«Если мы будем молиться за своих усопших близких, то тогда, когда мы покинем этот мир, кто-то будет молиться за нас»

«Если мы будем молиться за своих усопших близких, то тогда, когда мы покинем этот мир, кто-то будет молиться за  нас» проповедь в неделю 19-ю по Пятидесятнице
Во имя Отца, и Сына и Святаго Духа!
В сегодняшний воскресный день, дорогие братия и сестры, святой апостол и евангелист Лука, благовествуя нам, рассказывает о том событии, когда Господь и Спаситель наш проходил мимо города Наин. И вот в воротах этого города состоялась удивительная встреча: шли две толпы. Во главе одной из них был Спаситель, окруженный Своими учениками, слушателями, людьми, жаждущими чудес и исцелений. А другую толпу возглавлял мертвец: в это время из ворот города выходила похоронная процессия, которая направлялась для того, чтобы совершить погребение молодого, скоропостижно умершего человека. И рядом с этим умершим юношей была его безутешная мать.

И вот эти две толпы, возглавляемые Христом и мертвецом, встречаются в воротах города. Конечно же, даже если бы Господь не был Сыном Божиим, а просто был бы каким-то пророком, или учителем человечества, как сейчас иногда называют некоторых великих людей, то и в этом даже случае Он бы не смог просто так пройти мимо этой толпы. А уж тем более тогда, когда мертвеца встречает Сам Бог, Сын Божий. Мы можем представить себе, братия и сестры, какова была величина скорби этой женщины, потому что, как говорит евангелист Лука, она была вдовой и потеряла своего единственного сына.
Естественно, терять ребенка – это самое страшное, что может произойти с человеком. Но для этой женщины скорбь была двойной, поскольку фактически заканчивалась ее жизнь. Она не могла представить себе, что ждет ее в будущем, потому что в то время, как вы понимаете, жизнь и благополучие людей пожилых всецело зависела от их детей. Если дети у них были добрые, любящие, заботливые, то и старость у такого человека была радостной и благополучной. А если дети были злыми, неблагодарными, не помнящими то, что для них сделали родители, то и старость у таких людей была ужасной.
А все потому, что в то время не было ни пенсий, ни поликлиник, ни никакого-то социального обеспечения - всего того, что сейчас имеет современный человек, хотя имеет не всегда в таком виде, как бы ему этого хотелось. Но все-таки у нас есть и пенсии, и поликлиники, и доктора, а для этой  матери, и она это понимала, со смертью единственного сына, своей надежды, своего кормильца, жизнь была обречена на скитания, нищету, несмотря на то, что почти все жители этого города разделяли ее скорбь, отчего и шли толпой хоронить этого юношу. Да, они и соболезновали, и сопереживали, и, возможно, первое время, как-то бы поддерживали эту несчастную вдовицу, но мы прекрасно понимаем, что человек так устроен, что все забывается, что чувства охладевают, и, наверняка, спустя малое время, уже никто бы особо не вспоминал о горе этой женщины и, действительно, она вынуждена была бы заканчивать свою жизнь в нищете, в голоде, в холоде, без крова над головой.
И вот Господь, видя величайшую скорбь этой несчастной Наинской вдовы, даже не спрашивает ее ни о чем. Как часто Он, обращаясь  к людям, страдающим различными болезнями, скорбями, одержимостью, вопрошал: «Веруешь ли ты? Имеешь ли ты веру?». Он лишь говорит этой женщине: «Не плач!», и говорит это даже не ласково, не трогательно, как иногда Он это делал, а говорит достаточно повелительно, даже строго.
Конечно, если бы сегодня была такая же ситуация - подобная похоронная процессия, и точно также шла бы безутешная мать, а кто-то подошел и сказал бы ей:  «Не плач!», то это, конечно, было бы воспринято негативно людьми. Но Господь сказал это каким-то совершенно удивительным образом, и это Его слово поразило ее до самой глубины души, до самых глубин сердца. И хотя евангелист об этом не говорит, но возможно, в тот момент великая скорбь, которая была в ее сердце, разрушилась, исчезла, как  дым.   Мир и успокоение вошли в ее сердце.
А Господь, обращаясь к ней вот так повелительно: «Не плач!», как бы говорит: «Ты же иудейка! Ты же веруешь в Единого Бога! Ты веруешь в воскресение мертвых, ты веруешь в то, что жизнь не заканчивается смертью человека…» И что любовь которая есть меду людьми, не заканчивается гробом. Не уходит любовь!  И поэтому, все равно все мы непременно со своими близкими встретимся за порогом жизни. И далее Господь подходит и прикасается к одру этого юноши, повелевая ему восстать. И на глазах у этих двух изумленных толп людей юноша поднимается, садится и начинает разговаривать.
Мы с вами очень часто, читая Евангелие, помним, что Господь дает исцеление только лишь одним словом Своим, а здесь Господь еще и прикасается к одру этого юноши, таким образом научая будущих христиан о божественности и чудотворности Своего Тела: Тело Богочеловека тоже является Божественным. Что и Тело Его, и прикосновение дает исцеление человеку, и даже способно воскресить человека из мертвых.  Юноша же встает и начинает говорить во уверение того, что это не какое-то призрачное явление, не какое-то колдовское действие, но чтобы все видели, что это реально восставший из мертвых человек.
И далее Евангелист говорит, что все люди, которые были там, пришли в ужас и убоялись. И наверное, только мать сначала пришла в ужас, а потом имела величайшую радость, потому что к ней вернулась ее жизнь, к ней вернулось ее будущее! А эти люди убоялись удивительным образом: почему же они не возрадовались?
Да потому, что, как часто это бывает, когда человек встречается с чем-то, что выше его понимания, или даже когда человек встречается с каким-то явным проявлением действа Бога в своей жизни, то тот, в сердце у кого грех и тьма, приходит в ужас.
И вот, братия и сестры, сегодняшнее Евангелие, должно нас научить правильному отношению к смерти. Вопрос жизни и смерти это вечный вопрос. Над ним размышляли величайшие умы человечества, и многие из них пытались постичь эту тайну жизни и смерти без веры в Бога. Но без веры в Бога эту тайну постичь невозможно!
Очень часто, когда мы с вами видим нечто подобное, происходящее в нашей жизни, когда уходят молодые люди из этой жизни, когда уходят люди, которые казалось бы, должны жить и жить, радовать своих близких, то очень часто встает вопрос : «Почему? Почему именно этот человек? Почему это именно с ним произошло?» Мы должны помнить, братия и сестры, о том, что полного ответа на этот вопрос мы не сможем получить здесь, на земле. Потому что мы никогда не сможем постичь до конца глубину промысла Божиего о человеке.
Но мы должны всегда твердо знать и верить, что Господь человека забирает из жизни тогда, когда человек максимально к этому готов. И должны помнить, что смерть человека никогда не является наказанием Бога этому человеку за какие-то грехи. Запомните это: никогда смерть наказанием не является, потому что смерть – это совершенно особое таинство в жизни человека.  Смерть – это то, ради чего человек приходит в этот мир, это итог, и никогда она наказанием не является! Да, Господь по Своему Промыслу может так управлять, что смерть человека станет вразумительной для других. Чтобы другие люди вразумились, одумались от совершения каких-то своих дел, но ни в коем случае это не наказание.
Да, мы сказали, что Бог забирает человека тогда, когда он максимально к этому готов, но, тем не менее, порой Господь забирает человека тогда, когда он настолько укореняется во зле, настолько укореняется во тьме, что никакой уже надежды на его исправление нет. И тогда, чтобы человек не наделал чего-либо более худшего, Господь тоже такого человека изымает из этой жизни.
Но вместе с тем, всем нам надлежит терять своих близких. Многие из нас, возможно, уже теряли. Уже многие уходили из этой жизни. Но мы всегда должны помнить это слово Спасителя, обращенное к нам: « Не плач!» Да, мы можем скучать о расставании, но важно, чтобы не было в нашей жизни плача отчаяния, чтобы нам не казалось, что жизнь закончена, что она не имеет далее смысла. Это может происходить только с тем человеком, который абсолютно не имеет веры, не имеет никакого упования на Господа.
Но вместе еще с этим, сегодняшнее Евангелие дает нам и величайшее утешение о том, что все равно, рано или поздно, мы будем со своими близкими. Что любовь, существующая между людьми, все равно постоянно связывает людей.
Будем молиться о наших умерших. Не будем только плакать и сокрушаться на их могилах.  Но прежде всего, будем не забывать возносить о них сугубую ежедневную молитву дома, в храме. И если мы будем молиться за своих близких, то тогда, когда мы покинем этот мир, кто-то будет молиться за  нас.  Аминь.
Протоиерей Димитрий Соболевский

Ростов–на–Дону
пр. Космонавтов 16а/32а
Важная информация