно сказать в этой теме. Существует множество суеверий относительно женской нечистоты. Часто ко мне подходят с вопросами: «Можно ли молиться в такие дни?», «Можно ли читать Евангелие?». Какая глупость, ведь это же естественная нечистота. Почему раньше женщины не ходили в храмы в это время? Очень простой ответ — раньше не было современных средств гигиены. Дорогие женщины, пожалуйста ходите в храм, молитесь. Нельзя только приступать к  церковным Таинствам — исповедоваться и причащаться. Все остальное можно. Ни у кого из святых отцов вы ничего суеверно-запретительного на эту тему не найдете. Есть только всевозможные выдумки, «бабьи басни».

Но вернемся к Евангельскому повествованию. Далее Господь следует с Иаиром в его дом и подбегают слуги Иаира с известием о том, что его дочь умерла и не надо уже Христу идти в его дом. Представляете что в этот момент чувствует человек в своем сердце? Господь-сердцеведец говорит замечательные слова, которые являются девизом христианства «не бойся, только веруй» (Мк 5:36, Лк 8:50) Господь приходит в дом и говорит, что не умерла девочка, но спит. Родственники знакомые в состоянии гнева начинают ругаться на Христа. Господь выгоняет маловеров вон и в комнате вместе с Ним остаются только родители девочки и ученики. Господь воскрешает дочь Иаира и полностью исцеляет ее. Великая скорбь в сердцах родителей претворилась в великую радость.
Эти слова «Не бойся только веруй». Как часто мы должны их напоминать сами себе. Как часто страх находит на нас — страх болезни, страх смерти, страх потерять работу, страх кризиса. Эти страхи постоянно вокруг нас. О чем это говорит? У нас недостаточно веры, у нас недостаточно христианской любви, потому что святые отцы учат, что страх там, где нет любви, страх там, где нет веры. Поэтому, братья и сестры как важно нам напоминать себя эти слова Господа, чтобы преодолевать свои страхи. С верой и упованием на Бога все возможно пережить начиная от зубной боли и кончая мировым кризисом. Все с верой должно быть. Но враг рода человеческого — дьявол прилагает все усилия к тому, чтобы запугать человека, чтобы человек жил в страхе за свое будущее, за своих детей.
И порой эта  ненависть сатаны  к людям становиться очень явной. Вот подтверждение тому — в Москве убили замечательно священника Даниила Сысоева. И ведь это тоже сделали не просто так. Этот человек стал мучеником. Ныне он находится в сонме новомучеников и исповедников Российских, потому что он погиб за веру. Его убили как пророка Захарию между храмом и алтарем. Этот человек был миссионером. Я, к сожалению, лично не был с ним знаком, но читал почти все его работы и относился к нему с глубоким уважением, потому что я видел насколько это бесстрашный человек. Меня просто поражало как этот человек бесстрашно проповедовал о Христе. Ведь в течение нескольких лет ему постоянно угрожали расправой, а он не боялся, потому что у него была такая великая вера в сердце, которая спасала от страха.
Раз случилось такое событие, значит дух злобы явно проявляет себя, это говорит о том, что проповедь наша не тщетна. Наша проповедь о Христе такая же как и проповедь святых апостолов, которых тоже распинали, убивали и гнали. Проповедь людей 21 века сопряжена с теми же опасностями как и во 2, 3 веках, когда огромное количество мучеников за веру получила Церковь. Люди, которые думают заглушить проповедь христианства таким способом глубоко ошибаются. Они совершенно не знают историю нашей Церкви. Кровь мучеников — семя христианства. Казалось бы — молодой священник, который только начал заниматься делом миссионерской проповеди и уже его не стало. Его смерть сделала гораздо больше — большое количество людей заинтересуются его книгами, проповедями. Будут читать и передавать друг другу. В итоге его смерть послужит славе Церкви Христовой.

Нам не нужно в связи с этим событием впадать ни в отчаяние, ни в уныние Это подтверждение тому, что мы живем в нетрадиционное для России время. Ведь в России, кроме коммунистического времени, за веру почти никого не убивали. Отец Даниил был миссионером среди мусульман Им была выбрана самая опасная дорога, но Господь его призвал на эту дорогу. Мы не должны делать преждевременных выводов, но в какой-то степени можем предполагать кто мог его убить. Я прошу вас, чтобы вы молились за его супругу и трех дочерей Его матушке и деткам сейчас конечно тяжелее всего, потому что для него наступила радость, а им еще предстоит скорбный жизненный путь Но тем не менее, братья и сестры, мы с вами веруем в Господа Воскресшего, в торжество жизни над смертью И этот  девиз нашей веры должен быть всегда в наших сердцах. Мы с вами не должны бояться ничего, потому что с нами Бог. Все абсолютно зло мира — это ничто по сравнению с великим Божественным торжеством — Воскресением Христовым. Не бойтесь, братья и сестры, только веруйте. Аминь.
протоиерей Димитрий Соболевский

После Божественной Литургии о. Димитрий совершил освящение новых святынь, которые были созданы для нашего храма - выносного креста и иконы.

Ростов–на–Дону
пр. Космонавтов 16а/32а
Важная информация