Видео Мы должны благодарить Бога за всё, что происходит в нашей жизниВо имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Для нас, воцерковлённых людей, дорогие о Господе братья и сестры, очень часто тот или иной евангельский рассказ становится чем-то привычным, обыденным. Слушая евангельский текст или встречая его в какой-нибудь душеполезной книге, мы даже порой можем пропустить его потому, что это уже читали много раз, и знаем, о чём пойдёт речь. Но Евангелие – это не просто назидательная душеполезная книга. Евангелие – это книга спасения. Евангелие – это благая весть, которая звучит каждый день, призывая падшего человека к покаянию.
Поэтому наше слышание слова Божия должно непременно претворяться в делание. Мы должны не просто знать евангельский текст, но и максимально применять его в своей жизни. Но с этим у нас большая проблема. Мы слышим, знаем, можем пересказать, но не живём в соответствии с этим словом. И вот в сегодняшний воскресный день, братья и сестры, для нашего назидания в храме Божием прозвучал знакомый евангельский рассказ.
Евангелист Лука говорит о том, что однажды Спаситель со своими учениками, идя из Иерусалима, и проходя по местности, находящейся между Галилеей и Иудеей, встретил на дороге необычных людей, которые были отвержены обществом. Не потому, что они были плохи по своим поступкам и не заслуживали жить в обществе людей, а потому что были тяжелобольны. На пути Спасителя оказались десять прокажённых. Проказа в то время была столь страшной болезнью, что как только человек заболевал ею, он тут же изгонялся и не имел права жить вместе с остальными людьми.
Это, действительно, страшная болезнь, когда человек постепенно медленно разлагался и умирал. Его тело покрывали страшные струпья и язвы и такой человек, безусловно, испытывал невероятные физические страдания. Но ещё более ужасными были страдания внутренние, душевные, поскольку у иудеев считалось, что проказа – это не просто болезнь, а проклятие Божие на человека. Считалось, что этот человек так согрешил, и настолько повинен перед Богом, что уже здесь на земле он так тяжело страдает. Что его болезнь является видимым знаком внутренней нечистоты.
Но мы понимаем, что древние иудеи ошибались. Потому что Господь не проклинает ни одного человека и болезнь часто даётся для спасения. Эти люди были вынуждены жить вдалеке от человеческих селений, не имели права заходить в них. Они должны были при приближении здоровых людей непременно оповещать: «Я нечист!», то есть не имели права ни на какое общение с нормальными, здоровыми людьми. Более того, люди часто подвергались насмешкам, побоям, в них бросали камни, поскольку к ним уже не относились, как к людям. По свидетельству древнего историка, прокажённые собирались в группы, вместе жили и фактически образовывали особый народ тяжело больных и всеми презираемых людей. Но, безусловно, страшнее всего были их внутренние муки, потому что они были презираемы не только незнакомыми людьми, но и своими близкими. Их изгоняли из своих семей.
Душевное состояние таких людей было разное. Как это часто бывает, когда какая-то большая скорбь или болезнь входит в жизнь человека, то одни озлобляются, ропщут, а другие, наоборот, смиряются и молятся Богу, говорят о том, что всё, что происходит в их жизни, по делам их. Эти десять прокажённых, которые встретились на пути Спасителя, наверняка, слышали о великом чудотворце, явившемся в Израиле. Когда они услышали, что Он идёт мимо тех мест, где они проживают, то, преодолев свой страх быть вновь побитыми и изгнанными, стояли вдалеке со смирением и кричали: «Иисус, наставник, помилуй нас!» Господь, подойдя к этим людям, сказал: «Идите и покажитесь священникам, потому, что ныне вы очистились».
Дело в том, что ветхозаветный закон требовал, что если человек исцелялся от проказы (а такие случаи были единичны за всю историю), то он должен был пойти к священнику и получить от него разрешение, чтобы вернуться к нормальной жизни, в человеческое общество, чтобы стать его полноценным членом. Наверняка, эти прокажённые сначала и не поняли, что произошло с ними, потому что исцеление не произошло сразу. Возможно, они подумали: «Он дал нам какое-то благословение, но слава Богу, что хотя бы не побил нас». И вновь побрели в обычное место, где жили.
Но, как говорит евангелист Лука, по дороге они увидели, что стали исцеляться, струпья стали спадать с их лиц и тел, язвы начали заживать. Можно себе представить, какая великая радость была в их сердце, ведь они уже не надеялись ни на что, были ходячими трупами и вдруг в их больных телах заструились жизненные силы. Они с радостью побежали по слову Спасителя к священникам, показались и, наверняка, получили разрешение вернуться в общество. Но лишь один из них задумался о том, что с ним произошло, и вернулся, чтобы поблагодарить Господа Иисуса.
Когда он пришёл и воздал хвалу Богу, то Спаситель, обращаясь к Своим ученикам (именно для них адресованы эти слова) сказал: «Не десять ли очистились? Где же девять?» Неужели только этот один понял, что с ним произошло, и то не иудей, поскольку выяснилось, что исцелившийся человек был самарянином, человеком другой нации, презираемой иудеями. Только этот иноплеменник пришёл воздать славу Богу. Тогда Господь, обращаясь непосредственно исцелённому, говорит: «Иди, вера твоя спасла тебя».
Почему же так получилось, братья и сестры? Ведь, наверняка, и у этих прокажённых тоже была вера. Она была, раз они просили о помиловании, и надеялись. Господь не исцелил бы их, если бы у них не было веры. Но что произошло? А то, что после исцеления эти люди, скорее всего, задумались о том, что они потеряли в своей жизни (удовольствия, наслаждения, время) за годы тяжёлой болезни. И радость у них была оттого, что теперь они имеют возможность наверстать упущенное, поэтому они поспешили в свои дома, в свои семьи, чтобы наслаждаться жизнью.
Но один задумался. Он понял: то, что произошло с ним, было не случайно. К нему не просто вернулось здоровье, но Сам Бог явственно вошёл в его жизнь, в его сердце и он должен что-то делать с этим. Единственное и самое верное, что родилось в его сердце – это желание воздать хвалу и благодарение Богу. Когда он это понял и сделал, то, посмотрите, Господь не просто исцеляет этого человека. Господь говорит ему о спасении: «Иди, вера твоя тебя спасла», то есть этот человек наследовал самое главное – жизнь вечную. Да, можно получить исцеление от болезней, да, можно выздороветь, но всё равно существует закон, по которому всякий человек к концу своей жизни будет болеть и в итоге умрёт. Этого не избежит никто. Даже эти прокажённые исцелились не до конца времён, а лишь на краткое время, а потом всё равно смерть настигнет их. Но этот человек получил самое желаемое – спасение своей души.
Этот евангельский рассказ, братья и сестры, часто называется рассказом о неблагодарности и он применим к нам потому, что мы тоже не умеем благодарить. Мы не умеем благодарить Бога за всё то, что происходит в нашей жизни. У нас нет внутреннего желания и потребности каждый день благодарить, мы только просим: «Господи, дай! Господи, помоги! Господи, укрепи! Господи, благослови!» Но святые отцы учат, что самая высшая молитва – это молитва благодарственная. Господь и так знает все наши нужды, проблемы. Он знает, что нужно сделать в нашей жизни для нашего блага. Всё, что происходит в жизни человека – все скорби, испытания, болезни – ко благу человека. Бог ничего не делает, что служило бы ко злу.
Но человек смотрит на свою жизнь совершенно иными глазами, не веря в промысел Божий, который совершается в жизни каждого из нас. Да, мы часто благодарим, когда нам уступят место в транспорте или пропустят, когда мы входим в здание. Мы говорим «спасибо» потому, что так принято. Потому, что мы воспитанные люди, чтобы не подумали о нас, что мы дикари, не знающие элементарных правил поведения. Но в отношениях с Богом, которого не видим, мы не боимся этого. Если и благодарим Его, то формально и крайне редко. В нашем сердце не звучит благодарственная молитва: «Слава тебе, Господи, за всё, что происходит в моей жизни». Как бы мы себя не обманывали, большинство из нас этого не имеет.
Мы постоянно ропщем на те проблемы, которые есть в жизни нашей страны, в жизни общества. Мы всем недовольны. Да, действительно, многие из нас находятся за чертой бедности, многим не хватает средств к существованию. Порой мы не имеем возможности приобрести самые необходимые вещи. Может быть, мы питаемся не теми продуктами, которыми бы хотелось.
Да, у нас многое не так, но давайте задумаемся, братья и сестры, сколько людей на земле живут гораздо хуже нас. Сколько народов в Африке и Азии не имеют хлеба и чистой воды! Да, наше общество неблагополучно. Но мы должны спросить себя, почему так происходит в нашей жизни? Потому что мы не умеем благодарить Бога. За двадцать лет свободы от большевистского гнёта мы не смогли научиться благодарить за то, что Господь дал нам свободу. А ведь благодарность это то, что соединяет человека с Богом. Богу наша благодарность не нужна, Он в ней не нуждается, потому что Он абсолютно благ. Бог является абсолютной полнотой. Благодарность нужна нам. Поэтому Господь и призывает нас к этому. Научившись благодарить мы начнём смотреть на свою жизнь и на жизнь других людей иными глазами и научимся правильно строить взаимоотношения с другими людьми. Сейчас градус напряженности в наших взаимоотношениях уже зашкаливает. Мы не умеем общаться по-человечески. А всё это из-за того, что нет в нас потребности благодарить.
Сегодня мы с вами совершили Евхаристию, что в переводе с греческого означает благодарение. Совершая Божественную Литургию в храме, мы совершаем самое великое дело на земле, поскольку нет ничего выше Евхаристии. Но это благодарение должно быть не только, когда мы находимся в стенах храма, но и тогда, когда мы выходим за церковную ограду. Евхаристия должна стать сердцевиной нашей христианской жизни. Мы должны это нести людям. Мы должны говорить об этом. Мы должны быть примером. Но в нашей жизни это будет тогда возможно, когда на всякую скорбь, на всякую печаль, на всякую болезнь мы сможем, действительно, сказать от всего сердца: «Слава тебе, Богу, благодателю нашему, во веки веков!» Аминь.
Протоиерей Димитрий Соболевский