«Господь ждет лишь ответной любви от Своего создания…»

Во имя Отца, и Сына и Святого Духа!За сегодняшней Божественной литургией мы с Вами, братья и сестры, слышали Евангельскую притчу о брачном пире. В течение церковного года эта притча читается за Божественной литургией дважды: в повествовании святого апостола и евангелиста Матфея (сегодня было прочитано именно это Евангелие), а также святого апостола и евангелиста Луки, которая будет прочитана в воскресный день перед Рождеством Христовым. Многие из нас знают эту притчу и знают ее символическое значение. Но, видимо, раз Церковь дважды нам напоминает эту притчу в воскресный день, то, видимо, нам необходимо заострить на ней особое внимание. Потому что особые слова, особый смысл заключается в этом Евангельском слове.
Притча эта говорит о том, как однажды царь решил сделать пир ради брака своего единственного сына и послал своих рабов, своих слуг для того, чтобы они пригласили избранных. Пригласили тех людей, которые, видимо, были близки царю, и, возможно, занимали какое-то особое положение в обществе, ведь в дом к царю приходили всегда люди значительные и важные. И вот когда слуги вернулись, они сообщили своему хозяину, что избранные отказываются прийти на этот званый пир. И тогда царь, возможно думая, что приглашенным не так сказали или, может быть, они что-то не вполне поняли, посылает своих слуг во второй раз. Но и во второй раз слуги в большинстве своем возвращаются ни с чем: «Избранные отказываются прийти на твои брак», - говорят они царю. И это несмотря на то, что царь просил передать избранным, что уже все готово: столы накрыты, тельцы упитанные заколоты, самые лучшие блюда, самые лучшие яства, самые лучшее веселье, которые возможно в царстве, уготованы для них, избранных. Но некоторые избранные не только не послушали призыва царя, но и в раздражении, в неприязни погубили некоторых из слуг: иных побили, а иных даже убили, как говорит притча.
Эту притчу Господь говорит в доме одного учителя иудейского. В доме, в котором собрались многие знатные иудеи того времени  - знатоки закона Божия и самые яркие представители избранного иудейского народа. И мы понимаем, что с одной стороны Господь в этой притче, обращаясь к этим людям, говорит им об их состоянии. Говоря о браке, Господь таким образом показывает идеальные отношения между Богом и человеком. Он сравнивает их с браком. Потому что в браке, если это брак правильный, если это брак по совести, если это брак от сердца, то в браке всегда люди ищут любви друг ко другу, не ищут своего, но готовы пожертвовать всем ради любимого человека, и в конечном счете, именно любовь является единственным оправданием брака. Господь не просто приводит в пример некий красивый восточный рассказ, но подчеркивает, что таковыми должны быть отношения Бога и человека, что они должны зиждиться на любви. Но любви связанной с самопожертвованием, с самоотдачей. Ведь Богу больше ничего от человека не нужно - Господь ждет лишь ответной любви от Своего создания.
Но мы с вами знаем, что народ иудейский был богоизбранным народом - особым народом, который Бог выделил среди других людей, видимо, по особому сердечному расположению этого народа, по тем замечательным людям, которые являлись предками и основателями этого народа. Но мы также знаем, что Господь посылал к этому народу пророков, которые пытались учить этот народ, и праведных людей, и многих из пророков они не принимали, гнали, а некоторых даже убивали. И поэтому, конечно, в исторической перспективе Господь говоря словами этой притчи, Он, конечно же, обращается прежде всего к совести ярчайших и знатнейших представителей этого народа. Обращается к их сердцам, чтобы они увидели в этой притче себя и свой народ, который не желает быть вместе с Царем, не желает быть на браке с Сыном Царя, с Сыном Божиим. Но мы с вами знаем, что Господь, обращаясь порой к конкретным людям и в конкретной ситуации, всегда говорит и в будущее. Поэтому Христос в этой притче обращается и к нам, братья и сестры, и ко всем будущим поколениям христиан - представителям Церкви Христовой, которые будут жить после того момента, когда Он сказал эту притчу.
Мы можем себе представить состояние этого царя, который сделал все, который, заметим, не зовет гостей поработать, не завет их нечто сделать для него, а зовет ради одного единственного - для того, чтобы они вошли в его радость. Чтобы они стали причастниками его радости. И представим себе, какова досада и горечь, какова обида царя, когда эти люди, которых он считал близкими, поступают таким образом. Даже в нашей жизни мы можем представить себе в какой степени это  состояние - когда бывает мы к чему-то готовимся, стремимся сделать нечто радостное близким нам людям, а потом сталкиваемся с холодностью, с неприятием нашего намерения. Нам становится горько и обидно. Можно представить себе женщину, которая целый день готовит, накрывает стол ради своих близких, а в последний момент ей звонят и говорят: «А мы не можем прийти». И одни позвонят, и вторые, и третьи, и в итоге эта женщина со своим семейством останется одна за этим праздничным столом. Какова будет обида? Какова будет горечь и досада?
Господь в этой притче говорит, что царь разгневался. Царь разгневался на своих избранных, которые поступили таким подлым и нечестным образом. А почему? Почему они так поступили, братья и сестры? Что было причиной подобного поведения? Скорее всего, причиной было то, что эти люди в их особом положении зная, что они являются достойными царского дома, что они являются достойными возможности свободного общения с царем, они настолько, говоря простыми словами, «раздулись», настолько превознеслись, что стали считать себя равными царю, стали считать возможным нанести царю обиду и показать ему свое неприятие. Это страшное состояние, когда человек начинает ощущать себя достойным в Царстве Божием! А ведь в этом Царстве достоинство приобретается единственно возможным образом - если сам Царь дарует это достоинство. Ни усилиями человека, ни его заслугами, а желанием царя удостоить человека своей милости. Только тогда этот человек сможет быть достойным, но это делается только волей, любовью и милостью царя. И вот эти достойные люди - избранные, проявили себя таким образом, разгневав царя. И тогда царь посылает своих воинов для того, чтобы они истребили этих людей, забывших, в чьем царстве они живут. Более того, Господь говорит, чтоб воины не только их истребили, но и град их разрушили. Этим словом Христос пророчествует о том, что спустя некоторое время царство израильское будет разрушено. И сам Святой Город на многие века превратится в руины и будет практически уничтожен, что впоследствии и произошло.
И тогда Господь велит Своим слугам, чтобы они шли на улицы, на дороги, на распутья, и все, кого они встретят, призывали на этот пир. Всех, вне зависимости от их положения социального, вне зависимости от того, нищ этот человек или богат, красив или уродлив. Чтобы позвали всех, что и сделали эти царские слуги. И дом царский наполнился возлежащими. Наполнился большим количеством людей, которых призвал царь.
Вот так, братия и сестры: мы с вами знаем, что после того, как богоизбранный народ иудейский был лишен благодати Божией и Ветхозаветная Церковь ушла в прошлое, уже новым богоизбранным народом стала Церковь Христова, стали общества людей, которые стали именоваться христианами. И в эту Церковь вошли все желающие - все те, кто услышал зов Царя, все те, кто откликнулся на Его призыв.
В это царство вошли все мы с вами – те, кто однажды услышали голос Царя в своем сердце. Царя Небесного, призвавшего нас в Свое царство, Свою Церковь. Но при этом разве можем мы или люди, которые являются героями притчи, считать себя достойными? Нет, мы можем считать себя избранными, потому что по великой милости Царь уже и нас избирает, и нас призывает в Своё Царство, в Свою Церковь. Несмотря на всю ту нечистоту и грязь, которая есть в нашей жизни.
Святой преподобный Ефрем Сирин говорит о том, что Церковь Христова – это не общество святых, а толпа грешников. И по сути, какой вывод мы можем сделать из этой притчи? Что царь призывает, говоря грубым словом, весь сброд, который был в то время в его царстве. Эти слова мы можем и к себе приложить. Мы тоже являемся духовным сбродом со своими немощами, страстями, которые, мы, конечно же, приносим в Церковь. Но иногда люди не понимают сути Церкви, не понимают, что Церковь – это не общество святых, а общество кающихся грешников. Заметим, что не просто грешников, а кающихся грешников!
И вот дальше в этой притчи говорится о том, что царь зашёл в зал и с радостью смотрел на всех этих людей, которые все были одеты в брачную одежду.  Да, они были нищие, грязные, неумытые, но перед пиром этих людей помыли и одели в особую брачную одежду, чтобы этот пир был действительно приятен царю. И вдруг, среди этих людей, одетых в брачную одежду, он видит одного человека, который сидел не в брачной одежде, но в лохмотьях и грязный. И тогда царь подходит к этому человеку и вопрошает его: «Друг, как ты вошёл сюда без брачной одежды?» А человек этот молчал, потому что сказать ему было нечего, потому что этот человек пришёл не для того, чтобы войти в радость царя. Он не был благодарен ему за то, что царь привел его в свой дом вот такого, каков он есть: в рубищах, в язвах, нищего и оборванного. Он пришёл поесть - пришёл вероломно в этот царский дом. Хотя ему была предложена эта одежда, но он от неё отказался, он не посчитал необходимым доставить радость царю хотя бы своим внешним видом. И поэтому, конечно, сказать ему было нечего. Он мог бы попросить прощения у царя, он мог бы встать и уйти, а он просто сидел, считая, что сидеть за брачным столом в таком виде -  нормально.
И тогда царь призывает своих слуг и говорит, чтобы они схватили этого человека и бросили его во тьму кромешную, туда, где будет плачь и скрежет зубов. И Христос заканчивает притчу такими знакомыми нам словами: «Много званых, но мало избранных». Что же было с этим человеком? А было с ним то, что этот человек не желал обновления своей жизни. Именно поэтому он не берёт брачную одежду. Ему нравилось то состояние, в котором он пребывал, ему нравилось быть нищим, валяться на улице, и другой жизни он не хотел. То есть этот человек не был готов к тому, чтобы свою жизнь хоть немного обновить. И поэтому Господь через эту притчу, братья и сестры, и нам указывает на то, что мы все, стоящие в храме, тоже однажды пришли в Его Царство. Каждому из нас была предложена эта одежда, каждому из нас во время Таинства Крещения одевалась эта белая сорочка, которая символизирует собой новое гражданство в Царстве не от мира сего. Но как часто бывает, некоторые из нас приходят в Церковь, чтобы что-то взять, а не для того, чтобы разделить радость трапезы. Более того, приходят в Церковь и пытаются сочетать в своей жизни чёрное с белым. Думая, что смешивая чёрное с белым, получится серое. Не получится! Потому что Бог совершенно однозначно и чётко говорит, что в жизни человека должно быть или «да-да» или «нет-нет». Или человек во тьме ходит или во свете. Никакого серого, никакого полусвета, никакой полутьмы быть не может, и поэтому задумаемся: «Не подобно ли мы этому человеку?». Находясь в Церкви, мы пытаемся сочетать свою церковную жизнь со своей греховной жизнью. Это происходит, когда мы не имеем желания и решимости бороться со своими грехами. В наше время это более остро и актуально чувствуешь, когда люди приходят на исповедь, вроде бы раскаиваются в своих грехах, но на самом деле, просто произносят свой грех вслух, просто говорят о факте греха в своей жизни, но никакого желания исправиться у таких людей нет. Поэтому, некоторые прямо, не скрывая, говорят: «А что? Да, я живу в этом грехе и дальше буду жить. А что я могу сделать? Чего вы от меня хотите? Что вы от меня требуете?» Или приходит женщина на исповедь и говорит: «Да, я сделала двадцать абортов, и что, вы предлагаете мне всех родить? И что вы тут какие-то мне претензии высказываете. Да, было тяжело, поэтому и делала!» Разве это исповедь? Разве это покаяние? Разве этот человек может говорить, что он христианин, не имея решимости исправить свою жизнь. И в итоге часто в жизни таких людей, братия и сестры, грех живёт, действует и процветает. И даже в старости, когда уже этот грех не может действовать в силу возраста человека, его болезней, грех уже всецело использовал этого человека. А потом человек в старости, весь немощный, говорит: «Да, нет у меня уже сил ни каяться, ни молиться, уж как есть, так и есть. Попытаюсь жить в этой полуправде, в этом полусвете». Вроде бы и в Церковь ходит, и в Бога верует, а жизнь его далека.  Душа и сердце далече отстоят от Господа.
И вот поэтому, братия и сестры, нам так важно задуматься, спросить себя: насколько наша жизнь соответствует тому, что нам проповедует Евангелие. Потому что Господь готов творить милость, любовью покрыть весь мир, как этот царь, но от нас должно быть одно желание, лишь желание исправить свою жизнь. Я много раз вам говорил эти замечательные слова: разница между самым великим грешником и самым великим святым заключается только в одном – в решимости. Только в решимости, и больше ни в чём! В решимости исправить свою жизнь. И тогда Бог покроет всю нашу немощность. Мы что, лучше или умнее других людей, что Господь призвал нас в Церковь? Нет. Господь явил Свою милость. Или священники, которые проповедуют вам с амвона, которые вместе с вами совершают богослужения, лучше или праведнее всех вас? Нет. Это Бог Своей милостью привёл этих людей к тому, чтобы они руководили Его стадом. Не потому, что они лучше, что их качества души или сердца лучше, нет - это такие же люди, которые имеют свои немощи и свои грехи. Но мы с вами знаем, что Бог и из камней может сделать сынов Авраама. И вот таким образом, Бог из камней - из нас - делает и священников, и епископов, и монахов.
Есть такой замечательный пример: однажды у одного монаха спросили: «А что тебя привело к монашеству? Что с тобой случилось в жизни?» Этот монах не стал говорить ни о каком-то высоком призвании, ни о том, что он так жаждал молитвы, подвигов (а именно это мы часто слышим, когда включаем разные православные каналы и там нам рассказывают о том, как некоторые люди услышали призыв и пожелали молиться, каяться…). Он сказал: «В какой-то момент своей жизни я понял, что если я не стану монахом, то погибну». И это, братия и сестры, касается каждого из нас: мы, услышав призыв Божий, мы наверняка поняли в какой момент своей жизни, что если не придем в Церковь, не станем христианами, то погибнем. Вся жизнь моя пойдет в итоге к краху! К концу своей жизни я буду полным банкротом!
Поэтому, дорогие братия и сестры, слова этой замечательной притчи всегда будем применять в своей жизни! Будем ориентироваться на эти слова и будем надеяться, что окажемся не только призванными Богом, но и избранными Им. Аминь.

Протоиерей Димитрий Соболевский

Ростов–на–Дону
пр. Космонавтов 16а/32а
Важная информация