«Любовь, не наполненная христианским смыслом, не является любовью».

«Любовь, не наполненная христианским смыслом, не является любовью». Проповедь в неделю 16-ю по Пятидесятнице и день преставления апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В сегодняшний воскресный день, дорогие о Господе братья и сестры, Святая Церковь празднует память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Мы с вами знаем, что Иоанн Богослов был ближайшим, как говорит нам Евангелие, любимым учеником Спасителя. Он был самым молодым, самым юным из апостолов. Мы также знаем о том, что он был единственным апостолом, который умер своей смертью, уже будучи очень глубоким старцем. Но вместе с тем вся его долгая жизнь была, конечно, наполнена очень многими скорбями, многими испытаниями. Он претерпевал за Имя Христово, за проповедь евангельскую и гонения, и поношения, и даже заточение на далёком острове Патмос. Мы также знаем, что Иоанн Богослов является автором одного из четырёх Евангелий. Также его перу принадлежат ещё несколько книг Нового Завета — это соборные послания Иоанна Богослова. И, наконец, его перу принадлежит самая таинственная книга Священного Писания — книга Апокалипсис, которая была им написана как раз во время заточения на острове Патмос.

Церковная традиция называет апостола Иоанна Богослова апостолом любви, и, конечно же, это неслучайно, потому что, действительно, вся его жизнь, всё его служение были наполнены подлинно христианской любовью. И любил он, действительно, всех людей. Не только тех, кто становился последователем, не только тех, кто слушал его слово, принимал, не только тех, кого он крестил, но и тех, кто был его гонителем, и тех, кто притеснял его. И это действительно является образцом для подражания всякого христианина, потому что подлинная христианская любовь вообще не способна делить людей на своих и чужих. А это, братья и сестры, в нашей с вами жизни часто бывает — мы часто разделяем людей по принципу «свой — чужой», и считаем, что это нормально. И иногда можно слышать, как даже верующие люди, которые называют себя христианами (хотя, я думаю, в таком случае они недостойны носить это звание), легко могут с огромной ненавистью и неприязнью говорить о других людях, а иногда со злом, неприязнью говорить: «тот человек — верующий, а этот — неверующий, безбожник», и так же могут поступать и со своими близкими. Мы с вами знаем, что в прошлое воскресение у нас в храме читалось Евангелие, которое тоже было посвящено теме любви и заповеди о любви. Господь в Евангелии нам говорит, что заповедь о любви, о любви к Богу и к ближнему — это самая высшая заповедь, это две самые высшие заповеди. Это то, что христианин должен исполнять, к чему он должен всецело стремиться.

Мы с вами живём в такое время, когда слово «любовь» стало настолько «затасканным», если так можно выразиться, настолько в сознании многих людей потеряло то значение, которое оно имеет. И сейчас часто любовью называют всё, что угодно, но только не саму настоящую, подлинную, любовь, потому что настоящая, подлинная, любовь — это не наслаждение, не получение удовольствия, это не возможность использовать чувства другого человека. Настоящая, подлинная, любовь — это всегда самопожертвование. Когда человек любит по-настоящему, он всегда готов на жертву — по отношению ко всякому человеку. Но, к сожалению, мы с вами должны отметить, что в нашей жизни этого почти нет. И весь мир, который нас окружает, насаждает совершенно иные понятия о любви, и, к сожалению, это уже очень прочно укоренилось в сознании многих и очень многих людей. Как, например, мы с вами знаем даже вот из примера взаимоотношений мужчины и женщины, когда у нас сейчас вместо настоящих браков (мы с вами знаем, что институт брака имеет многотысячелетнюю историю) модным стало, чтобы люди просто жили вместе без всяких обязательств, причём этому почему-то придумали название «гражданский брак». Гражданским браком всю жизнь назывался брак, который был просто зарегистрирован государством без церковного благословения. А то, что сейчас люди называют «гражданским браком», всегда называлось сожительством, но никак не браком. Я не хочу сказать, что это люди нехорошие, нечестивые — просто чтобы не было смешения понятий, потому что брак всегда должен, естественно, созидаться на любви. Поэтому брак — всегда самопожертвование. Человек чем-то жертвует, где-то уступает своими привычками, своими желаниями, своими «хочу — не хочу», своим «я» ради другого человека. Человек, фактически, убирает в сторону себя и на своё место ставит другого человека. Безусловно, многих наших современников такая постановка вопроса не устраивает, потому что современный мир говорит нам не о любви как высшем проявлении самопожертвования, а о необходимости «брать от жизни всё», говорит, что нужно наслаждаться жизнью. И, конечно, при таком подходе к жизни ни о каком самопожертвовании речи быть не может. В этом случае человек не хочет брать на себя никаких обязательств совершенно. Ну, пожили год, два, может быть, даже пять, а может быть, и десять, — и можно спокойно разойтись… Причём ведь даже ещё бывает, что в таких союзах, если их можно так назвать, рождаются дети. И дети растут, имея совершенно непонятный социальный статус, и, конечно, это является огромной печалью.

Иногда люди говорят: «да, я верю в Бога, я христианин, но я не буду венчаться, потому что это очень серьёзно, это очень серьёзный шаг, и на него нужно решиться, а мы пока просто поживём, пообщаемся...». Это, в общем, тоже является очень странным утверждением, потому что если два человека решают жить вместе, то это уже определённое решение, определённый поступок, и, значит, это уже серьёзный шаг. Это нельзя рассматривать несерьёзно! И, соответственно, в этом случае человек должен обязательно нести ответственность перед своей второй половиной. Я как священник очень часто слышу, что из-за вот такой неопределённости люди живут каждый день в какой-то неуверенности, а по сути даже вообще в недоверии друг к другу. Ну как можно жить? Вот приходит человек на исповедь и говорит: «Я живу с человеком уже несколько лет, но не знаю — вдруг он завтра уйдёт?»  Да, он может уйти, если так построена жизнь... Но это же ненормально! Как можно так жить, в таком состоянии? Разве это семья? Разве это пара? Разве это какой-то союз? Это даже как-то назвать очень сложно. И, конечно, это всё, братья и сестры, является следствием того, что, в общем-то, любви в нашей жизни практически нет. Она отсутствует, мы потеряли её, потому что привыкли жить так, как хочется нам, как нравится нам, и порой из-за отсутствия любви мы не умеем построить отношения и с детьми нашими, и с нашими близкими, и с родственниками, потому что — да, мы думаем, что мы их любим, но это какая часто бывает любовь? Это часто бывает любовь эгоистичная, когда человек очень часто даже к детям своим относится так, что надеется: «вот, я родил ребёнка, чтобы потом, когда он станет взрослым, а я буду старым, он за мной ухаживал, обо мне заботился», и для людей именно это является тоже очень важной составляющей в рождении и воспитании детей.

Об этом, братья и сестры, конечно, можно очень много говорить, много рассуждать, но основные моменты мы с вами отметили, и я хочу вам лишь напомнить, что когда святой апостол уже был глубочайшим стариком и уже потерял определённую стройность речи, он повторял своим ученикам, тысячам людей, кого он привёл ко Христу, кого он крестил, повторял по много раз в день: «Детки, любите друг друга». Это была основная его заповедь, поэтому апостол Иоанн и называется апостолом любви. Поэтому в какой-то степени можно сказать, что и сегодня, братья и сестры, тоже день любви! Я вас поздравляю с этим, желаю, чтобы вы любили, чтобы вы были любимы, и вместе с тем чтобы эта любовь была наполнена, безусловно, подлинным, настоящим христианским смыслом, иначе это никакая не любовь. По молитвам святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Господь да укрепит нас в любви, да дарует нам любовь, ибо любовь есть дар Божий. Это великое счастье — быть по-настоящему любимым и любить. Ещё раз, дорогие мои, всех вас поздравляю с праздником, всех причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таин.

Протоиерей Димитрий Соболевский

Ростов–на–Дону
пр. Космонавтов 16а/32а
Важная информация