Господь призвал всех нас на пир. Но станем ли мы избранными?

Господь призвал всех нас на пир. Но  станем ли мы избранными? Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие, о Господе, братья и сестры! Мы с вами постепенно подходим к завершению святых дней Рождественского поста. И перед нашим духовным взором уже сияет свет Вифлеемской звезды, которая напоминает нам о приближающемся празднике и призывает нас  достойно подготовить свои души и сердца к пришествию в этот мир Богомладенца Христа.
В сегодняшний воскресный день, в неделю праотец, в храме Божьем читалась Евангельская притча о том, что был некий хозяин, господин, который приготовил великий пир для своих друзей. Друзья заранее знали о том, что их будет ждать хозяин этого дома, великий человек. Христос говорит в этой притче, что когда пир был уже готов,  а столы накрыты для встречи гостей, то был послан слуга (раб) для того, чтобы призвать друзей на пир господина.  

Но в последний момент друзья стали отказываться и говорить о том, что мы не может прийти и разделить радость этого хозяина. Один сказал: я купил землю и мне нужно обозреть её, обойти, проверить, всё ли нормально на этом участке. Другой сказал: я купил пять пар волов и мне нужно питать их, поэтому у меня нет времени для того, чтобы разделить радость господина. А третий сказал, что он женился, у него молодая жена, и ему тоже недосуг прийти на этот пир. Господь говорит, что господин разгневался и послал своего раба, чтобы он собрал всех неимущих, калек, больных, слепых, находящихся при дороге, и привёл бы их на этот пир.  Раб пришел и сказал: всё готово господин, но ещё остались места. И тогда господин говорит: ещё пойди, может быть, ты не доглядел кого-то, ещё поищи, и приведи всех на этот пир, кого ты встретишь. Раб пошел и собрал всех оставшихся и наполнился дом возлежащими. Заканчивая эту притчу, Господь говорит такие слова: много званных, но мало избранных.
В этот день, братья и сестры, мы с вами понимаем смысл этой притчи. Под Господином, который накрыл этот пир, мы разумеем самого Бога. Под рабом, который ходил, собирал и звал, мы разумеем Сына Божьего, Господа Иисуса Христа, пришедшего в мир всякого человека спасти, чтобы никто не погиб, но имел жизнь вечную. А все приглашённые и все собранные – это человечество. Эта притча, братья и сестры, живо и доходчиво рисует нам наши с вами взаимоотношения с Богом.  
Господь сотворил весь этот мир и человека, чтобы человек в духовной радости всё время пребывал в единении и в общении со своим Творцом, но человек изменил своему предназначению. Человек отказался от общения с Богом и продолжает это делать до сего дня. Эта притча говорит нам о зове, о вечном зове Бога к человеку. О вечном в истории человечества призыве всякого человека прийти к своему Отцу. Этот зов звучит постоянно. И, поверьте мне, нет такого человека, который бы в своей жизни не сталкивался с этим зовом, с этим призывом. Даже, если человек ничего не знает о вере, ничего не слышал о Боге, всё равно в его сердце, в его душе звучит этот призыв. Но только от человека зависит, откликнется ли он на него, придёт ли  на  пир или скажет по образу этих трёх людей, что ему недосуг, что у него нет времени. Слушая эту притчу, становится горько и обидно за хозяина дома, который приложил усилия,  приготовил пир, накрыл стол, а никто не пришёл.
Каждый из нас может прекрасно себе представить чувства хозяина этого пира. Если мы, например, ждём кого-то из гостей, которых заранее пригласили, много потрудились, готовили, накрывали стол, а нам в последний момент говорят: «А, ты знаешь, мы не придём, нас не будет».  В сердце  любого человека останется горечь обиды. Поэтому можно себе представить горечь нашего Небесного Отца, которую Он испытывает от нашего с вами отвержения Его.  
Этот призыв звучит всегда. Его слышит всякий человек, тем более, сейчас, в наше время, невозможно  не столкнуться с упоминанием о Боге, о вере, о Церкви. Сколько людей проходит мимо этого храма и мимо других храмов! А ведь любой храм Божий – это немой призыв Бога к человеку. Сколько людей проходит, и не обращают на этот зов совершенно никакого внимания. Скольким людям Господь открывается в их скорби, в их болезнях, в их беде и  несчастьях, но человек не слышит этого призыва. Человек не слышит этого призыва и в радости, потому что ему начинает казаться, что все радости, которые есть в его жизни, это его заслуга. И все таланты, которые у него есть, это не дар Божий, а это его личная заслуга. Потому, что это он такой умный или такой красивый, или у него есть какие-то хорошие качества. Одним словом,  это его собственное достижение. К огромному сожалению, братья и сестры, мы можем говорить о том, что зов так и остаётся не услышанным большинством людей в нашем мире.
Слова этой притчи звучат особенно, я бы сказал, страшно и зловеще для нашего народа. Потому что было время, когда всё лицо нашей земли было покрыто храмами Божьими и монастырями. Из истории мы знаем, что до революции все жители Российской Империи проходили в школах Закон Божий. Поблизости от их домов непременно был храм. Но наступило такое оскудение веры, такое оскудение благочестия, что для многих вошло в практику приступать к церковным таинствам, исповеди и Причастию, единожды в году! И то лишь потому, что необходимо было представить на место своей службы или работы справку о том, что ты исповедовался и причастился.
В духовном смысле под пиром, конечно, подразумевается таинство Евхаристии. Самое главное, самое центральное таинство в церковной жизни – это таинство причащения Тела и Крови Христова. Мы с вами сегодня являлись участниками этого божественного пира, а вот наши предки отказывались принимать в нём участие. Многие люди не приходили ко причащению Святых Христовых Тайн, как и сейчас многие христиане лишают себя этого общения с Богом, годами не приступают к этим Тайнам, не очищают своё сердце покаянием, не наполняют свою душу божественным причащением.    
В чем зов этой притчи? В том, что в 1917 году Господь забрал этот пир с нашей земли. Были закрыты все храмы. Вы подумайте только: до революции в России было 50 тысяч церквей! А к 30-м годам осталось не более 100 действующих храмов на всю территорию Советского Союза. На многие тысячи километров не было ни одной церкви. Даже если бы люди захотели, то большинство из них не имело возможности приступать к этим Тайнам. Господь забрал её, забрал для вразумления, для покаяния, забрал на время.
Спустя несколько десятилетий мы с вами, живущие ныне, имеем  другую возможность. Мы не знаем, на какой срок нам дано это благоденствие, эта возможность строить храмы, беспрепятственно приходить в них, приводить своих детей, научаться самим и научать своих деток Закону Божьему. Господь дал нам сейчас  удивительную возможность, но можем ли мы говорить о том, что наш народ повернулся, что каждый из нас откликнулся на этот призыв Божий? Нет. Всё равно, братья и сестры, этого не происходит. Многие из нас находят тысячу, даже миллион причин для того, чтобы не откликаться на зов Божий. Как часто приходится слышать от человека: «Вы знаете, я вот хочу прийти в храм, но что-то меня не впускает».
Надо говорить не что-то, а кто-то! Враг рода человеческого – дьявол – ставит всевозможные препятствия, даже порой и через благие цели лишь бы человек не откликнулся на зов Божий. И человек вместо того, чтобы эти препятствия преодолевать, говорит: «Что-то меня не впускает». И всё. И безропотно, как овечка, сдаётся: «Меня что-то не впускает, и я не иду».  
Сколько приходится выслушивать всевозможных причин, почему человек не ходит в храм! И священник не такой, и посмотрели на человека не так, и полы в храме скользкие, и добраться тяжело. То снег, то гололёд, потом жара наступает, тоже не могу, потом наступает осень, дожди начинаются, потом приходит весна: «Мне, батюшка, нужно быть на огородах, в садах». Совсем нет времени. Не до тебя, Господи. И если сейчас человек не покупает огромный участок земли, как в евангельской притче, то его заменяет маленький кусочек земли, и человек говорит: «Да не нужен ты мне со своим Царством, со своим миром, дай мне насладиться этим кусочком земли». Если сейчас человек не покупает волов, то радуется: «Вот, машина у меня. Дай мне, Господи, наездиться на машине, нет времени у меня к Тебе прийти». Или: «Дай мне насытиться земной любовью, земной лаской, жену я взял себе».  
Возникает огромное количество причин. Некоторые люди говорят: «А я не хожу в храм потому, что там то толкают, то посмотрят не так, то еще что-нибудь встречу не так. Ну, почему так много людей? Вот если бы это было для меня одного». Но в этой притче Господь накрыл этот пир не для одного человека, Он пригласил всех сюда:  неимущих, больных, может быть, и с неприятным запахом. Он всех принял на этот пир веры. А  человек говорит: «Нет, меня это не устраивает. Вот, если бы я  один сидел или один бы стоял в храме,  чтобы никто меня не толкнул локтем, не задел. А так, батюшка, я не могу ходить в храм. Один прошел,  толкнул, потом другой, третий».
Да это, может быть, единственная возможность для тебя, человек, хотя б немножко проявить смирение, немножко поступиться со своим «я», со своей личной территорией! Может быть, это единственная возможность впустить на свою территорию другого человека, своего ближнего. Мы уже не говорим о любви к ближнему. Мы вообще забыли, что такое любить ближнего. Но хотя бы позволить другому человеку войти в твою жизнь через проникновение в тот квадратный мир, который ты считаешь своим. А то многие считают, мол, дайте мне этот мой метр и никто меня, пожалуйста, не трогайте. Нет! Хотя бы в храме Божьем почувствуй своё единение с другими людьми.  
Но такому человеку всё не  так, всё «не по мне». И он, поверьте, найдёт миллион всевозможных отговорок, чтобы только не прийти в храм Божий. На самом деле он обманывает себя. Он лжёт себе, потому что  в каждом человеке есть совесть, голос Божий, который говорит ему: «Ты живёшь не по Закону Божьему, ты нарушаешь Закон Божий, ты грешишь». А человек сам себя оправдывает: «Вот, если бы в церкви всё было идеально, тогда бы я, конечно, ходил и соблюдал заповеди Божьи. А так как всё не идеально, то извините меня, живу, как хочу. И меня, пожалуйста, не трогайте».
Сегодняшняя притча, братья и сестры,  заканчивается такими словами:  много званных, но мало избранных. И мало избранных не потому, что Бог внимательно отслеживает, кого Он выберет, а кого нет. Всё с точностью до наоборот. Это человек считает Бога недостойным себя, человек считает Бога недостойным своей жизни. Человек считает, что «не сейчас, не время, не зови меня, не призывай меня. Нет сейчас у меня времени, сейчас я в расцвете сил, у меня всё хорошо, есть здоровье, деньги, семья и не трогай меня, дай  насладиться жизнью. Вот когда я стану старым, то буду ходить, как эти бабульки, тогда приду к Тебе».
А что получается потом? Потом наступает старость, приходят болезни и человек говорит: «Ну, вот, я теперь старый, больной, бессильный, а там меня будут толкать, там негде присесть. И опять я в храм  Божий не пойду». И наступает  час смерти,  человек умирает, и что он ответит на суде Божьем? Каких волов, или жён, или машин он представит Богу на суд, непонятно. Потому что ничего с собой этого он туда не возьмёт. Ни-че-го. Как пришел в этот мир ни с чем, так и пойдёт к Богу ни с чем. Никакие свои стяжания он не прихватит. И даже тот небольшой кусок земли, который он получает после своей смерти в виде могилы, ему не принадлежит. Редко когда через 30-40 лет кто-то ещё ухаживает за могилкой. Зачастую проходит и того меньше времени, лет 20, а то и 10, и никто уже за этой могилой не ухаживает. Никто не приходит. Всё закончилось.  Память об этом человеке стёрлась. Где все его радости? Где все его утешения? Где его надежда на кусок земли, на волов, на богатство, на жену, на близких? Все забыли. Порой даже дети забывают своих умерших родителей, не говоря уже о внуках или правнуках.
И сегодня, братья и сестры, еще раз задумаемся о своей жизни. Задумаемся о том, как мы с вами подходим к празднованию Рождества Христова. Мы все с вами призваны, Господь всех нас призвал. Но мы должны задуматься,  а допустит ли Господь? Смогу ли я стать действительно избранным, а не только  внешне, формально буду называться христианином? И действительно ли я жду Рождества для того, чтобы насладиться пиром веры и соединиться с Богом? Или только для того, чтобы можно было хорошо поесть, попить да повеселиться: вот, мол, наступил праздник Рождества, наконец-таки, пост закончился (это в лучшем случае, если кто постился) и сегодня мне всё можно.
Задумаемся об этом, братья и сестры, и вынесем урок из этих слов. И не забудем их, выйдя из храма. А то часто бывает так, что послушали: «Ой, как хорошо батюшка всё сказал, доходчиво». Но только человек вышел из храма и всё забыл. Спросите, о чём сегодня была проповедь, а он уже и не помнит. И в итоге получается, что был  призван, но избранным не стал. Аминь.  
протоиерей Димитрий Соболевский

Ростов–на–Дону
пр. Космонавтов 16а/32а
Важная информация