Интервью настоятеля Свято-Казанского храма официальному порталу Ростовской епархии всвязи с реставрацией кафедрального собора

Интервью настоятеля Свято-Казанского храма официальному порталу Ростовской епархии всвязи с реставрацией кафедрального собора Перед началом масштабной реставрации соборного храма редактор официального сайта Ростовской-на-Дону епархии побеседовала с председателем Приходского совета Ростовского кафедрального собора, настоятелем Свято-Казанского храма протоиереем Димитрием Соболевским.

История соборного храма Ростова, как и многих православных храмов России, неразрывно связана с историей Российского государства. Они являлись свидетелями тех событий, которые происходили вокруг них и во многом были порождением своей эпохи. Проект Кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы принадлежит архитектору Его Императорского Величества профессору Константину Андреевичу Тону. Это был один из «образцовых» проектов храмов. Высочайшим указом в 1841 году они были рекомендованы в качестве образца подлинно национальной архитектуры.

Начавшаяся в наши дни реставрация главного соборного храма нашего города должна вернуть собору тот его «образцовый» облик, который был задуман императорским архитектором. Тогда, полтора века назад, городу и городскому купечеству, строившему храм, пришлось отказаться из-за необходимости удешевления строительства от многих элементов первоначального проекта. В XIX веке Ростов оказался городом, который сумел воплотить творения столичных зодчих, произведения которых формировали Ростов как город европейской градостроительной культуры.

Собор пережил и годы гонений на Церковь, и времена возвращения забытых идеалов. Сегодня по-прежнему этот памятник храмового зодчества XIX века – духовный центр Ростова-на-Дону. По мнению тех, кто руководит сегодня городом и Ростовской епархией, мы – наследники своего прошлого – имеем обязательство перед будущими поколениями – сохранить соборный храм Рождества Пресвятой Богородицы в том виде, в каком история сохранила его для нас.

Инициатива масштабной реставрации соборного храма нашла отклик в Правительстве Ростовской области, Администрации города, в кругах широкой общественности. Для содействия проведению реставрации в 2012 году создан общественный орган управления восстановительными работами – Попечительский совет реставрации Кафедрального соборного храма Рождества Пресвятой Богородицы. На заседании Попечительского совета Глава Донского региона подчеркивал необходимость привлечения наибольшего числа общественных сил к решению задачи восстановления Ростовского кафедрального соборного храма: «Собор имеет статус объекта культурного наследия, памятника истории и культуры регионального значения. Механизмы решения проблемы его реставрации должны быть выработаны путем совместных усилий власти, Донской митрополии, крупного бизнеса, влиятельных общественных организаций».

По словам Главы Донской митрополии, восстановление Кафедрального собора – удивительного памятника архитектуры и искусства – должно положить начало восстановлению исторической части города – Соборной площади и прилегающих зданий. Этого требует не только объективная необходимость реставрации соборного храма, но и реальность сегодняшнего дня – городу должен быть возвращен первоначальный исторический облик.

— Отец Димитрий, исследовательские работы завершены и в соборе началась реставрация. Каково состояние здания накануне реставрации?

— Действительно, проектно-изыскательские работы подходят к завершению, и начинается этап реставрации соборного храма. Мы получили положительные результаты историко-культурной экспертизы эскизного проекта, научно-проектная документация по реставрации была согласована в Министерстве культуры Ростовской области.

Проведенные исследования выявили серьезные нарушения работы систем электроснабжения, водоснабжения здания, отсутствие вентиляции и кондиционирования воздуха. Собор имеет видимые трещины несущих конструкций, деформацию фундамента, грунты его основания заметно проседают. Замер динамической нагрузки, производимой транспортом, показал негативное влияние близости транспортных развязок. Срочного укрепления и реставрации требуют настенные росписи собора.

Стоит сказать, что за последние 150 лет в храме не было ни одного капитального ремонта.

Сейчас мы видим, как устанавливают строительные леса по периметру собора, они будут подняты до центрального барабана.

Задачи текущей реставрации состоят в тщательном изучении памятника, в поиске и исследовании первоначальной живописной основы, утраченной или оказавшейся в самом низу своеобразного «слоеного пирога» из масляной краски на стене.

По мнению эксперта-искусствоведа Е.В. Кузнецовой, Ростовскому собору требуются и очень важные архитектурно-строительные реставрационные работы. Необходимы повсеместные укрепления грунта и красочного слоя, особенно остро этот вопрос стоит по отношению к верхней части собора. Также эксперт приходит к выводу, что одна из самых серьезных проблем заключается не только в укреплении основы, укладке вздутий краски и штукатурки, но в выравнивании общего художественного облика интерьеров памятника, стилистики его росписей, приведении их в соответствие с первоначальным замыслом созидателей Ростовского собора Рождества Пресвятой Богородицы.  

— Что будут ремонтировать в первую очередь?

— Уже сейчас идет первый этап реставрации Кафедрального собора — реставрация западного притвора. Одновременно с этим идет процесс создания новых куполов. Уже сделаны их точные замеры, подписан договор на изготовление. После проведения тендера выбрано предприятие из Челябинска.

Покрытием куполов собора станет нитрид титана. Однако он будет отличаться от классического варианта, который можно увидеть на многих куполах храмов. Это более усовершенствованная технология: нитрид титана с покрытием, которое дает матовость. По внешнему облику такое покрытие практически не отличается от золочения. Такие купола намного более долговечны, ведь любое золотое покрытие, особенно наружное, потребует в недалеком будущем полной замены либо серьезной реставрации – как в случае с теми куполами, что венчают сейчас собор. При выборе покрытия куполов были учтены в том числе и климатические нагрузки: осадки, ветер, а у нас в Ростове сильные ветра, – оказывают абразивное действие. На купола с покрытием из нитрида титана производитель дает гарантию 50 лет.

Важно также, что такое покрытие дает значительное удешевление. Сусальное золото для наружных работ – это дорогостоящий материал, и если существует аналог, не такой дорогой, рациональнее использовать именно его. Получается, что удешевление существенное, а эффект восприятия – такой же.

Также необходимо добавить, что купола на соборе имеют неправильную форму. Это очень хорошо видно, если подниматься по Соборному со стороны набережной Дона. Центральный купол — кривой, форма его каркаса неправильной формы. Поэтому с центрального купола мы снимем обшивку и на ныне существующий каркас наденем еще один, что исправит форму. Купол станет более вытянутым – приобретет ту форму, которая соответствует размерам и масштабам здания. Мы планируем, что к Пасхе в соборе будут новые купола.

В течение ближайшего времени будут полностью заменены все окна в соборе. Они будут деревянными, что более экологично. Такие окна позволят формироваться в помещении более правильной среде. Установкой окон занимается группа компаний  «СВ Окна» (эта подрядная организация работала над реконструкцией 14-го корпуса Московского Кремля, Грановитой Палаты, Ново-Иерусалимского монастыря и других не менее сложных объектов).

— Известно, что иконостас не соответствует канонам. Каким должен быть «правильный» иконостас? Из каких материалов он будет изготовлен? И что будет с тем, который находился в соборе до реконструкции?

Все три иконостаса собора — не первоначальные исторические. Нынешний центральный иконостас установлен в 1970-е годы. На фотографиях 1960-х годов изображен другой, одноярусный деревянный иконостас – тоже не исторический. Он был установлен как временное сооружение.

Тот иконостас, который мы видим в центральном приделе сегодня, имеет форму кувуклии – как в Храме Христа Спасителя в Москве. Но не может быть три кувуклии, она может быть только одна – как в Иерусалиме над Гробом Господним. У нас же в соборе их три. Кроме того, в центральном алтаре и в приделах то, что мы называем кувуклией, – это всего лишь декорация. Она не завершена, кувуклия должна полностью «входить» в алтарь, опираться на колонны. Соборные алтарные конструкции затрудняют правильное движение воздуха в алтаре, здесь бывает и душно, и холодно. Сохраняется высокая влажность, потому что нормально не движутся потоки воздуха. Это привело к тому, что росписи алтаря сохранились гораздо хуже, чем в остальной части храма.

Проект нового иконостаса разрабатывает Троицкое братство «Щигры», которое имеет большой опыт в их создании. Уже сейчас разобран иконостас в приделе Петра и Павла. Иконостасы не будут просто демонтированы – их отдадут в строящиеся и реставрируемые храмы. В частности, иконостас из Петропавловского придела будет передан в Николо-Матроновский храм Батайска. Также в ходе реставрации часть церковной утвари, облачения были переданы в другие храмы, где только начинается приходская жизнь.

Новый иконостас будет изготовлен из ценных пород дерева с резьбой, золочением. Когда завершится проектирование иконостаса, его 3-D макет будет доступен на сайте собора.

— Что еще в современном облике собора является неканоничным?

— Ныне существующий притвор – его не было в первоначальном проекте. Он был построен уже в XX веке, и играет очень важную роль. Но здесь другое затруднение – сейчас люди входят в собор как бы зигзагом, сбоку. Нет центрального парадного входа. Он будет открыт, также останется нынешний вход, который станет боковым, и откроется второй боковой вход, ранее он существовал, но был заложен. То есть будет три входа в собор. Росписи притвора не представляют художественной ценности, поэтому будет переписываться полностью в соответствии с общим стилистическим решением.

— Будут ли изменены акустические характеристики здания храма? Какой будет новая система освещения? Система вентиляции?

— Сейчас уже практически завершены проекты звукоусиления, системы освещения. Собор будет иметь внутреннюю и наружную подсветку, при этом, по проекту, светильники практически невидимы. Подсветка будет иметь несколько режимов работы – будничное освещение, праздничное. Презентация системы подсветки станет доступна на сайте собора.

Чтобы сохранять живопись собора, микроклимат, температурный режим будет создана современная система вентиляции и кондиционирования воздуха. Кто ходит в собор, знает, что зимой температура воздуха внутри – около четырех градусов тепла, летом же – очень жарко.

— Храмовая настенная живопись представляет ли историческую и художественную ценность?

— Расположение росписей можно назвать классическим для храмовых построек середины – второй половины XIX века. Несмотря на то что архивных сведений и документов о первоначальном выполнении монументально-декоративных работ пока не выявлено  (большая часть документов БТИ и Государственного архива Ростовской области была утрачена в годы Великой Отечественной войны), по характеру живописи и ее композиции можно сделать предположение о том, что ее создание могло относиться к моменту освящения собора в 1860-м году. Известно только, что расписаны стены храма были на средства потомственного почетного гражданина Ростова И. С. Панченко. По сохранившимся историческим сведениям, внешний и внутренний облик собора оставался практически неизменным до 1920-х годов.

Следует особо подчеркнуть, что состояние росписей было бы намного плачевней, если бы не бережное отношение духовенства и горожан к своему храму. Неоценимую лепту в сохранении уникального цикла стенописи внесли художники и иконописцы Иван Иванович Волков  (1884 – 1962) и его жена Александра Васильевна Подорожная  (1882 –1940-е), возобновлявшие росписи в 1929 году. В начале 1950-х годов И.И. Волков вновь принимал участие в восстановлении живописи и поновлении храма.

К настоящему моменту вопрос о научной реставрации внутреннего убранства храма, прежде всего живописи, стоит довольно остро. Масляная роспись, традиционная для XIX столетия, гораздо хуже выдерживает ход времени по сравнению с более устойчивой фреской. Масляная краска образует непроницаемую пленку на поверхности стены, из-за этого любые изменения температуры и влажности ведут к появлению трещин и шелушений, покровные слои темнеют. В процессе реставрационных осмотров зафиксированы трещины штукатурного слоя, трещины и участки отслоения красочного слоя. Общее загрязнение стен наблюдается по всей поверхности. Стенопись несет следы нескольких чинок и поновлений. Все эти факторы привели к тому, что постепенно как бы скрывался художественный строй памятника, затушевались детали некоторых изображений, ведь зачастую сюжеты прописывались интуитивно, по несохранившейся либо видоизмененной основе.

В результате пробных раскрытий, а также технико-технической экспертизы слоев выяснилось, что первоначальная живопись Ростовского кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы выполнена в той же технике, что и настенная живопись Храма Христа Спасителя. Прослеживается очевидная связь со стилями В.М. Васнецова, М.В. Нестерова и В.В. Беляева.
Несмотря на множественные поновления и искажения рисунка, эксперты отметили прием прозрачного и воздушного свечения, характерного для духовной живописи Виктора Михайловича Васнецова.
Однако, однозначного ответа, принимал ли участие в росписи собора сам художник или только его последователи, нет.

— Какие изменения в облике собора будут соответствовать проекту Тона? Возможно ли собору вернуть первоначальный облик? По каким историческим документам?

— Концепция реконструкции такова, что многие работы будут проводиться с целью максимального восстановления того архитектурного облика, который задумывал архитектор Константин Андреевич Тон. К сожалению, изображений или описаний первоначального внутреннего убранства не сохранилось, все это было утеряно. Но мы знаем, что прототипом Ростовского собора стал Введенский собор Преображенского полка в Санкт-Петербурге, ныне разрушенный. Но сохранились его чертежи – именно на них специалисты опирались в создании проекта интерьера. Все, что будет сделано – и снаружи, и интерьер – максимально приближено к тому, как это задумывал Тон. Мы стараемся сохранить то, что в соборе представляет историческую ценность.

— Далеко не все решения митрополии поддерживаются ростовчанами, и в вопросе реставрации собора тоже. Язвительные придирки в основном обращены к финансовой стороне проблемы: откуда возьмутся средства на реставрацию? Прокомментируйте, кто финансирует проект и как горожане смогут следить за этим процессом?

- Система финансирования прозрачна абсолютно – на сайте собора регулярно обновляются данные по поступлению денежных средств — от организаций и частных лиц вплоть до десяти рублей. Любая сумма, перечисленная на счет собора, отражается на сайте. Также есть раздел расходной части – на что идут деньги. Любой человек может это увидеть.

Придирки могут исходить только от людей, которые в собор не ходят, не участвуют в богослужениях, особенно зимой, или же они не видят, в каком состоянии находится здание. Все разваливается, облупливается. К тому же собор – не только культовое сооружение, но памятник архитектуры регионального значения, охраняется государством. А под охраной подразумевается и поддержка государством этого памятника. Человек может не причислять себя к членам Православной Церкви, но для каждого жителя города должно быть естественным желание сохранить тот облик города, который нам завещали предки. К тому же не каждый город, удаленный от обеих столиц, может «похвастаться» архитектурными памятниками, созданными по образцовым проектам столичных зодчих.

— Сейчас в соборе снимают многие иконы. После реставрации здания они будут возвращены или же появятся новые?

— Большая часть икон останется в соборе, заменены будут только киоты. На время реставрации соборного храма иконы будут сохраняться в Свято-Иверском женском монастыре.

— Среди ростовчан ходят слухи, что собор закроют на время реставрации. Так ли это?

— Это неправда. Несмотря на реставрационные работы, собор по-прежнему будет открыт ежедневно, по тому же расписанию будут совершаться богослужения. Естественно, в ходе реставрации определенные части собора, может быть, даже большая часть будет недоступна, но полностью собор закрыт не будет, и богослужебная жизнь не будет прерываться. Я уверен, что прихожане соборного храма с легкостью и радостью претерпят временные неудобства.

еседовала: Евгения Аверьянова.

Ростов–на–Дону
пр. Космонавтов 16а/32а
Важная информация