Любовь к Богу и ближним – это дар Божий. Но даётся он тому, кто видит в ближних своих  образ и подобие Божие…

Любовь к Богу и ближним – это дар Божий. Но даётся он тому, кто видит в ближних  своих  образ и подобие Божие… Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Сегодня, дорогие  о Господе братья и сестры, в неделю 15-ю по Пятидесятнице, мы с вами слышали  евангельское чтение, очень важное и значимое для жизни каждого христианина. В  этом чтении говорится о том, что однажды к Спасителю нашему, Господу Иисусу  Христу, подошёл некий законник, фарисей, знаток Закона Божьего. И, как чаще  всего это делали фарисеи, подошел к Спасителю не для того, чтобы напитаться  глаголами вечной жизни, не для того, чтобы попытаться понять новизну  евангельского учения и благовествования. А, как говорит Евангелие, подошёл,  искушая Его, с желанием «подловить», как бы мы сейчас сказали, Спасителя в Его  словах. Этот законник вопрошает Иисуса: «Скажи, Учитель, какая заповедь в  Законе Божьем большая?»    

Мы видим здесь явное лукавство, потому что, как можно  выделить в Законе Божьем большую или меньшую заповедь? Бог дал человеку, Своему  народу израильскому, единый Закон, который состоял из десяти заповедей, и  нельзя было выделить, какая из них большая или меньшая. Они все большие потому,  что  связаны друг с другом. Но Господь как бы не замечает этого лукавства  фарисея и говорит, скорее, даже не ему, а тем людям, которые были вокруг:  «Возлюбиши Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, всею мыслью твоею, всей  крепостью твоею. Вот эта и есть большая заповедь. А вторая подобная ей: возлюби  ближнего своего, как сам себя».    
Эти слова Спасителя, братья и сестры, прозвучали, как  укор для этого фарисея, который прекрасно знал о заповедях Божиих, который  прекрасно знал, что главная из них  – это любовь к Богу, а вторая – любовь к  ближнему. Но эти слова  Спасителя звучат укором и для всех поколений христиан. Они  звучат укором уже две тысячи лет. И сегодня эти слова, звуча в храме, укоряют  нас с вами. Потому что, если мы с вами посмотрим на свою жизнь, на своё  отношение к Богу, то  поймём, что мы не любим Его. Никто из нас не может  дерзнуть, сказав, что  любит Бога так, как об этом говорит Христос.    
Для того, чтобы это понять, можно привести такой житейский  пример. Когда человек любит кого-то, особенно, когда молодые люди встречают  свою любовь, то это всегда особая пора в их жизни. Пора особых переживаний, волнений,  может быть, даже страданий. И когда человек, действительно, любит, то он думает  о любимом, практически, каждое мгновение. Он засыпает и просыпается с мыслями  об этом человеке. Он думает об этом человеке, когда ест,  когда  работает или  учится. Всё в его сердце заслоняют мысли о любимом. И не может человек, который  полюбил, ни спать, ни есть, ни работать, ни учиться. В нём всё покрывает любовь.    
Спросим себя, а так ли мы относимся к Богу? Разве,  когда мы засыпаем или просыпаемся, когда  работаем или заняты чем-то ещё,  думаем  о Нём каждое мгновение нашей жизни? Разве не начинается наш день с того, что мы  подскакиваем с кровати и тут же думаем о том, как бы нам скорее начать решать наши  житейские проблемы, как накормить завтраком своих близких? А когда мы работаем,  то все наши мысли заняты только одним, чтобы «меня не наказал начальник, чтобы  меня похвалили». И мало кто из нас хотя бы на несколько минут подойдёт к окошку  в течение дня и обратится к Богу с молитвой о помощи. А когда наступает вечер,  то мы уже совершенно обессиленные, лишённые жизненных сил. И в том числе лишённые   сил потому, что не обращаемся к источнику жизни,  подающему эти жизненные силы.  Мы падаем на кровать с одной мыслью: «Бедные мои ножки, бедные мои ручки,  бедная моя голова, которая полна переживаний и тревог за близких, за детей».      
Из этого простого примера прекрасно видно, что мы не  любим Бога ни сердцем, ни мыслью, ни крепостью своей. И если говорить о наших  взаимоотношениях с близкими, то мы их тоже не любим. Мы не любим их так, как  это нам заповедал Господь. Св. апостол Иоанн Богослов в своём Послании говорит,  что тот человек, который утверждает, что он любит Бога, но не любит своих  ближних, лжец. Эти слова нас, братья и сестры, обличают, потому что мы все  попадаем под осуждение слов апостола. Ближние это не только те, кто живёт с  нами вместе в одном доме, в одной квартире. Но это все люди, которые нас  окружают, все наши знакомые. Каждый встреченный нами человек на жизненном пути  – это наш ближний. Но мы не любим этих людей, потому что  всегда предъявляем к  человеку завышенные требования.    
Святые отцы говорят: «Почему мы не любим своих  ближних? Потому что мы хотим их видеть такими, какими мы их себе представляем».  Мы не принимаем человека таким, каков он есть со всеми его немощами, недостатками,  пороками. Нет, мы предъявляем ко всякому человеку завышенные требования,  которые порой не предъявляем сами к себе. Почему у нас часто случаются  конфликты не только с людьми малознакомыми, но и с теми, с кем живём в одном доме,  в одной квартире, разделяем семейный очаг?  Потому что мы и к этим людям,  которых, конечно же, по-человечески любим, тоже предъявляем завышенные требования.  Мы не можем согласиться с тем, что человек таков, каков он есть. Нет, мы хотим  переделать человека под себя. Мы хотим сделать его таким, чтобы он для нас был  удобным и комфортным.    
Почему возникают конфликты между родителями и детьми?  Потому что мы, практически, всегда любим детей очень и очень эгоистично. Мы  хотим, чтобы дети были такими, какими мы их видим. Мы забываем о том, что  каждый человек уникален, что личность каждого человека свободна, и никто не  вправе лезть в душу другому человеку, если только он сам этого не захочет, и не  пожелает. Но мы очень часто ломаем своих детей, мы заставляем их делать то, что  мы считаем нужным, мы не уважаем мнение наших детей, мнение наших близких. Мы  считаем, что они должны во всём поступать так, как знаем мы. Да, конечно, в  какой-то степени мы имеем на это право потому, что у родителей всегда больше  жизненного опыта. Они желают блага своим детям. Но, тем не менее, не нужно  забывать о необходимости уважать выбор ребёнка. Не нужно думать, что если он  маленький, то не может иметь своего мнения, своего мировоззрения, которое может  отличаться от нашего. Но мы часто становимся диктаторами, тиранами в своих  собственных семьях.    
Часто приходится слышать о конфликтах в семьях, если,  например, один из членов семьи является верующим человеком, допустим, это мать,  которая ходит в храм, регулярно исповедуется. А муж – неверующий, он  отказывается принимать те правила и условия жизни, которые насаждает ему его  вторая половина. А дети, как между молотом и наковальней, между двух огней. Они  ещё маленькие и стараются, уважая свою мать, тоже ходить с ней в церковь,  иногда исповедуются и причащаются, но не во всём следуют тем правилам  христианской жизни, которым их мама принуждает. И вот такая семья – это  постоянный конфликт, это постоянное непонимание друг друга.    
До и после нового года часто слышу истории на одну и  ту же тему. Подходят вот такие женщины и говорят: «Батюшка, новый год – это  ведь праздник языческий, сейчас идёт пост, поэтому я запретила своим детям  смотреть телевизор, наготовила им картошки с солёными огурцами. Сказала, чтобы  они делали то, что я считаю нужным. Ну, а мужу я ничего сделать не могу. Он сам  себе всё наготовил».  Ну, и как, спрашиваю потом, у вас новый год прошёл? Да,  как он прошёл, отвечают, ужас, разругались, скандал и всё. И так вошли в новый  год.      
 О чём это говорит? О том, что мы не можем  пожертвовать собой. Не можем пожертвовать своим мнением. А ведь правильнее было  бы, если бы эта женщина пожертвовала собой, своими убеждениями, своими  правилами и смирилась бы. Любые правила – это ничто по сравнению со  взаимоотношениями между людьми. И провела бы этот праздник так, как просили её  дети, вместе с ними,  посмотрев пусть даже телевизор. Но зато потом бы она им  сказала: «А есть же и второй праздник, праздник Рождества, давайте проведём и его  вместе». И так год, два, три, пять лет, десять и ситуация бы в этой семье  изменилась. Потихоньку бы сместились ориентиры на другой праздник, на  христианский. И тогда, действительно, вера могла бы возгореться и в сердце её мужа,  и дети бы потом не стали отторгать всё. А ведь как часто бывает, что верующие  родители, буквально, насилуют волю своих детей, лишают их многих обычных  детских радостей, запрещают им гулять с детьми. А почему бы, например, не пойти  ребёнку в кино?    
Да, понятно, что мы сейчас живём в лукавое, страшное время,  очень боимся, переживаем за наших детей, но  мы не можем их всё время держать,  как в оранжерее. Когда-то наступит момент, что они из этой оранжереи выйдут, но  они будут совершенно не подготовлены к жизни. Они будут не готовы столкнуться с  теми проблемами, которые есть в этом мире. И очень часто происходит так, что дети,  которых ломают родители, которые были лишены многих радостей нормальной  человеческой жизни, радости общения со своими сверстниками, когда им  исполняется 15-16-17 лет, становятся неуправляемыми. Никто тогда, ни папа, ни  мама, не могут поставить им никаких преград – и происходит катастрофа.    
Они отходят от церкви,  от Бога, потому что в их  сознании всё, что связано с церковью и с Богом, это не радость жизни, не  радость общения между людьми, это одни запреты. Они знают, что церковь – это  один большой запрет. Потому что им не дали подлинно христианской любви, они не  вкусили её. Они не знают, что подлинное христианство –  это радость о Боге и  радость в Боге. И что это, прежде всего, чистые, правильные взаимоотношения  между людьми, основанные на любви ко Христу. Ничего этого в их жизни не было. В  их жизни было одно большое «нельзя». И тогда эти дети сокрушают свою душу,  пускаются во все тяжкие.      
Таких примеров, братья и сестры, тысячи. Сколько раз я  сталкивался в своей священнической практике с подобными ситуациями, буквально, упрашивал  и уговаривал таких родителей: что вы делаете? Вы калечите своих детей! Нет,  батюшка, мы их воспитываем в строгости. Но когда они становились более  взрослыми,  то такое потом устраивали своим родителям! В итоге – разрушенные на  десятилетия взаимоотношения. И нужно приложить максимум усилий и стараний к  тому, чтобы вернуть любовь и подлинно человеческие, семейные взаимоотношения  друг к другу.    
Безусловно, братья и сестры, что заповедь о любви к  Богу и ближнему – это весьма тяжёлая заповедь. Нам очень тяжело бывает её  принять, нам очень тяжело следовать этой заповеди. Но оттого, что нам тяжело,  это не означает, что эта заповедь неисполнима. А исполнима она будет тогда,  братья и сестры, когда, во-первых, мы с вами будем обращаться к Богу с молитвой  о даровании нам любви. Потому что любовь к Богу и к ближним – это дар, и мы  должны об этом просить Бога.  А, во-вторых, когда мы будем стараться найти в своём  ближнем что-то хорошее, ведь мы чаще всего видим в человеке плохое.       
Есть такое мнение, что каждый человек как бы состоит  из двух поверхностей души. То, что лежит сверху,  и что нам видно, это всё  плохое и греховное, что человек совершает в своей жизни. А именно – злоба,  ненависть, зависть, вражда, неприязнь. Это всё лежит на поверхности. Но в  каждом человеке заключён образ и подобие Бога. И в каждом человеке порой скрыты  даже от него самого какие-то самые замечательные черты его характера.    
В истории  было  немало случаев, когда человек, причём  с точки зрения обычной человеческой морали, «плохой человек», попадал в  экстремальную ситуацию,  и у него просыпались необыкновенные черты. Люди были  способны даже жертвовать своей жизнью ради своих идеалов, ради своей Родины. А  ведь люди, которые погибали на войне, были далеко не идеальными в жизни. У всех  них тоже были свои немощи, недостатки, но в такой ситуации в них что-то вдруг просыпалось.  Просыпалось то, что, действительно, называется образом и подобием Божиим. И вот  именно это мы должны любить в человеке. И в этом, братья и сестры, да поможет  нам всем  милостивый господь. Аминь.
Протоиерей Димитрий Соболевский

Ростов–на–Дону
пр. Космонавтов 16а/32а
Важная информация