«Как и у жителей Гадаринской страны, в жизни каждого из нас есть «свиное стадо», мешающее идти ко спасению»

Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа! Сегодня, дорогие о Господе братья и сестры, за Божественной литургии мы с вами слышали Евангельское повествование о том, как однажды Господь наш и Спаситель Иисус Христос вместе со Своими учениками отправился на противоположный от Капернаума берег, где располагался город Гадара. И далее говорится, что сойдя на этот берег, Спаситель на берегу сталкивается с человеком, который был одержим нечистым духом. Евангелист Лука описывает  состояние этого человека как абсолютно безнадёжное, потому что так сильно он страдал от мучавшего его демона, что разрывал на  себе одежду и очень часто убегал в таком состоянии, обнаженный, в пустыню, где палило солнце. Когда жители этого города, пытаясь как-то его как-то утихомирить, связывали его цепями, то он и их разрывал. И не мог такой человек жить в городе, а жил за его пределами, и местом его жилища были гробы - пещеры, в которых иудеи хоронили своих умерших.
Но когда этот бесноватый, несчастный человек сталкивается со Спасителем, то его устами сразу начинает говорить демон, который обращается ко Христу, говоря: «Что тебе до нас, Сыне Божий? Зачем ты пришёл прежде времени мучить нас?». Спаситель, обращаясь к демону,  спрашивает его, каково его имя, и получает ответ: «Имя моё легион». Действительно, не один бес был в этом человеке, а множество демонов обитало в его душе. Когда мы слышим подобное повествование, то иногда у нас может возникнуть мысль: «Почему это человек был бесноватый? Почему другие люди также были бесноватыми?» Почему были на протяжении всей истории Церкви Христовой и сейчас есть бесноватые, одержимые люди ? Неужели этот человек, гадаринский бесноватый, был более грешен, чем другие жители этой страны? Что же он сделал такого, что Бог попустил демону войти в него?
Мы знаем, что без попущения Божиего враг рода человеческого, диавол, не может причинить человеку никакого вреда. Так вот, братия и сестры, ответа на этот вопрос в полной мере мы не сможем найти. Потому что мы знаем только то, что всё в этом мире совершается под действием благой воли Божией. И есть порой вещи, которые невозможно объяснить рационально, путём человеческой логики. Есть вещи, которые превыше сознания человека. Лишь в конце времени, когда придёт новое небо и новая земля, после страшного суда Божия, - только тогда у праведников откроется это духовное зрение, и они смогут в полной мере найти ответы на эти вопросы. Потому что мы с вами живём в мире, в котором есть много несправедливости. И когда мы взираем на судьбу того или иного человека, то мы понимаем, что разные люди по отношению друг ко другу находятся в неравных условиях. И это начинается буквально с рождения человека: один ребенок приходит в этот мир благополучно, в хорошей семье, где он сможет получить доброе хорошее воспитание и образование, а другой ребенок рождается в семье наркоманов или  алкоголиков, больным человеком. И таких случаев в нашей жизни - огромное количество, и очень часто разум человеческий, который хочет найти на всё ответ, спрашивает, почему Бог попускает вот такому происходить в жизни человека.
Повторюсь, что мы не знаем ответ на этот вопрос. Потому что мы своим греховным человеческим разумом, мы, не имеющие духовного зрения, и не способные воспринимать все события в нашей жизни через призму этого духовного зрения, не можем знать ответы на все эти вопросы. Мы знаем одно наверняка: всегда и во всём в этом мире, в жизни каждого человека, действует эта всеблагая воля Божия. Значит Богу так угодно, чтобы люди рождались такими: чтобы один рождался бедным, а другой богатым, чтобы один был здоровым, а другой больным. Значит, на это есть воля Божия, есть определенный план Божий, замысел Божий о каждом человеке и о человеческом обществе в целом. И почему этот человек, Гадаринский бесноватый, был одержимым, был с большим количеством демонов, мы знать не можем.
И тогда Господь встречает этого несчастного человека (а мы можем представить себе, каково было его состояние, когда этот человек многие годы жил в таком ужасе, когда его воля, разум,  душа его, были скованы действием нечистой вражеской силы). Фактически жизнь этого человека еще здесь на земле превратилась в ад, в адское существование, и его уделом было кладбище, местом его обитания были могилы, где находились кости разложившихся людей и постоянное веяние смерти. И вот тогда Господь обращается к этому демону, обращается к легиону демонов и повелевает, чтобы они покинули душу этого человека. На что демон, говоривший со Спасителем, просит Его о том, чтобы Он не просто изгнал их из этого человека, а чтобы позволил этим демонам вселиться в стадо свиней, пасущихся неподалеку.
И вот тут может возникнуть вопрос: «А откуда там взялись свиньи?». Ведь это было место, где жили иудеи, а для иудеев свинина была нечистой пищей. Не имел право иудей вкушать свинину, потому что, по их мнению, свинья была нечистым животным. Это было нарушение ветхозаветного правила. Значит, это говорит о том, что недалеко от этого места начиналась область, где жили другие, языческие народы, которые употребляли в пищу свинину. И вот эти иудеи разводили свиней и продавали их язычникам. Они поступали лукаво, рассуждая примерно так: «Мы иудеи, нам нельзя есть свинину, но мы будем зарабатывать деньги тем, что будем продавать свинину другим, языческим народам, которые живут рядом с нами». А ведь по сути, если был запрет на употребление свинины, то значит, и разводить её по этому закону было нельзя. Но жители той страны были, видимо, укоренены в осознании своей праведности, своего превосходства над другими народами. Потому что наверняка среди жителей этой страны были и книжники, и фарисеи, и вот в состоянии этой ложной праведности они не считали зазорным поступать таким образом.
Почему демон просит о том, чтобы Господь позволил войти в стадо свиней? А причина очень проста: потому что злу для того, чтобы действовать в этом мире, нужна некая площадка, нужно некое место обиталища. Почему демон приводит этого бесноватого на берег? Ведь казалось бы, наоборот, он должен бежать от Спасителя, а он приход и встречает Его… Потому что демон трепещет. Потому что зло понимает свою слабость, свое бессилие перед Богом. Потому что там, где ступает Бог, там, где действует Его Божественная благодать и сила, зло трепещет и ужасается. И вот в этот момент демон предстает перед нами как некое пресмыкающееся животное, какой-то шакал, скажем так, который понимает, что сейчас его пнут ногой и он должен будет бежать, скуля от боли и от обиды. И вот это пресмыкающееся существо просит Бога, чтобы Господь позволил ему войти в стадо свиней. Чтобы дальше иметь возможность действовать в этом мире.
Мы видим из этого, что дьявол ничего не может сделать человеку, если на то не будет попущения Божиего. Это настолько бывает полезно, братья и сестры, знать всем нам, людям живущим в окружении убеждения о том, что человеку могут причинить зло какие-то колдуны, какие-то экстрасенсы, бабки, знахари. Что кто-то может человеку просто так, движимый своей волей и своим желанием, причинить зло. Не может. Ни один человек. Даже человек, действующий в интересах зла, даже являющийся его служителем, без попущения Божия не может причинить никакого зла другому человеку. Потому что зло, дьявол, даже в животных не может вселиться без попущения Божиего. И вот Господь разрешает демонам войти в стадо свиней, и как только это происходит, то, естественно, эти животные оказываются взбесившимися. В этом месте был высокий берег, и все эти свиньи, все это большое стадо кинулось в воды Галилейского озера и утонуло. И вот тогда прибежали к этому месту жители этой страны. Сбежались гадаринцы, и что же они увидели?! Они увидели, что рядом с ногами Спасителя, на земле, находится этот несчастный человек, который совершенно спокоен, который имеет совершенно здравый вид, и который беседует со Христом. Человек, который столько лет наводил ужас и трепет на жителей этой страны. С одной стороны, они видят совершившееся чудо Божие.
А с другой стороны, жители страны видят, что нет их стада,  что все свиньи утонули, что нечего им будет продавать язычникам. И вот тогда эти люди, пораженные Божиим чудом, вместе с тем просят, чтобы Христос покинул пределы их земли. Чтобы Христос не входил в их город. Вы представляете каково безумие этих людей?  У этих людей, живших в гордыни, в ощущении своей правильности и превосходства, не нашлось места для Бога. Люди, которые своими устами чтили единого Бога, выполняя до мелочей предписания закона Божиего, видя явное чудо, просят чтобы Бог покинул их землю. Когда происходит вот такая встреча с Богом, внезапная, «лицом к лицу», человек часто бывает к этому не готов. Эта встреча произошла ни в синагоге, где они собирались каждую субботу и слушали поучения закона Божиего, ни в беседах с книжниками и раввинами, ни в храме Соломона в Иерусалиме, куда они приходили несколько раз в году для принесения своих жертвы. Нет, вот такая встреча с Богом, внезапно охватившая их и приведшая в ужас! И эти люди изгоняют Бога из своей среды, потому что места для Него нет - ни в их городе, ни в их сердцах, ни в их душах. И Христос покидает это место. Христос садится на лодку и переплывает обратно, на другую сторону Галилейского озера.
Но перед тем, как Ему вернуться, Он вновь беседует с этим несчастным человеком, с единственным жителем той страны, который обращается ко Христу с просьбой позволить не оставаться ему здесь. Человек этот желает сесть на лодку и переплыть со Христом, чтобы и дальше быть рядом со Спасителем. Но Христос говорит этому человеку, что этого делать не нужно: «Вернись в свой дом, вернись в свой город и там говори всем, что с тобой произошло». Мы можем представить, что наверняка этому несчастному человеку сделать так было крайне тяжело. Потому что он прекрасно понимал, как к нему относились столько лет жители это города, как его ненавидели, боялись. И как ему теперь вернуться в это общество, как ему теперь вести себя с этими людьми?! Но это единственный человек, который доверился Богу. Он слушает слово Божие и там проповедует жителям, этим костным, гордым людям о том, что с ним произошло. И наверняка, среди этих людей нашлись те (пускай и было их немного), кто его голос услышал и потом пошел за Спасителем.
Вот эта история, братья и сестры, Евангельская история, она имеет прямое отношение и к нам. Потому что очень часто в нашей жизни бывает так, что мы не находим места для Бога. Нет в нашей жизни места для Сына Божиего. А вот внешне все может выглядеть совершенно иначе. Мы точно также можем в воскресный день собираться в храме Божием, мы точно также можем читать утренние и вечерние молитвы. Мы точно также можем поститься в среду и в пятницу то есть выполнять некие внешние формы. Но при этом Бога в нашей жизни может не быть. Мы сами не пускаем Его в свою жизнь. А точнее, мы выделяем некую часть, некий сектор своего сердца, своей души, куда можно войти Богу. Но во все остальное вход закрыт! И очень часто мы не готовы, действительно, откликнуться на голос Божий. Потому что у нас нет времени. Потому что у нас есть работа, есть заботы. У нас есть свои стада свиней, которые мы жалеем, ради которых мы живем и к которым устремлены все наши мысли, все наши деяния, все наши заботы и переживания. У каждого из нас в жизни есть такое свиное стадо, которое мы, ой, как боимся потерять! Поэтому мы боимся, как бы Бог не ворвался так же внезапно в мою уже размеренную жизнь, где все расставлено по полочкам, где все продумано до мелочей, до самой пенсии и после нее. И пусть ни одно событие, даже самое чудесное, даже самое необыкновенное и спасительное не произойдет!
Я надеюсь, братья и сестры, что каждый из нас сегодня услышал это слово. Что каждый из нас примерял это слово к себе, к своей жизни. И на предстоящей неделе каждый из нас будет размышлять и думать: «А что же в моей жизни является таким «свиным стадом», которое мешает мне идти ко спасению?». Аминь.

протоиерей Димитрий Соболевский

Ростов–на–Дону
пр. Космонавтов 16а/32а
Важная информация