"Храм будет расписан полностью." Беседа с иконописцем Максимом.

"Храм будет расписан полностью." Беседа с иконописцем Максимом. Церковь, основанная Господом Иисусом Христом, олицетворяет собой Небо на земле, Царствие Небесное, пришедшее в силе. Входя в храм для молитвы мы восходим на Небо и предстоим Богу в окружении святых и ангелов. Для того чтобы полнее воплотить идею  храма как Царствия Божия, Церковь стала прибегать к изображениям - иконам, фрескам, мозаикам. Традиция росписи храмов восходит к IV в, когда закончились гонения на Церковь  и христиане получили возможность открыто собираться в храмах для совместных богослужений В VII-IX веках был период иконоборческой ереси, когда иконы и фрески принудительно уничтожались. Но эта ересь была предана анафеме на 7 Вселенском Соборе (787 г), и окончательно преодолена в 843 г на Константинопольском соборе, когда было провозглашено "Торжество православия". После этого иконописное творчество возродилось с новой силой. На Руси расцвет иконописи приходится на XIV-XV века, когда творили величайшие иконописцы св. Андрей Рублев, Даниил Черный, Дионисий. Их росписи входят в сокровищницу мировой культуры.
23 ноября начались работы по росписи стен нашего храма. Мы беседуем с иконописцем Максимом возле первой фрески, с которой началась работа. Она изображает житие пророка Ионы. Слева призвание пророка, отплытие его на корабле. В центре чудище морское - кит, который поглотил Иону и во чреве которого пророк пробыл 3 дня (один из прообразов смерти Господа нашего Иисуса Христа и его тридневного Воскресения). Рядом это же чудище извергло пророка из чрева. Справа пророк в тени древа, посредством которого Господь вразумил Иону, а ниже он исполняет повеление Божие  — проповедует Ниневитянам.

Максим, вы длительное время занимаетесь иконописью. Расскажите в чем особенность этого вида искусства и его отличие от обычной живописи?
Есть техническое и духовное отличие. Приемы написания иконы отличаются от реалистичных картин. Это и подчеркнутая условность изображения, и обратная перспектива, и отсутствие внешнего источника света. Различие существует и в материалах. Для иконописи  используются особые материалы — сусальное золото, натуральные  краски из перетертых камней, натуральная олифа. Технологии старинные средневековые.

Икона — откровение Божие, высказанное языком линий и красок, которое дано и всей Церкви и отдельно человеку. Икона - вне времени, она — символ инобытия в нашем мире.
Как передается опыт создания икон? Где вы обучались иконописи?
Есть люди которые еще в советское время сохраняли традицию и  возрождали ее. Я обучался в мастерской известного ростовского иконописца В М Бакланова. А он в ранней юности учился в Мстерском художественном училище. Это было  в советское время. У них преподавали иконописцы, которым запретили иконопись,  они делали коробочки. Но это были люди еще дореволюционного поколения. Носители традиции.

Кроме того в наше время есть масса изданий, посвященных этому виду искусства.

Что важно для иконописца? Какими качествами должен обладать, человек пишущий иконы?
Обязательно должны быть самодисциплина и уважение к традиции. В современном мирском искусстве основная идея — новаторство, самовыражение. А иконописание — служение и аскетическое делание. В церковном искусстве ты становишься проводником коллективного опыта. Сотворцом предшествующих поколений. Уважение к иконописной традиции рождает канон, правило.
Кто из иконописцев для вас пример?
Много любимых и безвестных. Ведь авторство иконописца намеренно скрывается, потому что икона — творение соборное. Только некоторые имена сохранило Предание, как например, Андрей Рублев, который причислен к лику святых Православной Церкви. Смотришь на иконы древних иконописцев и ощущаешь, что это какие-то сверхлюди были. Что-то они такое знали, что нам вообще не дано.
Раньше вам приходилось расписывать храм?
Нет. Приходилось только помогать.
Я знаю, что вы писали иконы для иконостаса...
Да, все, кроме двух: святой Блаженной Ксении Петербургской и святого Димитрия митрополита Ростовского.
В чем отличие росписи от написания иконы?
Прежде всего объем работ, конечно. И масштабы другие. Приходится работать на другой поверхности,  поэтому для  росписи используется другой грунт. На иконах мы сами делаем грунт из мела с желатином, а здесь грунтом занимаются маляры. Ну и конечно физическая нагрузка увеличивается.
А что сложнее ?
Это я вам позже смогу сказать. Сейчас еще рано делать выводы, работа только началась

А как происходит работа над фреской?
Сначала делаются эскизы. Они утверждаются у настоятеля. Потом разрабатывается копия на картоне в натуральную величину. С картона переводится на стену и уже здесь уточняется рисунок.
Как вы оцениваете сколько по времени займет работа по росписи нашего храма?
Я думаю примерно года 2, хотя сложно сказать. Конечно, я буду работать  не один, расписывать храм будут несколько иконописцев.
Почему решили начать роспись с клироса?
Сначала хотели начать работы в алтаре. Но потом настоятель благословил начинать с клироса. После перейдем в алтарь.
Максим, в работе вы строго следуете образцу или дополняете что-то от себя?
Глобально следую. Но в деталях могу дополнить что-то от себя.
Кто осуществлял выбор сюжетов для росписи и чем при этом руководствовались? Есть какие-то правила?
Есть традиция что писать в определенных местах, но она не жесткая. (См  описание классической традиции росписи храма) На куполе как правило изображают Христа У нас будет Христос Пантократор (Вседержитель). На парусах — Евангелистов.  В алтаре, где апсида планируется икона Божией Матери Знамение. Наверное, там будет еще Евхаристия — Причащение апостолов. Возможно, вокруг апсиды пророки. Здесь на потолке над клиросом — 12 апостолов. Но это пока в стадии обсуждения. Стена, где клирос, — житие пророка Ионы, жертвоприношение Авраама. Район лестницы — чудо Архистратига Михаила в Хонех. Оно описано в Житии преподобного Архипа. На западной стене чаще всего изображаются ветхозаветные сюжеты. Часто пишут Страшный Суд. Собственно храм — новозаветные сюжеты — Страсти Христовы или фрагменты из жития Пресвятой Богородицы А уж какие именно и как их располагать мы будем решать с настоятелем. Я что-то предлагаю, он предлагает. Мы обсуждаем.
Интересно, а у нас будет изображен Страшный Суд?
Насчет Страшного Суда еще не решили. Я бы конечно писал с удовольствием. Нашел уже массу материала Но там потолок и стены сложной формы. Будем смотреть. Пока еще не известно.
Список святых, изображения которых планируется включить в роспись довольно объемный. (См примерный список фресок) Уместятся ли все?

Мы будем стараться максимально заполнить фигурами и композициями каждый кусочек свободного места.  Где невозможно написать фрески будет орнамент. А где уж совсем ничего не получится — закрасим. Храм будет расписан полностью. Везде, где возможно будем стремиться писать святых  - это же молитвенники за нас перед Богом. Будут и ростовые иконы, и поясные, и в кружочках.
Прослеживается какая-то смысловая связь между фресками?
Тематика росписей распределяется в зависимости от смысла храма в целом и от смысла его отдельных частей. Но поскольку жесткого закрепления в частностях не существует, в разных храмах росписи выглядят по-разному. Допустим идет пояс акафист Пресвятой Богородицы и сцены на каждую песнь акафиста. Ниже может быть написано мученичество святых. Сюжеты разные, но смысл они определяют один — вера Церкви в Единого Бога и служение Ему.
В Свято-Казанском храме уже есть помещение, стены которого полностью расписаны фресками. Это трапезная. Мы приводим здесь фотографии фресок трапезной, т к они позволяют примерно представить будущий вид нашего храма.


Ростов–на–Дону
пр. Космонавтов 16а/32а
Важная информация