8 апреля 2010 г. в Ростовском Государственном медицинском университете состоялось заседание студенческого научного общества. Впервые оно проходило в формате дискуссионного клуба. Тема дискуссии – «Женское лицо ВИЧ» – оказалась весьма актуальной. Помимо студентов в диалоге принимали участие специалисты, компетентные в этом вопросе. Среди них – врач-эпидемиолог окружного СПИД-центра, инфекционист, иммунолог, психолог, представители кафедры акушерства и гинекологии и другие врачи. Организаторы этой встречи также посчитали важным узнать, что делает Русская Православная Церковь в этой области.
Сотрудник СПИД-центра познакомил присутствующих со статистикой заболевания: с 1987 года по 2009 по стране зарегистрировано полмиллиона ВИЧ-инфицированных. В Ростовской области на 2009 год известен 541 случай. В период 1987-2009 621 ребенок родился от ВИЧ-инфицированных матерей, 76 из них – с ВИЧ-положительным диагнозом. Основные районы, где проживают ВИЧ-инфицированные – это Ростов и Новочеркасск, затем Батайск.
Начиная с 1983 года, когда Люк Монтанье в институте им. Пастера открыл так называемый ретровирус ВИЧ, человечество старается найти возможность сохранить и продлить жизнь подверженных этому недугу. Ассистент кафедры иммунологии и аллергологии Перелыгина Г. М. в своем выступлении сказала, что ВИЧ оказался медленнотекущим заболеванием (лентиевирус), что дало возможность продлевать жизнь человека на неопределенно-продолжительный срок.
Мне, как представителю епархии, представилась возможность рассказать о позиции Православной Церкви по этой проблеме. 1 октября 2004 г. Священным Синодом была одобрена «Концепция участия РПЦ в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа и работе с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом». В ней Церковь дает духовно-нравственную оценку эпидемии ВИЧ/СПИДа. В частности там сказано: «Социальные и медицинские факторы и явления, способствующие формированию так называемых групп риска, являются причинами эпидемии ВИЧ/СПИДа лишь опосредованно и вторично. Подлинной же первопричиной и источником стремительного распространения эпидемии является достигшее невиданных прежде размеров умножение греха, утрата обществом фундаментальных духовных ценностей, нравственных устоев и ориентиров. Все эти разрушительные процессы свидетельствуют о тяжких духовно-нравственных недугах, поразивших общество, которые, в случае их последовательного развития, могут привести и к более масштабной катастрофе.
Церковь ясно свидетельствует, что болезни и связанные с ними страдания, в том числе переживаемое больными отчуждение и презрение со стороны окружающих, - это последствия греха, пренебрежения нравственными нормами и интересами ближних. Обличая грех, Церковь, следуя примеру Христа, совершает служение милосердия в отношении больных. Церковь ведет работу с наркозависимыми, составляющими основную группу риска заболеваемости ВИЧ/СПИДом. В последнее время ВИЧ-инфицированные все чаще оказываются в сфере пастырского попечения приходских священников».
Церковь участвует во множестве проектов, начиная от правовой поддержки ВИЧ-инфицированных и их близких до создания реабилитационных центров при монастырях и приходах.
В начале дискуссии проводилось голосование по поставленному организаторами вопросу: «Имеет ли право ВИЧ-положительные женщины рожать?» 16 из 55 присутствующих проголосовали против того, чтобы они имели детей. В конце встречи голосование повторили, и только 4 человека подняли красные карточки (против). Такие изменения в отношении к этой проблеме произошли благодаря выступлениям приглашенных врачей. В частности, врач-иммунолог сказала, что грамотное ведение беременности у ВИЧ-положительных матерей снижает риск рождения инфицированного ребенка до пяти-двух и менее процентов. Профилактика на ранней стадии выявления вируса также имеет свои положительные последствия.
Важно привести слова, сказанные заведующим кафедрой акушерства и гинекологии № 1 профессором Рымашевским А. Н. в отношении прерывания беременности вообще: «Любое прерывание беременности крайне негативно сказывается на здоровье женщины, как психологическом, так и соматическом. По рекомендациям Всемирной Организации здравоохранения (ВОЗ) 2002 года, любое прерывание беременности в дальнейшем рассматривается как хронический метроэндометрит (воспаление матки). Существует статистика, что если первая беременность закончилась искусственным прерыванием, то в дальнейшем вероятность бесплодия, невынашивания, фетоплацентарной недостаточности, синдрома задержки развития плода возрастает в разы. Поэтому если беременность прерывать нельзя, то первую тем более». Я привел эти слова потому, что мне, как священнику, обидно и странно слышать на исповеди о каких-то «обстоятельствах», побудивших женщину принять решение пресечь жизнь своего будущего ребенка. Может быть, опасение будущего бесплодия или рождения ребенка с патологией заставит ее не совершать детоубийства.
Председатель женского клуба «Надежда» Моисеева И. О. рассказала о том, каким было отношение к ВИЧ-инфицированным еще несколько лет назад и со стороны общества, и со стороны врачей разных специальностей. Последние, узнав диагноз, наотрез отказывали больному в медицинской помощи, посылая к врачам СПИД-центра. Сейчас отношение к этой категории больных меняется, нет такой дискриминации, какая была раньше, когда люди не знали почти ничего об этой болезни. К примеру, в Нью-Йорке во всех роддомах практически ежедневно ВИЧ-инфицированные рожают детей. «Флёр таинственности» в отношении ВИЧ исчезает. ВИЧ-инфицированные – это такие же люди, как и мы.
иерей Александр Новиков