Интервью настоятеля Свято-Казанскго храма журналу "Вестник Донской Митрополии"

Интервью настоятеля Свято-Казанскго храма журналу "Вестник Донской Митрополии" – Отец Димитрий, первое, что поражает в Вашем приходе, - большое число самых разных объединений, структурных подразделений, масса проводимых мероприятий, проектов. Поражает удивительная активность и жизнеспособность прихода. Скажите, как организуются эти направления деятельности: по инициативе «сверху», от священства, или, быть может, стихийно, органично, из запросов самого прихода?

– Создание нового направления деятельности прихода бывает по-разному. Некоторые идеи появляются у меня, как настоятеля, у наших клириков, у ближайших помощников. Бывает и так, что предложения исходят от прихожан. Когда приходская жизнь уже налажена, когда есть жизнеспособная община, часто инициативы проведения различных мероприятий исходят от прихода. Либо какие-то идеи рождаются стихийно. А бывает, что-то лежит на поверхности, и позже понимаем: «что же мы раньше к этому не пришли?».
– Например?..
– К примеру, наше молодежное движение официально оформилось только год назад, на праздник Покрова Божией Матери. Но это же не значит, что до этого времени у нас не было молодежи или что она не была никак организована. Молодежь была и проявляла себя активно. И вот когда сфера их деятельности расширилась, пришло понимание, что необходима более организованная структура, чтобы объединение не превращалось в некий «междусобойчик» (как, к сожалению, часто бывает в приходах).
То же можно сказать и об организации духовно-просветительских курсов при храме. Сейчас это филиал епархиального центра «София», но у нас сохранился статус епархиальных курсов. А предшествовали им беседы о Боге, вере и Церкви. Но в определенный момент пришло понимание того, что нашим прихожанам мало просто бесед. Им нужно было что-то более серьезное, что имело бы формальные рамки. Им нужны новые предметы (не только изучение текстов Священного Писания) и, наконец, нужен был официальный документ об окончании этих курсов. Получив такой запрос, мы разработали программу двухгодичных курсов, пригласили лучших в епархии педагогов, имеющих высшее богословское или светское образование. Так и образовались наши курсы, хотя, как видите, мы и планировали их. Просто поняли, что для людей это важно. И это, действительно, оказалось, очень важным: слушателей курсов это дисциплинирует. Ведь как часто бывает на обычных беседах: люди послушали, покивали головами: мол, да, батюшка хорошо рассказывает, полезную информацию сообщает. Потом разошлись, снова встретились – и спроси их, о чем говорили, - не все ответят, вряд ли вспомнят. А здесь нужно готовиться, писать рефераты, сдавать экзамены. Людей, давно отучившихся в свое время (и часто забывших, что такое вообще учебный процесс), удивительным образом мобилизует.
– А если говорить о взаимодействии приходов. Перенимаете ли вы их опыт, или все таки создаете свои проекты?
– Конечно, мы перенимаем положительный опыт других приходов. Например, золотошвейная мастерская – это результат нашего взаимодействия с приходом Св. Иоанна Воина. Надеемся, что и у нас будет чем поделиться с желающими из других храмов.
Новой традицией в нашем храме становится совместные чаепития. И пусть это не кажется слишком банальным. Идея организации таких трапез появилась совсем недавно. Я заметил, что, особенно в теплое время года, люди после службы не расходятся, а собираются, общаются. Это всегда очень приятно видеть. Вот и появилась мысль об организации для прихожан чаепитий – для простого, душевного общения, чего, честно сказать, не хватало. Благодаря этому, кстати, нашлась еще одна работа для нашей молодежи: они сами готовят такие трапезы. Нашлись благотворители, купили кулеры для воды: так всегда бывает – главное, начать, а твое доброе начинание поддержат. В результате, каждое воскресенье после службы у нас собираются как минимум 100 человек. Люди знакомятся, общаются, помогают друг другу. Это очень хорошая традиция. Так было в Древней Церкви. Были так называемые агапы (Агапа – [греч. ἀγάπη – «любовь»], в христианских общинах I-V вв. особая совместная трапеза - «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии). Сейчас трапеза после службы тоже совершается, но чаще всего, она устраивается для священства и тех, кто помогал им в богослужении. А, например, в Европе, в Америке совместная приходская трапеза является, практически, нормой. Но там и другое количество прихожан, отсутствуют так называемые «захожане». Поэтому в наших условиях немного сложнее организовать подобные чаепития, но они необходимы.
– Это, можно сказать, возрождение добрых традиций христианства!
– Конечно. Это нужное, полезное дело.
– Кстати, у вас еще проводятся благотворительные обеды для малоимущих. Как удалось их организовать?
– У нас сложились хорошие отношения с руководством ресторана «Севан», расположенного рядом с храмом. Они являются нашими прихожанами, помогали в строительстве. Благотворительные обеды организуются нашими сестрами милосердия. Причем, наша цель не только накормить людей. Во время обедов проводятся духовно-просветительские беседы, читаются христианские поучения.
– Как удается контролировать работу всех этих направлений?
– На самом деле, сейчас уже ничего сложного в руководстве нет. Всегда сложно только начать. Но есть основа – и как конструктор – на нее нанизываются новые детали. Это несложно, когда уже знаешь приход, знаешь, кому можно что-то поручить, чьи таланты и способности пригодятся именно в этом деле. Но надо понимать, что есть и сложности. Не всегда сразу получается найти нужного человека. Не все могут потянуть поручаемое дело, не все горят этим делом. В наше время это вообще большая проблема – у людей нет горения. Причем, у людей в Церкви!.. Об этом говорят многие священники: сейчас наступил этап определенной теплохладности. Горящие люди есть, но их стало меньше. Сложнее стало людей чем-то вдохновить в церковной жизни. Многие воспринимают ее, как некую формальность: пришел, отмолился, ушел… Это не может не тревожить, над изменением ситуации нужно работать.
– Насколько важно развитие в приходе самых разных сфер деятельности, творчества?
– Это жизненно важно! Даже по той причине, что Церковь сейчас находится под особым пристальным вниманием общества и, порой, людей, недружелюбно настроенных по отношению к нам. Понятно, что центр нашей церковной жизни – это богослужения, участие в Таинствах Церкви, и об этом не нужно забывать, отвлекаясь на всевозможные социальные акции. Но надо помнить и о том, что сегодня нужно быть направленным и вовне. Понятно, что нелегко, что приходится сталкиваться и с агрессией. Но, как говорит Господь в Евангелие: «Я посылаю вас, как овец среди волков». А у нас как часто бывает: человек радуется – вот, я тружусь в храме, бросил светскую работу, там все так плохо… А ведь это в корне неправильный подход. Христианин должен быть нормальным членом общества и нести в мир слово Христовой истины, а не замыкаться в храме, воздвигать стены, затворять двери.
Мы находимся под пристальным вниманием общества, и оно ждет от Церкви инициатив. Но нам нужно быть готовым к тому, что не всегда и не все наши инициативы будут восприняты положительно. Важно также отметить, что должно меняться сознание прихожан. Это очень сложный процесс, над этим нужно много работать. Устоявшиеся неправильные стереотипы сложно ломаются. Мне и ряду священников – тем, кто стоял у истоков образования прихода, – еще повезло. То видение церковной жизни, которое есть у нас, так мы его и выстраиваем. А прихожане приняли это сердцем и этим живут. Сложнее, когда священник попадает в уже сложившийся приход, где не совсем хорошие традиции. Ломать их сразу нельзя. Но, как говорится, вода и камни точит. Если пастырь будет стремиться наладить полноценную жизнь прихода, оздоровить его, сделать духовной семьей, - рано или поздно это получится. Всегда найдутся те люди, которые услышат призыв священника, они станут ядром этой общины, а за ними подтянутся и все остальные.
– У вас такие люди есть?
– Конечно! У нас такой весь приход, слава Богу! (улыбается). Очень важны в жизни настоятеля, священника помощники, единомышленники. Приведу пример. Когда владыка поставил меня на послушание в Ростовский кафедральный собор (протоиерей Димитрий Соболевский, кроме того, является председателем Приходского совета собора – Н.К.), мне было несложно привлечь к работе в соборе некоторых прихожан нашего храма. Люди с радостью откликнулись на призыв понести различные послушания, и вместе с тем, наш приход от этого не пострадал: там остались активные руководители, на которых тоже можно положиться. Я считаю это хорошим показателем.
– Приход, как известно, сообщество разных людей – разных возрастов, социальных статусов, профессий. И приход – это, по сути, одна семья. Как у разной семьи есть свои характерные особенности, так, наверняка, и приход имеет свой характер. Каков Ваш приход? Действительно ли это община, сплоченная, дружная, чуткая к боли ее членов, или это просто сообщество, собрание «по интересам»?
– Сложно оценить приход, находясь в нем… Надо понимать, что идеального ничего нет. В любом приходе существует немало разных проблем. Нет  проблем только у мертвых, у которых нет никаких чувств. В живом приходе, как и в любой семье между близкими людьми, есть свои проблемы. В этом большую роль играет мудрость священника: стараться не усугублять их, а наоборот, разрешать – путем любви. Любой приход должен быть сосредоточен, прежде всего, на Христе. Не на настоятеле храма, не на каком-то священнике, даже самом прекрасном, замечательном, а на Христе. К сожалению, у нас есть немало приходов, которые заточены на личности священника. Это сразу становится понятно: когда, к примеру, ты заходишь в храм, с тобой, как чужим священником, могут даже не поздороваться. Поэтому часто я и клирики нашего прихода стараемся подчеркивать, что они пришли в храм не к священнику, а ко Христу.
А если говорить, о характере нашего прихода, стоит отметить, что он весьма активный, творческий. Есть у нас «звездочки», дети прихожан (причем, часто из многодетных семей) становятся лауреатами различных (в том числе и международных) конкурсов.
– В этом отношении, наверно, очень важно суметь развить самые разные таланты, которые есть у разных прихожан?
– Безусловно, важно увидеть эти таланты, помочь им раскрыться, поддержать. Важно также привлечь этих людей к тому делу, которое они хорошо знают и которое им нравится. Например, наш кабинет православных врачей. 25 специалистов трудятся при храме. Это полезно и для людей, которые к ним приходят, и для самих врачей: они могут себя реализовать в церковной ограде, принести пользу, послужить ближним. Так же и с консультациями юриста: каждое воскресенье в нашем храме принимает юрист. Таким образом человек вносит свою лепту, совершает свое служение в Церкви, помогает простым прихожанам, не имеющим возможности оплатить консультацию специалиста.
– Имея такую развитую приходскую «инфраструктуру», наверняка, Вы знакомы с людьми самых разных профессий. Что Вы можете сказать о численности в нашем современном обществе православных врачей, педагогов, музыкантов, людей искусства? Несут ли они в своей среде слово Христово, меняются ли вокруг них люди?
– Во-первых, мы всегда должны понимать, что настоящих христиан всегда было и будет меньшинство. Если мы подсчитаем количество храмов в городе и умножим на примерное количество  постоянных прихожан, то это будет совсем небольшая цифра по отношению к общему населению города. Но можно сказать точно, что уменьшается количество людей, равнодушных к Церкви. Я думаю, что количество православных возрастает в нашем регионе и вообще в стране. Но воцерковление происходит, наверно, не так, как нам хотелось бы. Если мы говорим о критике, которая есть в наш адрес, то мы должны понимать, что это и наши недоработки. Понятно, что есть и больная критика, ложь, клевета, но есть ведь и здоровая критика. Если мы христиане, то мы должны по-христиански к этому относиться: нас часто обвиняют – значит мы, действительно, в чем-то виновны, что-то делаем не так. Об этом стоит задуматься.
–  Но, наверно, все же можно говорить о положительной динамике в духовно-нравственном развитии общества. Вот скажите, например, в жизни врачей, которые являются вашими прихожанами, происходят какие-то качественные изменения – даже не лично у них, а в их светском окружении? Люди вокруг них меняются?
– Конечно, меняются. Мы стараемся вести просветительскую работу так, чтобы наши прихожане, несмотря на то, что они являются верными чадами Церкви, продолжали оставаться  активной частью общества.  Это не значит нужно принимать все правила игры этого общества и перенимать пороки. Мы говорим о том, что люди не должны замыкаться, превозноситься над другими. Они должны быть нормальными, умеющими радоваться обычным жизненным радостям. Чтобы окружающие видели, что перед ними не какой сумасшедший, фанатик. А ведь так часто бывает с только начинающими воцерковление «неофитами», которые становятся беспощадными к своим ближним, к тем, на которых еще вчера они были похожи!.. Таким образом они настраивают против себя тех, кто их знал раньше. Поэтому наша задача – довести до понимания, что необходимо оставаться человечными. А часто получается, что мы хотим быть добрыми христианами, но забываем  о том, что нужно оставаться порядочными людьми, которые умеют держать свое слово, выполнять данные обещания, быть вежливыми, тактичными, внимательными.
Меня еще волнует такая проблема: у нас не достаточно развито общение между приходами. Часто наши приходы превращаются в «междусобойчики». Даже ведя активную внешнюю жизнь, приходы могут считать, что только то, что делают они, – это правильно, хорошо, а то, что делают другие – это неправильно.
– Это «другая епархия» (улыбается).
– Выходит, так. Это неправильно. Деление в Церкви, особенно в молодежной среде, на «своих» и «чужих» - это большая проблема. Должно быть взаимодействие, тогда ведь можно сделать гораздо больше, лучше, качественнее.
– Отец Димитрий, а как же наладить это межприходское сотрудничество?
– Нужно избавляться от стереотипов, проводить совместные мероприятия. И здесь особую роль должны играть профильные епархиальные отделы. Они же ведь и есть межприходские структуры.
– Понятно, что чтобы наладить полноценную жизнь в приходе, нужно обивать многие не церковные пороги. По Вашему опыту служения, взаимодействия с различными организациями, скажите, как сегодня общество, властные структуры реагируют на Православную Церковь. Она, как мы знаем, позиционирует себя открытой к диалогу и готова к совместным делам милосердия и духовно-нравственному развитию. А как общество?
– То, как реагируют «они», - во многом зависит от нас, от нашего поведения, отношения. Безусловно, повторюсь, негативная реакция присутствует. Может быть, ее даже стало больше, чем раньше, но, наверно, потому что Церковь стала более активной в обществе. Что касается отношения священника к прихожанам, к благотворителям, представителям власти, - всегда священник должен помнить о том, что он не представитель какого-то привилегированного класса, особой касты, что он не господин и не вершитель судеб человеческих! Он должен быть, прежде всего, другом для этих людей, и выстраивать отношения с ними не свысока, а равные, а может, иногда где-то смириться, но конечно, не унизиться. Допускать того, чтобы кто-то опускал лицо Церкви, конечно, нельзя. У меня есть немало удивительных примеров, когда чиновники и другие «высокие» люди были против строительства нашего храма, но так произошло, что спустя какое-то время, они стали моими друзьями, хорошими знакомыми. У нас кардинально изменились отношения. Поэтому мы должны не превозноситься, не опускать руки, а терпеливо вести с людьми длительный диалог. И очень важно, чтобы слова священника не расходились с его делами, нельзя предавать доверие людей. Также весьма важно, чтобы священник, да и вообще любой христианин, был максимально строг к себе и милосерден по отношению к другим людям. Обратная ситуация всегда будет вызывать у общества недоверие, отторжение.
– Отец Димитрий, в грядущем году исполняется ровно десять лет с того времени, как Вы были назначены настоятелем Свято-Казанского храма. От лица редакции и читателей нашего журнала я сердечно поздравляю Вас с этим важным юбилеем! Дай Бог, чтобы Ваш приход оставался таким же активным, чутким, открытым, христоцентричным, а Вам – помощи Божией во всех благих начинаниях и в Вашем непростом служении!
– Спасибо!
Беседовала Наталья Клюева

Ростов–на–Дону
пр. Космонавтов 16а/32а
Важная информация